Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСвятослав Асеев
1 11 кл. «Спирты – вредное воздействие этанола на организм» 10 кл. «Строение клетки – клеточная мембрана» Урок на 2 часа
2 Презентация к интегрированному уроку биологии в 10 классе и химии в 11 классе, с демонстрацией кинороликов. Автор-составитель: учитель биологии-химии, Хамитова Ямиля Абдулловна. Автор-составитель: учитель биологии-химии, Хамитова Ямиля Абдулловна. МОУ средняя общеобразовательная школа п. Кедровый, Ханты-Мансийского района. МОУ средняя общеобразовательная школа п. Кедровый, Ханты-Мансийского района г 2008 г
3 ЦЕЛЬ УРОКА: Исследовать Исследовать - воздействие этанола на белки и жиры - главных компонентов клеточной мембраны живых организмов; - скорость проницаемости некоторых веществ через клеточную мембрану. Развитие естественнонаучного мышления, практических умений и навыков учащихся. Развитие естественнонаучного мышления, практических умений и навыков учащихся. Воспитание сознательного, бережного отношения к своему здоровью, профилактика алкоголизма. Воспитание сознательного, бережного отношения к своему здоровью, профилактика алкоголизма.
4 I.Организационная часть. II.Вступление учителя. III.Беседа с учащимися 10 и 11 кл. по темам «Спирты» и «Строение клеточной мембраны и функции». IV.Исследование – практическая работа 1. Выявление причины более быстрого проникновения молекул эталона через клеточные мембраны – работа по схемам; 2. Влияние этанола на молекулы белков – эксперимент. V. Подведение итогов исследований – выводы. VI. Заключение о вреде алкоголя.
5 Вопросы для беседы с учащимися 1. Что такое спирты? Гомологический ряд спиртов - формулы? Физические свойства? 1. Что такое спирты? Гомологический ряд спиртов - формулы? Физические свойства? 2. Какие вещества нужны клетке для жизнедеятельности? 2. Какие вещества нужны клетке для жизнедеятельности? 3. А спирты относятся ли к веществам, необходимым для клеток организма? 3. А спирты относятся ли к веществам, необходимым для клеток организма? Рассказ учителя по таблице - путь алкоголя по организму, как он, обжигая слизистые, идет по всему организму, доходит до каждой клеточки и почти беспрепятственно проникает через клеточную мембрану.
6 Путь алкоголя
7 Проблема… Почему клеточная мембрана, обладая избирательной проницаемостью даже для питательных веществ, почти беспрепятственно пропускает спирты?
8 4. Какое строение имеет клеточная мембрана?
9 1. По зашифрованным схемам выявить – в чем причина более быстрого проникновения этанола через клеточную мембрану, даже быстрее воды. 2. Каждой группе сделать соответствующие выводы. исследование
10 Задание для исследователей лаборатории 1
11 Задание для исследователей лаборатории 2
12 Задание для исследователей лаборатории 3
13 Задание для исследователей лаборатории 4
14 1. Малый радиус спиртов, сходство с глюкозой. 2. Спирты не электролиты, как и вода, а соль электролит, ионам которой для проникновения в клетку требуется энергия 3. Хорошая растворимость спиртов в жирах, позволяет им проникать в клетку растворяя липидный слой 4. Хорошая растворимость спиртов в воде позволяет им легко проникать через мембрану за счет образования водородных связей с водой. Выводы
15 Проблема… Липидный слой растворяется в спирте и теряет свои барьерные способности. Но в мембране есть еще и белковый слой. Липидный слой растворяется в спирте и теряет свои барьерные способности. Но в мембране есть еще и белковый слой. Что происходит с белками под влиянием этанола? Что происходит с белками под влиянием этанола?
