Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалерия Висленева
1 LOGO Роль и место ПМПК в системе оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья Школьная ПМПК Председатель школьной ПМПК Кленина Елена Алексеевна
2 Терминология ПМПК –психолого-медико-педагогическая комиссия Дети с ограниченными возможностями - дети, имеющие физический и (или) психический недостаток, который препятствует освоению образовательных программ без создания специальных образовательных условий.
3 Категории лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями): дети с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие, позднооглохшие; дети с нарушениями зрения : незрячие, слабовидящие; дети с нарушениями речи; дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые); дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; дети с нарушением поведения (с девиантным поведением); дети со сложными недостатками в развитии (с комплексными нарушениями
4 ФАКТОРЫ РИСКА ПОЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - отягощенная наследственность; - патология беременности или родов у родителей; - хронические заболевания у родителей; - неблагоприятные экологические ситуации; - профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка; - курение матери во время беременности; - алкоголизм родителей; - неполная семья; - неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе; - развитие новых технологий, которые приводят к еще не изученным последствиям (новые продукты питания, новые лекарства и т. п.) - изменение темпа жизни; - разрушение института семьи; - разрыв в межпоколенческих связях; - частая смена жительства; - изобретение компьютера, Интернета, широкое распространение телевидения; - успехи медицины; - демографическая яма, связанная с отложенными рождениями 1990 – 1993 годах; - дети, рожденные в период перестройки и сразу после нее.
5 Дети, имеющие в анамнезе неврологический диагноз Район% Ленинградский 58 Московский 60 Центральный 47
6 Протекание беременности и родов у матери, чьи дети испытывают трудности в обучении, поведении, общении Район% без осложнений% с осложнениями Ленинградский 1882 Московский 1090 Центральный 1585
7 Статистические данные По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и Научного центра здоровья детей РАМН за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% среди контингента детей, поступающих в школу.
8 Статистические данные Ведущей возрастной группой являются дети 8-13 лет, что связано с поздними сроками выявления отклонений в развитии, преимущественно с началом школьного обучения.
9 Статистические данные Среди детей с ОВЗ преобладают лица мужского пола (55%), особенно в городах.
10 Терминология Специальные образовательные условия – индивидуализированные условия обучения (воспитания), включая образовательные программы, методы, технические средства, среду жизнедеятельности,специально подготовленных педагогов, а также медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно (затруднено) освоение образовательных и профессиональных программ детьми с физическими и (или) психическими недостатками.
11 Терминология Интеграция - процесс и результат предоставления ребенку с особыми образовательными потребностями реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих такому ребенку отклонения в развитии и ограничения возможностей [Назарова]. Интеграция-процесс включения лиц с ограниченными возможностями здоровья во все сферы жизни общества как равноправных его членов, освоение ими достижений науки, культуры, экономики, образования [М.И.Никитина]. Интеграция детей с особыми образовательными потребностями - включение этих детей в обычные образовательные учреждения [Н.Н.Малофеев и Н. Д. Шматко)
12 Становление и развитие национальных систем специального образования (по Н.Н.Малофееву) 1 период эволюции (с VIII по XII вв.) – от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости призрения инвалидов. 2 период (с XII по XVIII вв.) – от осознания необходимости призрения инвалидов к осознанию возможности обучения глухих и слепых детей, от приютов через опыт индивидуального обучения к первым специальным учебным заведениям. 3 период эволюции (конец XVIII – начало XX) – от осознания возможности обучения детей с сенсорными нарушениями к признанию права аномальных детей на образование. 4 период (с начала XX в. до 1970-х гг.) от осознания необходимости специального образования для отдельных категорий детей с отклонениями в развитии к пониманию необходимости специального образования для всех нуждающихся в нем. Развитие и дифференциация системы специального образования. 5 период – (с 1970 –х гг. XX в.) от равных прав к равным возможностям. От сегрегации к интеграции. Company name
