Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВасилий Давидович
1 Структура, содержание и методическое обеспечение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Ефименко М.Н., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой философии и религиоведения
3 Цель курса формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России у уважении к ним, а так же к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
4 Задачи курса Развитие представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, понимание их значения в жизни современного общества. Актуализация проблемы совершенствования личности ребенка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Укрепление доверительного общения между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.
5 Задачи курса приобщение младших подростков к традиционным морально-нравственным идеалам, ценностям, моральным нормам; развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование начальных представлений о российской духовной традиции, включающей знание, понимание и принятие обучающимися общего, особенного и уникального в каждой из традиционных религий и этике, основанное на отечественных культурных традициях;
6 формирование представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России; укрепление ценностно-смысловой, содержательной, методической преемственности между ступенями начального и основного общего образования; смягчение негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.
7 Основная педагогическая задача - сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям; сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек" (Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Учебный предмет "Основы духовно-нравственной культуры народов России" // Педагогика. М., 2009, 9, СС ).
8 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КУРСА
9 Культурологический принцип Курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
10 Основы культурологического подхода: -направлен на формирование культурологической компетентности учащихся; -отсутствие позиции катехизации (индоктринации); -отсутствие доминирующих позиций какой- либо традиции перед другими; -воспитательный характер; -минимизация конфликтных факторов; -направлен на формирование поликультурной компетентности
11 Принцип свободного выбора
12 Принцип поликультурности Курс отражает культурную социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира
13 Принцип толерантности?! Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность.
14 Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства. Декларация принципов толерантности Конференция юнеско (Ст. 1 (пп.1,2)
15 Курс «Основы религиозных культур и светской этики» включает в себя модули: –Основы православной культуры; –Основы исламской культуры; –Основы буддийской культуры; –Основы иудейской культуры; –Основы мировых религиозных культур; –Основы светской этики.
17 СТРУКТУРА КУРСА «ОРК и СЭ» 2 ч. в неделю (34 ч.) 4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1 (общий для всех модулей). Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов) Блок 4 (общий для всех модулей). Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
19 Тематическое планирование курса «Основы православной культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина -1 ч. II. Основы православной культуры - 28 ч. 2. Ведение в православную духовную традицию. Культура и религия -1 ч. 3. Человек и Бог в православии- 1 ч. 4. Православная молитва- 1 ч. 5. Библия и Евангелие- 1 ч. 6. Проповедь Христа- 1 ч. 7. Христос и его крест- 1 ч. 8.Пасха- 1 ч. 9. Православное учение о человеке- 1 ч. 10. Совесть и раскаяние- 1 ч. 11.Заповеди- 1 ч. 12. Милосердие и сострадание- 1 ч. 13. Золотое правило этики- 1 ч. 14.Храм- 1 ч. 15. Икона -1 ч.
20 16. Творческие работы учащихся- 1 ч. 17. Подведение итогов-1 ч. 18. Как христианство пришло на Русь- 1 ч. 19. Подвиг -1 ч. 20. Заповеди блаженств -1 ч. 21. Зачем творить добро ?- 1 ч. 22. Чудо в жизни христианина – 1 ч. 23. Православие о Божием суде- 1 ч. 24. Таинство причастия- 1 ч. 25. Монастырь -1 ч. 26. Отношение христианина к природе- 1 ч. 27. Христианская семья – 1 ч. 28. Защита Отечества- 1 ч. 29. Христианин в труде- 1 ч.
21 III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
22 Основы исламской культуры
23 Тематическое планирование модуля «Основы исламской культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина-1 ч. II.Основы исламской культуры -28 ч. 2. Колыбель ислама -1 ч. 3. Пророк Мухаммад – основатель ислама – 1 ч. 4. Начало пророчества – 1 ч. 5. Чудесное путешествие пророка-1 ч. 6. Хиджра – 1 ч. 7. Коран и Сунна -1 ч. 8. Вера в Аллаха – 1 ч. 9. Божественные Писания. Посланники Бога – 1 ч. 10. Вера в Судный день – 1 ч. 11. Обязанности мусульман – 1 ч. 12. Поклонение Аллаху-1 ч. 13. Пост в месяц рамадан – 1 ч. 14. Пожертвование во имя Всевышнего – 1 ч. 15. Паломничество в Мекку – 1 ч. 16 – 17. Творческие работы учащихся – 2 ч.
24 18. История ислама в России -1 ч. 19. Нравственные ценности ислама-1 ч. 20. Сотворение добра – 1 ч. 21. Дружба и взаимопомощь – 1 ч. 22. Семья в исламе – 1 ч. 23. Родители и дети – 1 ч. 24. Отношение к старшим – 1 ч. 25. Традиции гостеприимства – 1 ч. 26. Ценность и польза образования – 1 ч. 27. Ислам и наука – 1 ч. 28. Искусство ислама – 1 ч. 29. Праздники мусульман – 1 ч.
25 III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
26 Основы буддийской культуры
27 Тематическое планирование курса «Основы буддистской культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина – 1 ч. II.Основы буддийской культуры – 28 ч. 2. Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия Будда и его Учение Буддийский священный канон «Трипитака» - 2 ч Буддийская картина мира - 2 ч. 9. Добро и зло.-1 ч. 10. Ненасилие и доброта – 1 ч. 11. Любовь к человеку и ценность жизни – 1 ч. 12. Сострадание и Милосердие – 1 ч. 13. Отношение к природе – 1 ч. 14. Буддийские учители – 1 ч. 15. Семья в буддийской культуре и ее ценности – 1 ч. 16. Творческие работы учащихся – 1 ч. 17. Обобщающий урок – 1 ч. 18. Буддизм в России Путь духовного совершенствования – 1 ч Буддийское учение о добродетелях – 2 ч. 22. Буддийские символы – 1 ч.