16 «Влияние этанола на молекулы белков». Каждая группа выполняет один и тот же эксперимент, но делает выводы исходя из цели по инструкции. (инструкции розданы каждой группе)
17 Инструкции к эксперименту Инструкция 1 Инструкция 1 Влияние этанола на молекулы белков. Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания: Клеточные мембраны состоят из двух слоев липидов и молекул белков погруженных в них. Клеточная мембрана избирательно пропускает в клетку нужные вещества и выпускает ненужные. Опорные знания: Клеточные мембраны состоят из двух слоев липидов и молекул белков погруженных в них. Клеточная мембрана избирательно пропускает в клетку нужные вещества и выпускает ненужные. Цель эксперимента: Цель эксперимента: Выявить причину нарушения избирательной проницаемости клеточных мембран – исчезновения барьера для крупных молекул и выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны. Выявить причину нарушения избирательной проницаемости клеточных мембран – исчезновения барьера для крупных молекул и выхода из клетки необходимых ей веществ в результате воздействия спирта на мембраны. Ход эксперимента: Ход эксперимента: Инструкция 2 Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания: Клеточные катализаторы – ферменты. Ферменты ускоряют реакции. По химической структуре ферменты белки. В клетке происходят множество химических процессов, каждый катализируется специфическим ферментом. Соответственно в клетке множество ферментов. Цель эксперимента: Выявить последствия воздействия спирта на молекулы ферментов, находящихся в клетке. Ход эксперимента:
18 Инструкции к эксперименту Инструкция 3 Инструкция 3 Влияние этанола на молекулы белков. Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания: Кровяные клетки эритроциты содержат гемоглобин, который придает красный цвет крови. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма. Опорные знания: Кровяные клетки эритроциты содержат гемоглобин, который придает красный цвет крови. Гемоглобин состоит из двух частей: белковой – глобина и железосодержащей – гемма. Цель эксперимента: Цель эксперимента: Выявить причину разрушения эритроцитов под воздействием молекул спирта. Выявить причину разрушения эритроцитов под воздействием молекул спирта. Ход эксперимента: Ход эксперимента: Инструкция 4 Влияние этанола на молекулы белков. Опорные знания: Бактерии имеют клеточное строение. Клетки микроскопических размеров, покрытые защитной оболочкой, под которой находится плазматическая мембрана. В клетках бактерий содержится богатый набор ферментов. Цель эксперимента: Выявить причину действия спирта, как дезинфицирующего средства (Вызывает гибель бактериальной клетки) Ход эксперимента:
19 Добавьте в три пробирки с яичным белком: Воду, Этанол, Азотную кислоту. Добавьте в три пробирки с яичным белком: Воду, Этанол, Азотную кислоту. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием кислоты и спирта? Как называется этот процесс? Сделайте вывод исходя из цели вашей работы. Сравните содержимое пробирок. Что вы наблюдаете? Что происходит с молекулами белков под действием кислоты и спирта? Как называется этот процесс? Сделайте вывод исходя из цели вашей работы.
20 Выводы по эксперименту: Под действием воды белок не изменяется, а под воздействием спирта, белки денатурируют, также как и под влиянием кислот. Денатурированный белок перестает выполнять свои функции. Под действием воды белок не изменяется, а под воздействием спирта, белки денатурируют, также как и под влиянием кислот. Денатурированный белок перестает выполнять свои функции.
21 C2H5OH CH3 – C = O CH3 – C = O CO2 + H2O | | H OH Жизнь есть способ существования белковых молекул! Вред алкоголя: б ольше всех страдает печень, который обезвреживает спирты, окисляя их до конечных продуктов, если в сутки потребляется не более 20 г алкоголя. При большем употреблении в печени накапливаются очень вредные промежуточные продукты. Вред алкоголя: б ольше всех страдает печень, который обезвреживает спирты, окисляя их до конечных продуктов, если в сутки потребляется не более 20 г алкоголя. При большем употреблении в печени накапливаются очень вредные промежуточные продукты.
23 Действие спиртов на организм СН3ОН – метиловый спирт – метанол: сильнейший яд нервно- паралитического действия, 1-2 чайные ложки – полная слепота, 30 – 100 мл. – смерть. СН3ОН – метиловый спирт – метанол: сильнейший яд нервно- паралитического действия, 1-2 чайные ложки – полная слепота, 30 – 100 мл. – смерть. С2Н5ОН – этиловый спирт – этанол: яд замедленного действия. С2Н5ОН – этиловый спирт – этанол: яд замедленного действия. Спиртные напитки – напитки, содержащие этиловый спирт. С3Н7ОН – пропанол, С4Н9ОН – бутанол, С5Н11ОН – пентанол (сивушные масла) – в данном ряду и далее возрастают токсические и наркотические свойства спиртов. С3Н7ОН – пропанол, С4Н9ОН – бутанол, С5Н11ОН – пентанол (сивушные масла) – в данном ряду и далее возрастают токсические и наркотические свойства спиртов.
24 - повреждение печени – цирроз - гибель клеток мозга - заболевания желудка - заболевание – алкоголизм - возникновение различных мутаций и уродств у эмбрионов Под действием алкоголя
25 Неблагоприятные искажения характера Неблагоприятные искажения характера Паралич сознания и воли Паралич сознания и воли Деградация личности Деградация личности После приема кружки пива, или 100 г водки в головном мозге остается целое кладбище убитых нейронов
27 Алкогольный синдром плода Синдром алкогольной фетопатии Внутренние органы- 80% Сердечно- сосудистая система -55% Желудочно-кишечный тракт- 37,4%
28 Употребление спиртных напитков: - это социальное ЗЛО - это медленное самоубийство - это невосполнимый вред физическому и психическому здоровью - это деградация личности, потеря своей значимости для общества - это неизлечимое заболевание – АЛКОГОЛИЗМ - это горе близким, родным и детям алкоголика - это шаг назад в биологическом эволюционном процессе, это дегенерация с последующим переходом к паразитическому существованию - это ПРЕСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД БУДУЩИМ ПОКОЛЕНИЕМ!!!
30 Спасибо за внимание! Литература: Химия. Нетрадиционные уроки классы. Авт-сост. С.Ю.Игнатьева. – Волгоград: Учитель, – 72 с. Литература: Химия. Нетрадиционные уроки классы. Авт-сост. С.Ю.Игнатьева. – Волгоград: Учитель, – 72 с. ISBN X
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.