13 Специальное образование Дошкольное образование Общее образование Профессиональное образование Службы ранней помощи, 6 Специальные ДОУ, 11 учреждений Специальные ДОУ, 11 учреждений Специальные группы в ДОУ, 174 группы Специальные группы в ДОУ, 174 группы Специальные школы-интернаты, 7 учреждений Специальные школы-интернаты, 7 учреждений Школа дистанционного обучения, 135 Школа дистанционного обучения, 135 Классы интегрированного обучения, 213 Специальные классы в ОУ, 78 Классы интегрированного обучения, 213 Специальные классы в ОУ, 78 Специальные группы в НПО 18 Специальные группы в НПО 18 ППМС Центры, 7 2
14 - 9,6 %- 27,0% - 36,3 % 6 Изменение сети учреждений специального (коррекционного) образования
15 LOGO Информатизация специальных (коррекционных) образовательных учреждений МО Калининградской области победитель конкурсных отборов субъектов РФ получателей аппаратно программных комплексов В учреждения поставлено 8 комплектов оборудования 5 творческих студий дизайнерский класс, лингвистический класс класс изучения иностранных языков На 100 обучающихся воспитанников 28 компьютеров 42% учебных кабинетов имеют оборудованное рабочее место учителя Число педагогов владеющих информационными технологиями увеличилось на 48 % 9
16 LOGO Ресурсные центры специальных (коррекционных) образовательных учреждений Направления деятельности ресурсных центров информационно – методическое и консультативное сопровождение педагогов массовых школ адресное дефектологическое и психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья реализация программ социального партнерства создание групп кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста организация летнего отдыха и оздоровления детей взаимодействие с общественными организациями по оказанию психолого-педагогической помощи семьям 10
17 Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
18 Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья Кол-во С(К)К в ОУ Численность обучающихся в С(К)К
19 2007 год Создание региональной экспериментальной площадки Школа дистанционной поддержки образования детей с особыми образовательными потребностями ЦЕЛЬ: Создание условий для организаций полноценного и качественного образования детей с особыми образовательными потребностями путем интеграции очной и дистанционной форм обучения 2008 год Представление успешного опыта Калининградской области на федеральном уровне 2009 год Включение в ПНПО нового направления Дистанционное образование детей- инвалидов 13 Дистанционное образование детей-инвалидов
20 LOGO 14 Территориальный охват учащихся дистанционной школы Дистанционное образование детей-инвалидов
21 ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) УЧРЕЖДЕНИЙ Восемь видов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений для детей с отклонениями в развитии I вид – для глухих IIвид – для слабослышащих III вид – для слепых IV вид – для слабовидящих V вид – для детей с тяжелой речевой патологией VI вид – для детей с нарушением О ДА VII вид – для детей с ЗПР VIII вид- для детей с нарушением интеллекта
22 Школьная ПМПК своевременное выявление и комплексное диагностическое обследование детей для определения специальных образовательных потребностей и программы обучения, обеспечивающих полноценное развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Цель Цель Выявление детей с ОВЗ. Диагностика отклонений в развитии детей. Отслеживание динамики развития ребенка и уточнение ранее данных рекомендаций. Организационно-методическая помощь педагогам. Задачи Задачи
23 Организация ПМПК На территории Калининградской области функционируют две территориальные психолого-медико- педагогические комиссии: - для комплексного обследования детей дошкольного возраста; - для комплексного обследования детей школьного возраста. Company name
24 Состав школьной ПМПК: председатель комиссии, учитель-дефектолог Кленина Елена Алексеевна учитель-логопед Филин Александр Андреевич врач-психиатр Седина Татьяна Евгеньевна учитель-дефектолог Калинина Валентина Александровна педагог-психолог Баркаева Ирина Леонидовна педагог-психолог Студинская Елена Орестовна секретарь ПМПК Багрий Маргарита Борисовна
25 Организация работы ПМПК Территориальная и центральная комиссии осуществляют свою деятельность по адресу: г. Калининград, ул. Гостиная, д.7. Режим работы комиссий: Понедельник Вторник Четверг (выезды в муниципальные образования). Запись на ПМПК по тел
26 Организация работы ПМПК - Специалисты ПМПК работают непосредственно в помещении комиссии, в учреждениях образования, здравоохранения, социальной защиты населения, выезжают для обследования детей по месту их жительства, в том числе в районы области. - В своей работе по определению программы обучения ПМПК руководствуется Законом РФ «Об образовании» и соответствующими инструкциями по приему детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов, с учетом соблюдения прав родителей (лиц, их заменяющих).