28 23. Буддийские ритуалы и обряды – 1 ч. 24. Буддийские святыни – 1 ч. 25. Буддийские священные сооружения – 1 ч. 26. Буддийский храм – 1 ч. 27. Буддийский календарь – 1 ч. 28. Буддийские праздники – 1 ч. 29. Искусство в буддийской культуре – 1 ч.
29 III.Духовные традиции многонационального народа России -5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
30 Основы иудейской культуры
31 Тематическое планирование курса «Основы иудейской культуры» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина – 1 ч. II.Основы иудейской культуры – 28 ч. 2. Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия– 1 ч. 3. Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» - 1 ч. 4. Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма – 1 ч. 5. Патриархи еврейского народа – 1 ч. 6. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше – 1 ч. 7. Исход из Египта – 1 ч. 8. Дарование Торы на горе Синай – 1 ч Пророки и праведники в иудейской культуре – 2 ч. 11. Храм в жизни иудеев- 1 ч. 12. Назначение синагоги и её устройство – 1 ч. 13. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал – 1 ч. 14. Молитвы и благословения в иудаизме – 1 ч. 15. Добро и зло – 1 ч Творческие работы учащихся – 2 ч.
32 18. Иудаизм в истории России - 1 ч Основные принципы иудаизма – 2 ч. 21.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь – 1 ч. 22. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев – 1 ч. 23. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей – 1 ч. 24. Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историй и традицией – 1 ч. 25. Еврейский календарь – 1 ч Еврейские праздники: их история и традиции – 2 ч. 28. Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа – 1 ч. 29. Ценности семейной жизни в иудейской традиции – 1 ч.
33 III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
34 Основы мировых религиозных культур
35 Тематическое планирование курса «Основы мировых религиозных культур» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина – 1 ч. II.Основы мировых религиозных культур - 28 ч Культура и религия - 2 ч Возникновение религий. Религии мира и их основатели – 2 ч Священные книги религий мира - 2 ч. 8. Хранители предания в религиях мира – 1 ч Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния - 2 ч. 11. Человек в религиозных традициях мира – 1 ч Священные сооружения – 2 ч Искусство в религиозной культуре – 2 ч Творческие работы учащихся – 2 ч История религий в России – 2 ч Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды – 2 ч. 22. Паломничества и святыни -1 ч Праздники и календари – 2 ч Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира – 2 ч. 27.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь – 1 ч. 28. Семья – 1 ч. 29.Долг, свобода, ответственность, труд – 1 ч.
36 III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
37 Основы светской этики
38 Тематическое планирование курса «Светская этика» I.Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1. Россия - наша Родина. – 1 ч. II.Основы светской этики – 28 ч. 2. Что такое светская этика? -1 ч. 3. Культура и мораль – 1 ч. 4. Особенности морали - 1 ч Добро и зло – 2 ч Добродетель и порок – 2 ч. 9. Свобода и моральный выбор человека – 1 ч. 10. Свобода и ответственность – Моральный долг – 1 ч. 12. Справедливость – 1 ч. 13. Альтруизм и эгоизм – 1 ч. 14. Дружба – 1 ч. 15. Что значит быть моральным? – 1 ч Творческие работы учащихся. Обобщающий урок. – 2 ч.
39 18. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества – 1 ч. 19. Нравственный поступок – 1 ч. 20. Золотое правило нравственности – 1 ч. 21.Стыд, вина и извинение – 1 ч. 22. Честь и достоинство – 1 ч. 23. Совесть – 1 ч Нравственные идеалы – 2 ч. 26. Образцы нравственности в культуре Отечества – 1 ч. 27. Этикет – 1 ч. 28. Семейные праздники – 1 ч. 29. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
40 III.Духовные традиции многонационального народа России - 5 ч. 30. Любовь и уважение к Отечеству. – 1 ч Итоговая презентация. Подготовка творческих проектов. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). Всего 34
41 Материально-техническое обеспечение курса ОРКиСЭ
42 Объекты и средства Оборудо- вание Библио- течный фонд Экранно- звуковые пособия Техничес- кие средства
43 Библиотечный фонд
44 Учебные пособия для учащихся
45 Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразователь ных учреждений / А.В.Кураев. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.
46 Латышина Д.И. Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразователь ных учреждений / Латышина Д.И. Муртазин М.Ф. - М.: Просвещение, – 80 с.: ил.
47 Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразователь ных учреждений / Чимитдоржиев В.Л. - М.: Просвещение, – 80 с.: ил.
48 Членов М.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразователь ных учреждений / Членов М.А. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.
49 Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразователь ных учреждений / А..Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А. Ярлыкапов. - М.: Просвещение, – 95 с.: ил.
50 Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовате льных учреждений. - М.: Просвещение, – 63 с.: ил.
51 Комплексная программа
52 Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразова- тельных учреждений 4-5 классы. М.: Просвещение, 2010.
53 Методическая (справочная литература)
54 Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для образовательных учреждений / под ред. В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. – М.: Просвещение,2010. – 239 с.
55 Основные разделы Религия и общество История религиоз- ной ситуации в России Основные религиоз- ные направле ния Светская этика
56 Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. / А.Я.данилюк. – М.:Просвещение. – – 32 с.
57 Содержание пособия Особенности курса Как будет организовано преподавание курса? Ваш ребенок –младший подросток Что будут изучать ваши дети? Зачем вводится курс ОРКиСЭ Практические советы
58 Экранно-звуковые пособия Основы православной культуры Электронное приложение Основы исламской культуры Электронное приложение Основы буддийской культуры электронное приложение
59 Экранно-звуковые пособия Основы иудейской культуры Электронное приложение Основы мировых религиозных культур Электронное приложение Основы светской этики Электронное приложение
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.