Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Супонева
1 Подготовка к сочинению- рассуждению С1 Сочинение на лингвистическую тему
2 Формулировка задания ГИА Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3 Структура сочинения-рассуждения 1. Тезис (мысль, которую необходимо доказать). 2. Аргументы (доказательства) из ПРОЧИТАННОГО текста. 3.Вывод.
4 С чего начать? 1. Выписать все термины, которые входят в формулировку задания, и уяснить из смысл. Словарь = словарный состав языка, лексика. Грамматикараздел лингвистики, занимающийся изучением и описанием словоизменения (морфология), видов словосочетаний и типов предложений (синтаксис).
5 Следующий шаг На основе предложенного текста найти примеры, иллюстрирующие эти лингвистические понятия.
6 Словарь = лексика Антонимы - как выразительное средство создания контраста Диалектизмы - для реалистического изображения быта, т.е. создания «местного колорита»; для речевой характеристики действующих лиц; в качестве средства выразительности для передачи особенностей речи жителей определенной местности. Метафора - для создания образности (путем скрытого сравнения) и компактности в плане языковых средств, когда о многом можно сказать одним словом
7 Словарь (продолжение) Неологизмы - для создания оттенка необычности, новизны Профессионализмы- в широком понимании - показатель образованности в определенной сфере, в узком - уместность употребления как уровень культуры Синонимы - две функции: идеографическая и стилистическая - идеографические синонимы различаются оттенками значений; стилистические -сферой употребления и экспрессивной окраской на фоне нейтрального основного слова синонимического ряда
8 Словарь (продолжение) Стилистически окрашенные слова выражают отношение к слову (разговорные, просторечные, народнопоэтические, высокие, сниженные, шутливо-иронические) Фразеологизмы - для придания высказыванию выразительности; для создания образности
9 Примерный текст сочинения Словарь – это лексическое богатство языка. И русский язык в этом плане необычайно разнообразен. Это подтверждается обилием многозначных слов, омонимов, антонимов, синонимов и т.д. Так, например, в предложении___ (Задание выполняется на материале задания В1) используется слово__, которое имеет синонимы_________. Почему автор использовал именно это слово? Думаю, оно позволило ему более точно передать то, о чём он думает, именно это слово передаёт его _________, т.е. мы видим «о чём думает» герой этого текста.
10 Пример 1. (14)Внизу, за рекой, видна чаша стадиона. (15)Серёжка смотрит на неё, но видит не стадион, а каменные стены римского Колизея. (16)Сейчас он не ученик средней школы, он отважный гладиатор. (17)На нём не штаны и куртка, а кованые доспехи.
11 Сочинение по примеру 1 Возьмём, например, контекстные антонимы, которые широко используются в художественной речи как выразительное средство создания контраста. В данном тексте автор, показывая разыгравшуюся фантазию Серёжи, использует слова: «стадион – римский Колизей», «ученик – гладиатор», «штаны и куртка – доспехи» (предложения 15, 16, 17). Эти контекстные антонимы показывают нам мир необузданных фантазий главного героя.
12 Грамматические понятия Части речи: морфологические (род, число, падеж, разряды, время, лицо, вид, наклонение, склонение, спряжение, неизменяемость) и синтаксические признаки. Строение и значение синтаксических единиц: словосочетания и предложения (члены предложения, виды предложений, осложняющие элементы, виды придаточных, способы передачи чужой речи).
13 Грамматика – морфология и синтаксис У пишущего всегда есть выбор грамматической формы слова и строения предложения.
14 Морфология. Почему автор выбрал эту часть речи или эту грамматическую форму? Деепричастие и деепричастные обороты- для выражения краткости и динамичности Использование форм наклонения глагола в различных стилях речи характеризуется следующими особенностями: изъявительное наклонение стилистически нейтрально и широко используется во всех стилях речи; повелительное наклонение в основном используется в разговорной речи; сослагательное (условное) наклонение широко используется как в разговорной, так и в книжной речи
15 Синтаксис Водные слова выражают отношение говорящего к высказываемому; эмоциональная оценка сообщаемого указание на экспрессивный характер высказывания, указание на последовательность изложения; указание на способ оформления мыслей; призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам, т.е. как вид коммуникативного контакта и др.
16 Синтаксис (продолжение) Вопросительные предложения служат собственно вопросом, вопросом- размышлением; подчеркивают нужную мысль; выражают предположение; являются эмоциональным откликом на ситуацию. Восклицание выражение сильного чувства, волнения; выражение отношения автора (возмущение, ирония).
17 Синтаксис (продолжение) Инверсия - для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков. Обобщенно-личное предложение - с целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицы и поговорки. Однородные члены (конструкции) - показ динамики действий; зарисовка общей картины как единого целого; создание гаммы красок, звуков и т.д.; создание ряда эпитетов, обладающих экспрессивностью, живописностью.
18 Синтаксис (продолжение) Прямая речь - дословная передача чужого высказывания; средство характеристики говорящего; средство создания художественного образа. Риторический вопрос- для привлечения внимания читателя. Побудительное предложение- для выражения волеизъявления говорящего.
19 Пример 2 - (34)Спасибо, сказал, ничуть не удивившись, старик. (35) И пошёл. (З6) Медленно. (37) Спокойно. (38) Но уже совсем не как Иван Грозный. (39) А жаль.
20 Сочинение по примеру 2 Парцелляция широко используется в художественной литературе как особый стилистический приём, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. В данном тексте автор использует это средство в предложениях 35, 36, 37, 38, 39. Оно помогает увидеть растерянность главного героя, которого так неожиданно вернули из мира фантазий.
21 Пример 3 (21) И сейчас Серёжка не просто ученик он физик! (22)Вот он берёт фотопластинки и начинает размышлять, что на них за следы... (23)Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Серёжка забывает, что минуту назад был физиком. (24)Темнеют вдалеке стены Кремля, и их охраняет на высоком берегу стрелец Сыроежкин. (25)Вот приближается высокий старик с палкой. (26) Да это сам Иван Грозный!
22 Сочинение по примеру 3 Возьмём, например, предложения 21 и 26. Они являются восклицательными с точки зрения интонации. Автор не случайно использует их в своём тексте. Они помогают читателю увидеть ироничное отношение автора к своему герою.
23 Пример 4 (11)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...
24 Сочинение по примеру 4 Особое внимание при анализе синтаксиса текста можно обратить на использование односоставных предложений. Так, предложения 12 и 13 являются неопределённо-личными. Такие предложения помогают читателю акцентировать внимание на действии. Автор показал необузданный полёт фантазии Сыроежкина.
25 Вывод 1) Размышляя над словами Г. Степанова, я понял(а), что нужно расширять свой словарный запас, стараться лучше изучить грамматику. Тогда и в устной, и в письменной речи мы будем делать меньше ошибок, станем по-настоящему культурными людьми. 2) Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.