27 Организация работы ПМПК - Прием детей ПМПК осуществляется по инициативе родителей (лиц, их заменяющих) или при их согласии, а также по инициативе учреждений и органов управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, общественных организаций.
28 Законные представители родители Лица, их заменяющие Мать/ отец Одинокая мать/ отец (форма 25) Одиночка мать/ разведенн ая или вдова Опекуны (назначают ся детям в возрасте до 15 лет) Попечители (назначают сядетям в возрасте от 15 до 18 лет) Патронатная семья Приемная семья Усынови -тели
29 ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ – СИРОТ и ДЕТЕЙ,ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Длительный срок, который необходим для сбора всех необходимых документов, 2. Государство не оказывает таким семьям никакой дополнительной помощи. 1. За ребенком сохраняются все права наследования в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста. 2. При усыновлении ребёнку можно дать фамилию усыновителя, изменить отчество и при необходимости даже дату рождения. Усыновление(удочерение) принятие в семью ребёнка на правах кровного Минусы ПлюсыФормы устройства
30 ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ – СИРОТ и ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств. 2. Сложнее оформление. 3. Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка. 1. Такая семья заменяет пребывание ребёнка в детском доме или в приюте на домашнее воспитание и создаётся на основе договора между приёмным родителем (родителями) и органами опеки. 2. Приёмному родителю выплачивается зарплата и засчитывается трудовой стаж. Приёмная семья форма вос питания ребёнка (детей) в семье на дому у приёмного родителя воспитателя. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. МИНУСЫПЛЮСЫФОРМЫ УСТРОЙСТВА
31 ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ – СИРОТ и ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1. Органы опеки обязаны осуществлять регулярный контроль за условиями содержания, воспитания и образования ребёнка. 2. Ребёнок может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна; 3. Не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка 1. Нет тайны передачи ребёнка под опеку и возможны контакты с кровными родственниками ребёнка Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно. Опекун несёт за ребёнка полную ответственность. Опека устанавливается оформляется быстрее, чем усыновление. На опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие. По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если у него нет собственного. Менее жёсткие требования предъявляются к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий, не требуются справки об отсутствии судимости. Опека принятие в семью ре бёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 15 лет, а попечительство над детьми от 15 до 18 лет. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Минусы ПлюсыФормы устройства
32 ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ – СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ 1.Отчётность за воспитание и расходование средств 2. В любой момент ребёнок может быть изъят из семьи 3. Контакты с родителями и родственниками ребёнка, как правило, обязательны и их определяется регламент 4. Требования к состоянию здоровья лиц, принимающих ребёнка в семью. 5. Лица, принимающие ребенка в семью не должны были быть прежде лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, не отстранялись от обязанностей опекуна или усыновителя по собственной вине. 1.Возможно поместить в семью патронатного вос питателя ребёнка. 2. На ребёнка выплачивается содержание, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью. 3. По исполнении 18 нет патронируемому выделяется жилье, если у него такового нет. Уполномоченная служба организует обучение, отдых, лечение патронируемого, оказывает помощь в воспитании, в решении сложных проблем. 4. Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и т.п. Патронат форма воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у воспитателя, который является сотрудником Уполномоченной службы по патронату на договоре. Срок помещения ребёнка под патронат может быть разным, и зависит от ситуации. Ответственность разделена между патронатным воспитателем. Уполномоченной службой, родителями ребёнка и территориальными органами. Патронатный воспитатель обязательно проходит специальную подготовку (обучение) в Уполномоченной службе. Минусы ПлюсыФормы устройства
33 Основными направлениями деятельности Комиссий являются: - проведение комплексного психолого- медико-педагогического обследования (далее - Обследование) детей в возрасте от 0 до 18 лет с целью своевременного выявления недостатков в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей; Company name
34 Основными направлениями деятельности Комиссий являются: - подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи, организации их обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребенка и условий местного социума; Company name
