Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Кадников
2 Спрос и его факторы Предложение и его факторы Цена и ценообразование Конкуренция и модели рынка Список литературы.
3 Спрос и его факторы Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага. Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени. В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса. Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса. Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса. Эту зависимость обосновывают следующими причинами: эффектом дохода; эффектом замещения; действием принципа убывающей предельной полезности.
4 Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: изменение вкусов и предпочтений потребителей; количество потребителей на рынке (размер рынка); изменение денежных доходов потребителя; цены на сопряженные товары (товары-субституты); потребительские ожидания изменений на рынке.
5 Предложение и его факторы От спроса перейдем к анализу предложения, которое является второй стороной механизма конкуренции. Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени. Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения. Таким образом, высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше. Принимая решение о производстве того или иного продукта и его количестве, предприниматель постоянно сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства. Предложение, как и спрос, можно представить в виде таблицы или графика. Каждой цене, из ряда возможных цен, будет соответствовать готовность производителя изготовить и предложить для продажи определённое количество товара. Мы рассматриваем в данном случае изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Другие факторы (детерминанты) предполагаются неизменными. Таким образом, по аналогии со спросом выделим два понятия: изменение величины предложения и изменение предложения. Изменение величины предложения - это перемещение по кривой предложения от одной точки к другой под влиянием изменения цены. Изменение предложения (изменение в предложении) означает смещение всей кривой предложения вправо или влево под воздействием неценовых факторов.
6 К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие: цены на факторы производства (экономические ресурсы); технология; размер налогов и субсидий; цены на другие товары; ожидания; количество производителей (продавцов).
7 Каким образом изменение данных факторов воздействует на предложение? Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведёт к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение, а снижение издержек увеличит предложение
8 Цена и ценообразование Мы рассмотрели спрос и предложение по отдельности. Теперь попробуем соединить их вместе. Такое объединение происходит через особенности поведения потребителя и производителя. Решающую роль в этом единении играет цена. Определений цены мы можем встретить множество. Но в данном случае для нас важно то, что цена - это та денежная сумма, за которую потребители готовы приобрести или реализовать товар (услугу). Именно через учёт предпочтений продавцов и покупателей формируется в рамках различных рынков система цен на продукты и ресурсы. Среди множества цен (шкалы цен) существует только одна, по которой продавцы желают и могут приобрести, а продавцы готовы реализовать определённое количество товара. Такая цена называется равновесной (рыночной) ценой.
9 При любой другой цене, которая будет выше или ниже равновесной, существует разрыв между спросом и предложением. Цена выше равновесной стимулирует производителей производить больше продукции, но у потребителей снижает желание покупать этот товар, переключая их спрос на другие товары. Как следствие, на рынке появляется избыточное предложение данного товара. Однако такое положение не может сохраняться постоянно. Наличие избыточного товара у производителей будет побуждать их к снижению цены, в результате цена может упасть даже ниже равновесной. По новой цене производители будут готовы предложить гораздо меньшее количество товара, но число покупателей, готовых приобрести этот продукт, возрастёт. Спрос превысит предложение, образуется дефицит. В свою очередь, конкуренция между покупателями приведет к росту цены, а рост цены подтолкнёт производителей к увеличению выпуска товара.
10 Что же будет происходить с равновесной ценой, если будут меняться известные нам неценовые факторы. Как вы помните, изменение этих факторов приводит к сдвигу кривых спроса и предложения вправо-влево. В этом случае можно рассмотреть простые и сложные случаи. В простых случаях меняется или спрос, или предложение, в сложных случаях спрос и предложение изменяются одновременно. К более сложным случаям относятся следующие: 1. Предложение растет, спрос сокращается. При этом происходит снижение равновесной цены. Изменение равновесного количества может быть со знаком +, - или 0. Все зависит от количественного соотношения изменений спроса и предложения. 2. Предложение сокращается, спрос растет. Здесь наблюдается повышение равновесной цены тоже за счёт изменения и спроса, и предложения. Изменение равновесного количества может быть различным, как и в 1-ом случае, оно зависит от соотношения изменений спроса и предложения
11 Конкуренция и модели рынка Рыночные цены формируются в результате конкуренции. Фирмы (производители) вступают между собой в соревнования за платёжеспособный спрос потребителя, за его предпочтения, за его деньги. Такое соревнование можно назвать экономической конкуренцией. Формы и характер экономической конкуренции могут значительно меняться в зависимости от того, на каких рынках действуют рыночные субъекты и как эволюционирует рыночная ситуация. Исторически сложилось так, что длительное время на рынках экономически развитых стран преобладали многочисленные и относительно небольшие предприятия. Такой рынок определяется как рынок свободной конкуренции. Но с середины 19 века ситуация начинает меняться. Рост промышленности сопровождается концентрацией производства, соответственно, более крупные производители ведут себя на рынке не совсем так, как многочисленные мелкие предприниматели. Условия функционирования субъектов рынка изменяются, т.е. появляются новые рыночные структуры.
12 Рынок совершенной конкуренции (чистой конкуренции, свободной конкуренции) состоит из столь большого числа производителей (продавцов), что каждый из них производит только незначительную часть общей однородной продукции. Поэтому любое самое большое увеличение объёма производства одной фирмой не скажется на рыночной цене. Предприятие, действующее на таком рынке, вынуждено "соглашаться с ценой". Так как фирмы выходят на рынок со стандартизированной продукцией (например, зерном), то нет оснований для повышенного внимания к рекламе и различию в качестве продукции. Другими словами, отсутствуют предпосылки для неценовой конкуренции. Не существует никаких препятствий для входа фирм на этот рынок и для их выхода. В настоящее время найти совершенную конкуренцию в чистом виде довольно сложно. В каком-то приближении можно считать конкурентными рынки некоторых услуг, рынки сельскохозяйственных продуктов. Однако изучение чистой конкуренции в сравнении с другими моделями рынка позволяет лучше разобраться в реальной экономике. В моделях рынка несовершенной конкуренции производитель в той или иной степени может диктовать цену. Монополистическая конкуренция. На таком рынке функционирует достаточно большое количество продавцов. Каждый из них стремится убедить покупателя в уникальности и непревзойденном качестве своего товара. Какая спортивная одежда лучше? "Адидас"? "Рибок"? "Пума"? Здесь очень важна роль рекламы, торговых марок и знаков. Для покупателя товар даже одной торговой марки может быть дифференцированным, так как это зависит от расположения магазина, вежливости и обаяния продавца. В рамках своего дифференцированного продукта продавец обладает некоторым контролем над ценой. Однако если фирма будет поднимать цены на свой товар, покупатель может отказаться от него в пользу товара-субститута. Вступить в отрасль достаточно легко. Сложности могут возникнуть из-за того, что потребитель настороженно относится к новым торговым маркам.
13 Выполнила: Гацура Ксения. Ученица 10 б класса.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.