35 Основными направлениями деятельности Комиссий являются: -подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций; Company name
36 Основными направлениями деятельности Комиссий являются: - оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении; Company name
37 Основные направления днятельности ПМПК - взаимодействие с образовательными учреждениями для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи; - оказание федеральным государственным учреждениям медико- социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида; Company name
38 Организация работы ПМПК ПМПК предоставляется право затребовать следующие документы: 1)паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, установленный федеральным законодательством; 2)документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания населения, учреждений системы здравоохранения и других учреждений, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3)свидетельство о рождении ребенка и копию данного документа; 4)выписку из истории развития ребенка; 5)заключения врача-невролога, врача-офтальмолога, врача отоларинголога (сурдолога), врача-психиатра на отдельных бланках; 6)педагогическое представление или характеристику из образовательного учреждения, если ребенок является обучающимся или воспитанником; 7)выписка из решения педагогического совета (консилиума) о направлении ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию; 8)письменные работы по русскому (родному) языку, математике (для детей школьного возраста), рисунки и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка, отражающие особенности его развития. 9)результаты углубленного психологического исследования (для детей старше 12 лет). 10)законные представители ребенка, оставшегося без попечения родителей, воспитывающегося в семье опекуна (попечителя) или в приемной семье, дополнительно представляют документ (акт органа опеки и попечительства о назначении гражданина опекуном, попечителем, приемным родителем, или патронатным воспитателем).
39 Состав и организация работы Прием детей на ПМПК осуществляется только в сопровождении родителей (лиц, их заменяющих); Данные обследования детей протоколируются. На основании данных индивидуального обследования ребенка на ПМПК составляется заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о программе коррекционного обучения и воспитания с учетом его психических, физических и инидивидуальных возможностей и особенностей; В тех случаях, когда ПМПК не представляется возможным принять окончательное решение о состоянии ребенка, организуется пробное диагностическое обучение ребенка. В этих целях ребенок может быть направлен с согласия родителей (лиц, их заменяющих) в специальное (коррекционное) образовательное учреждение для диагностического обучения на срок, рекомендуемый комиссией.
40 Состав и организация работы Родителям (лицам, их заменяющим) выдается заключение с соответствующими рекомендациями по обучению ребенка, что является основанием для направления ребенка в специальное (коррекционное) образовательное учреждение при согласии родителей (лиц, их заменяющих). Протокол обследования хранится в ПМПК не менее 10 лет и может быть предоставлен по доверенности ОУ, где обучается ребенок. В ПМПК ведется следующая документация: журнал записи на ПМПК; журнал учета детей, прошедших обследование; протоколы, в которых подробно фиксируется ход и содержание обследования детей. График работы ПМПК составляется на каждую неделю с учетом реального запроса на прием населения. Корректировка плана осуществляется ежемесячно.
41 Состав и организация работы На прием одного ребенка и сопровождающих его родителей (законных представителей) отводится 15 минут. В течение этого времени специалисты проводят анализ первичной информации, коллегиальное планирование обследования и непосредственное обследование ребенка, консультирование родителей (законных представителей), других заинтересованных лиц, оформление заключения и рекомендаций, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка с другими специалистами, окончательное оформление коллегиального заключения и рекомендаций и предоставление их родителям (законным представителям).
42 Психологическое обследование (педагог – психолог) Особенности интеллектуально- мнестической деятельности ребенка. Особенности психосоциального развития ребенка. Особенности эмоционально-волевой сферы.
43 Педагогическое обследование (учитель - дефектолог) Оценка сформированности ЗУН в соответствии с уровнем обучения. Оценка адекватности предшествующих условий обучения и воспитания ребенка. Определение оптимальных педагогических условий дальнейшего развития/образования.
44 Педагогическое обследование (учитель-логопед) Квалификация структуры и формы речевого дефекта, первичности/вторичности речевой патологии. Прогноз дальнейшего речевого развития и успешности обучения, развития ребенка в целом. Определение профиля дальнейшего обучения.
45 Медицинское участие Выводы о соматическом, психическом, неврологическом статусе (на основании сведений, полученных при анализе медицинских документов, наблюдений за ребенком в процессе обследования). Прогноз дальнейшего развития ребенка с учетом его состояния здоровья. Рекомендации по дополнительному обследованию ребенка в других системы здравоохранения. При наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение, проведение лечебных мероприятий по месту жительства ребенка.
46 Основные принципы деятельности ПМПК Принцип семейно-центрированности – специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей. Принцип партнерства – деятельность специалистов направлена на установление партнерских отношений с ребенком и его семьей; Принцип междисциплинарного взаимодействия – работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребенке и семье, действующих в рамках технологии профессионального взаимодействия. Принцип добровольности – родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи в программу обслуживания.
47 Основные принципы деятельности ПМПК Принцип открытости - ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его развитием; Принцип конфиденциальности – информация о ребенке и семье, доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи. Принцип уважения к личности ребенка – специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
48 Основные принципы деятельности ПМПК Принцип уважения к личности родителя – уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания. Принцип профессиональной ответственности – специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка. Принцип информированного согласия – ПМПК дает родителям / законным представителям достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи.
49 Коррекционно- развивающее обучение (КРО) Классы компенсирующего обучения (ККО) С(К) К 7 вида (классы для детей с ЗПР, классы выравнивания) Классы интегрированного обучения НОРМАТИВНАЯ БАЗА:: -Закон РФ «Об образовании»; -- Приказ МО РФ 333 от «Примерное положение о -классе (классах) компенсирующего обучения - в общ. учреждениях» Нормативная база: -Инструктивное письмо Министерства просвещения -РСФСР от 3 июня «О специальных классах - выравнивания для детей с ЗПР Нормативная база: Приказ правительства Калининградской Области 2728\1 от г. «Об интегрированном обучении детей С ОВЗ в ощеобразовательных учреждениях» Состав: Дети обучающие по общеобразовательной программе и дети с отклонениями в развитии (наполняемость класса составляет не более 25 человек. Кол-во детей с ОВЗ не менее 5, но не более 12 человек) Состав: Дети сЗПР церебрально-органического генеза Состав: 1)Дети с задержкой конституционного происхождения; 2) Дети с задержкой соматогенного происхождения; 3) Дети с задержкой психогенного происхождения
50 Задержка конституционального происхождения ПРОЯВЛЕНИЯ: - отставание психического развития от паспортного возраста; - основной фон настроения преимущественно положительный ( перепады в настроении бывают редко, обиды забываются быстро); - Незрелость эмоционально-волевой сферы ( выполняет то, что непосредственно связано сего интересами) - - незрелость предпосылок интеллектуального развития. ПРОГНОЗ: Благоприятный ПОМОЩЬ: - Выявление таких детей в дошкольном возрасте; - Раннее начало коррекционной работы; - Целенаправленное педагогическое воздействие в доступной ребенку занимательной форме ОБУЧЕНИЕ: - Обучение не с 7, а с 8 лет; - Направление по решению школьного консилиума в класс компенсирующего обучения. Если такого класса в школе нет, то возможно дублирование первого класса.
51 ЗАДЕРЖКА СОМАТОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРИЧИНЫ: Перенесенные в раннем детстве заболевания, влияющих на развитие мозговых функций ( хронические инфекции, аллергия, дистрофия, стойкая астения, дизентерия). ПРОЯВЛЕНИЯ: - большие трудности в адаптации к новой сфере; - настроение пониженное; - мотивация достижения снижена; - аффективное торможение; - своеобразное изменение личности; - критическое отношение к своим затруднениям. ПОМОЩЬ: Систематическая лечебно-педагогическая помощь. ОБУЧЕНИЕ: 1) школы санаторного типа; 2) класс компенсирующего обучения. Если такого нет, необходимо создать в условиях общеобразовательного класса охранительный медикаментозно- педагогический режим.
52 Задержка психогенного происхождения ПРИЧИНЫ: Неблагоприятные условия воспитания (гипоопека или гиперопека) ПРОЯВЛЕНИЯ: При гипоопеке: -аффективность (импульсивные, взрывные реакции); - безвольное следование влечениям; - интеллектуальны пассивны; -в поведении проявляется индивидуализм При гиперопеке: - несамостоятельность; -пассивность; - забитость; - повышенная тревожность -низкий уровень анализирующего наблюдения; -слабо разграничивают существенные и несущественные признаки; - затрудняются при установлении признаков сходства; - недостаточно используют обобщающие слова; - интеллектуально пассивны; - внимание неустойчиво; - повышенная агрессивность(или покорность или приспособленчество) ПОМОЩЬ: Индивидуальный подход, интенсификация обучения ОБУЧЕНИЕ: класс компенсирующего обучения.
53 ЗПР церебрально- органического происхождения ПРИЧИНЫ: - патология беременности (тяжелый токсикоз, перенесенный матерью вирусный грипп, гепатит, алкоголизм или наркомания матери или отца); - родовые патологии ( недоношенность, родовая травма, асфиксия); - тяжелые заболевания на первом году жизни (нейроинфекция, тяжелые инфекционные заболевания) ПРОЯВЛЕНИЯ: - незрелость эмоционально-волевой сферы; - дезадаптивные формы общественного поведения; - сниженный уровень познавательной активности; - недостаточно сформирована готовность к усвоению знаний и предметных понятий ПОМОЩЬ: Систематическая компетентная коррекционно-педагогическая поддержка: - адаптация объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся; - усиление регулирующей и направляющей роли речи, нормализация взаимосвязи речи и деятельности учащихся; - обучение выполнять инструкцию с несколькими заданиями; - проверка учеником качество своей работы; - четкое обобщение каждого этапа урока. ОБУЧЕНИЕ: школа для детей с ЗПР; классы выравнивания в общеобразовательной школе.
54 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение/Сост. С. Г. Шевченко. М.: Дрофа, с. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение./Сост. С. Г. Шевченко. 3-е изд.,стереотип.- М.: Дрофа, с. Сборник включает программы начальной школы по математике, физической культуре, ритмике, трудовому обучению, русскому языку, окружающему миру, природоведению рекомендованные Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы. В помощь педагогам пред лагаются также методические письма и тематическое планирование уроков. Материалы соответствуют требованиям, предъявляемым к организации учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VII вида.
55 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития Программы даны в двух вариантах: Iвариант для детей, у которых задержка психического развития проявилась в период обучения в I классе массовой школы. Они направляются в специальные школы и классы выравнивания для детей с задержкой психическою развития во II класс и обучаются за курс начальной массовой школы четыре года (II, II доп.,III, IV классы). IIвариант для детей, у которых задержка психического развития выявлена в дошкольном возрасте. Они направляются в подготовительные классы специальных школ, специальные классы выравнивания и обучаются за курс начальной массовой школы пять лет (подготовительный, I, II, III, IV кл.).
56 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития Программы первых лет обучения в специальной школе (второй класс I варианта, подготовительный и первый, классы II варианта имеют различия по объему содержания образования и специфике построения. Программы последующих лет обучения являются общими для 1 и II вариантов комплектования школ. По изобразительному искусству, пению и физической культуре в начальных классах используются соответствующие программы массовой школы. В подготовительном и первом классе (II вариант) программа первого класса массовой школы по этим предметам изучается в течение двух лет. По трудовому обучению представлена специальная программа для подготовительного и первого (второго) классов. В последующие годы трудовое обучение осуществлю по программам массовой школы.
57 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития Программы по математике для 5-9 классов коррекционно-развивающего обучения. Калининград,2005 г. Программы составлены Виноградовой Н.А., завкабинетом математики КОИПКиПРО и рекомендованы кабинетом коррекционной педагогики КОИПКиПРО для работы педагогов с детьми, с ограниченными возможностями здоровья (в частности, имеющих задержку психического развития). Цель: формирование практически значимых знаний и умений; интенсивное интеллектуальное развитие средствами математики на материале, отвечающем особенностям и возможностям данной категории учащихся.
58 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития Основное содержание курса математики У-У1 классов составляет материал арифметического и геометрического характера. Рассмотрение алгебраического материала (использование, букв, упрощение буквенных выражений, решение уравнений) откладывается на более позднее время, чем это делается сейчас: на конец VI класса и начало VII класса. Рекомендуется провести некоторое перераспределение арифметического материала между У-У1 классами (если преподавание ведется по учебникам «Математика 5» и «Математика 6» Н.Я. Виленкина и др.). Так, введение понятия процента перенесено в VI класс, основное СВОЙСТВО дроби изучается в V классе. В У-У1 классах меняется роль геометрического материла, он приобретает самоценное значение. Увеличивается его доля, расширяется круг рассматриваемых вопросов, полнее используются его возможности в развитии мышления школьников. Большое внимание следует уделить накоплению учащимися опыта геометрической деятельности, развитию их пространственных представлений, глазомера наблюдательности, заинтересованности в дальнейшем изучении геометрии.
59 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития В VII классе будет продолжено формирование навыков вычислений, действий с рациональными числами, работа с процентами, отношениями и т.д. Начинается курс алгебры VII класса с основательного повторения материала У-У1 классов. Курс геометрии в VII классе советуем изучать с первой четверти. Это только поможет учащимся быстрее адаптироваться в учебный процесс, в новый предмет, т.к. весь материал геометрии основан на образах, практической деятельности учащихся. В У11-1Х классах учебный материал по алгебре и геометрии в классах с недостаточной математической подготовкой по объему занимает значительно меньшее место и уровень его по сложности ниже. Ряд тем опускается или подаются ознакомительно. Программы по алгебре УИ-1Х классов разработаны для учебников «Алгебра 7», «Алгебра 8», «Алгебра 9» авторского коллектива Ш.Алимова и др., а по геометрии - к учебнику «Геометрия 7-9» авторов Л.С. Атанасяна и др.
60 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с задержкой психического развития Программы по русскому языку для 5-9 классов коррекционно- развивающего обучения. Калининград, 2005 г. Рекомендуемые программы представляют собой практический курс русского языка для учащихся 5-9 классов, обучающихся в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях (классах) VII вида, а также в классах интегрированного обучения образовательных школ. Программы составлены в соответствии с материалами учебников следующих авторов: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, ИИ. Кулибаба, Т.А. Ладыженская, Л.Л. Тростснцова. Программы разработаны Сидоренко Г.Ф., научным сотрудником МИПКРО, учителями школы-лаборатории 196 г. Москвы Черченко Л.Л. (5-7 класс), Барановой М.И. (8-9 класс) и рекомендованы Комитетом образования г. Москвы
61 Интеграция – закономерный этап развития системы специального образования
62 Переход к интегрированному обучению осуществляется в условиях (по материалам Н.Н. Малофеева) - отсутствия законодательной базы обучения детей с отклонениями в развитии - устоявшегося законодательства в области специального обучения (в т.ч. и интегрированного) - становления демократических норм - устоявшихся юридически закрепленных норм демократии - экономического спада- экономического подъема РОССИЯ (90-ЫЕ ГОДЫ)ЗАПАД (70-ЫЕ ГОДЫ)
63 Переход к интегрированному обучению осуществляется в условиях (по материалам Н.Н. Малофеева - наличие цензового образования для детей с отклонениями в развитии - отсутствие цензового образования для детей с отклонениями в развитии - ухудшение жизни разных слоев населения, национальные конфликты - противостояние дискриминации людей по расовому, половому, национальному, религиозному и др. признаку - традиции благотварительности прерваны, льготы отсутствуют - богатые традиции благотворительности, финансовые льготы филантропам РОССИЯ (90-ЫЕ ГОДЫ)ЗАПАД (70-ЫЕ ГОДЫ)
64 УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ - стойко выраженное снижение познавательной деятельности ребенка, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ олигофрения деменция ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА ОЛИГОФРЕНИИ И ДЕМЕНЦИИ Парциальность поражения Тотальность поражения Структура дефекта Поврежденное психическое развитие Общее стойкое недоразвитие мозговых структур Тип дизонтогенеза Послеречевой период Внутриутробный и ранний постнатальный, т.е. доречевой период Время возникновения Эндогенные и экзогенные факторы, действующие в пренатальный,натальный и постнатальный периоды Причины возникновения дефекта Деменцияолигофрения Дифференциальные критерии
65 ПРОГРАММЫ и учебно-методические комплекты для детей с интеллектуальной недостаточностью Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авторы: А. К. Аксенова, А. П. Антропов, И. М. Бгажнокова, И. А. Буравлева, С. И. Веневцев, Н. Г. Галунчикова, Л. В. Гомилка, Б. Б. Горскин, А. А. Дмитриев, И. Ю. Жуковин, С. Ю. Ильина, С. А. Кустова, Т. М. Лифанова, Н. Б. Матвеева, М. Н. Перова, М. Ю. Рау, Л. В. Смирнова, Е. Н. Соломина, М. Б. Ульянцева Научный руководитель проекта канд. психолог, наук, проф. И. М. Бгажнокова Все программы, включенные в сборник, имеют гриф «Допущено Министерством образования Российской Федерации». Программа предназначена для работы с умственно отсталыми детьми школьного возраста.
66 Количественный и качественный состав обследованных детей на школьной ПМПК ( , учебный год) Количественный и качественный состав обследованных детей на школьной ПМПК ( учебный год) Район Диагноз I вид II вид IV вид VI вид VII вид VIII в. Пр. разв. Др. рек. Всего Багратионовский р-н Балтийск Гвардейский р-н Гурьевский р-н Гусевский р-н Зеленоградский р-н Краснознаменский р-н Неманский р-н Нестеровский р-н Озерский р-н Пионерск Полесский р-н Правдинский р-н Светлый Светлогорск 123 Славский р-н Советск Черняховский р-н Всего по области Ленинградский р-н Московский р-н Центральный р-н Всего по городу Всего по области и городу Количественный и качественный состав обследованных детей на школьной ПМПК ( учебный год) Район ДиагнозI видII вид IV вид VI вид VII видVIII в. Пр. раз в. Др. рек. Все го Багратионовский р-н Балтийск Гвардейский р-н Гурьевский р-н Гусевский р-н Зеленоградский р-н Краснознаменский р-н Неманский р-н Нестеровский р-н Озерский р-н Пионерск Полесский р-н Правдинский р-н Светлый Светлогорск Славский р-н Советск Черняховский р-н Янтарный Мамоново Ладушкин Всего по области Ленинградский р-н Московский р-н Центральный р-н Всего по городу Всего по области и городу
67 Количественный и качественный состав обследованных детей на школьной ПМПК ( , учебный год)
70 Количественный состав обследованных детей в области на дошкольной и школьной ПМПК (2008 – 2009, 2009 – 2010 г.) Район дошк.шк.дошк.шк. Багратионовский Балтийск Гвардейский Гурьевский Гусевский Зеленоградский Краснознаменский Неманский Нестеровский Озерский Пионерский Полесский Правдинский Светлый Светлогорский Славский Советск Черняховский Мамоново Ладушкин 0026 Янтарный 0010 Всего по области ИТОГО:
71 Количественный состав обследованных детей в области на дошкольной и школьной ПМПК (2008 – 2009, 2009 – 2010 г.)
72 Количественный состав обследованных детей в городе Калининграде на дошкольной и школьной ПМПК (2008 – 2009, 2009 – 2010 г.) Район дошк.шк.дошк.шк. Ленинградский Московский Центральный Всего по городу Всего по городу и области ИТОГО:
73 Численность детей в возрасте лет, лет, 12 –18, прошедшие школьную ПМПК в 2008/2009;2009/2010 учебных годах Возрастные группы Учебный год лет лет лет 2008/ / [1] Дети, достигшие возраста 10 лет, не учитываются [2] Дети, достигшие возраста 12 лет, не учитываются
74 LOGO
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.