Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРуслан Мякинин
1 Модуль 11. Функции организации менеджмента Лекция 7. Методология и организация менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 1
2 Лекция 7. Методология и организация менеджмента 1. Методология менеджмента 2. Организация менеджмента 3. Взаимодействие методологии и организации менеджмента 4. Факторы сочетания и взаимодействия методологии и организации менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 2
3 Лекция 7. Методология и организация менеджмента Полезно задуматься: Присуща ли менеджменту методология? В чем она проявляется и как реализуется? Какие стороны управленческой деятельности она отражает? Как организовать управление, и каким образом организация менеджмента связана с его методологией? д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 3
4 1. Методология менеджмента Всякую деятельность человека характеризуют методология и организация. Это две взаимосвязанные характеристики. Методология это логическая схема действий, которая определяется пониманием путей, средств и возможностей достижения целей. Организация это упорядочение действий в соответствии с их особенностями, составом и структурой. Методология и организация теснейшим образом связаны, вот почему иногда методологию определяют как логическую организацию деятельности, а организацию - как способ упорядочения деятельности. Оценивая реальную практику управления, есть смысл говорить и о методологии, и об организации менеджмента, потому что эти две характеристики должны быть заложены в систему, процесс и механизм управления, потому что они играют важную роль в повсед невной деятельности менеджера д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 4
5 1. Методология менеджмента Функционирование фирмы это всегда совокупность различных зависимостей, которые проявляются в показателях, свойствах, характеристиках и других факторах. Вообще все проблемы, которые приходится решать менеджеру, это проблемы оценки и нахождения зависимостей, устранение одних зависимостей и установление других. Надо ли менеджеру обладать возможностями распознавать эти зависимости, знать, как они проявляются, к какому классу относятся, надо ли понимать их и учитывать? Конечно, без этого невозможно разрабатывать эффективные решения. Как менеджер оценивает зависимости, с каких позиций, на основе каких подходов, какими пользуется при этом принципами все это находит свое отражение в том, что мы называем методологией менеджмента (схема 6.1) д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 5
6 Методология менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 6
7 Методология менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 7
8 Методология менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 8
9 Методология менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 9
10 1. Методология менеджмента По своим методологическим признакам менеджмент может быть различным. Существует, например, методология концептуального подхода к управлению, которая играет большую роль в понимании профессионализма управления, может быть методология прагматизма. Но для детального рассмотрения методологии менеджмента можно выделить 12 признаков, характеризующих ее содержание: цели, подходы, ориентиры, ограничения, оценки, критерии, альтернативы, приоритеты, пути, элективы (выбор), средства, методы. Именно по этим признакам строится методология менеджмента д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 10
11 1. Методология менеджмента Наиболее явно методология управления реализуется посредством формирования и осуществления концепции управления, представляющей собой целостный комплекс положений, идей, принципов, подходов, в соответствии с которыми строится и осуществляется управление. Методология менеджмента отвечает на вопросы: какие приоритеты господствуют в процессах управления и заложены в систему и механизм управления, что главное в управленческой деятельности менеджера и его команды, на что опирается менеджер в своей деятельности, какие ориентиры ведут его к выбору тех или иных решений, как связаны между собой подходы, реализуемые в процессах управления, какие зависимости он учитывает? д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 11
12 2. Организация менеджмента Управление, как и всякая совместная деятельность, должно быть организованно. Нет деятельности без организации, и управленческая деятельность в этом отношении не исключение (схема 6.2). Организация управления строится на функциях, обязанностях, ответственности, полномочиях и компетенции. Поставим вопрос так: что надо сделать, чтобы организовать управление? Первое надо определить, какие функции должны составлять управленческую деятельность; при этом необходимо иметь две группы функций интеграции и дифференциации деятельности. Второе необходимо сформировать обязанности, ибо функции могут иметь разный статус статус обязательных функций или возможных. Обязанности это необходимые виды деятельности среди возможных. Они определяются важностью функции, той ролью, которую она играет в управлении. Ведь роли функций могут быть различны д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 12
13 Организация в управлении и организация управления д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 13
14 Организация управления д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 14
15 Организация управления д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 15
16 Организация менеджмента Следующим элементом организации является ответственность, которая представляет собой установление санкций за невыполнение или недостаточное, или плохое выполнение функций и обязанностей. Ответственность - это порицание человека или коллектива. Существует понятие меры ответственности и формы ответственности. Организация управления немыслима без полномочий. Она предполагает установление и закрепление прав на принятие решения за определенными звеньями или должностными лицами д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 16
17 Организация менеджмента Элементом организации является и компетенция, которая определяет возможность принятия решений не только с позиций полномочий и закрепленных функций, но и с позиций имеющейся информации и квалификации менеджера или служащего по данной функции. Каждый из этих признаков организации реализуется с помощью организационных средств. Такие средства делятся на две группы: средства формальной и неформальной организации. К средствам формальной организации относятся регламенты, нормативы и распоряжения. К средствам неформальной организации инструкции, лидерство, авторитет, групповая интеграция д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 17
18 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В практике управления очень большое значение имеет взаимодействие и взаимосвязь методологии и организации управления. Оно проявляется в различных факторах управления, в том числе в предпочтениях. Можно в конкретной работе отдавать предпочтение либо организации управления, либо его методологии (см. схему 6.3), либо стабилизации, либо распорядительству (см. схему 6.4) д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 18
19 Методология и организация менеджмента: взаимодействие, соответствие, противоречия д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 19
20 Вопросы к размышлению д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 20
21 Организация менеджмента: приоритеты стабилизации и распорядительства д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 21
22 Вопросы к размышлению д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 22
23 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Если отдается предпочтение методологии управления относительно организации, то возможно возникновение опасности недостаточного учета организационного потенциала, может возникнуть противоречие между целью и средствами ее достижения, отрыв цели от реальности организации. В проблеме сочетания организации и методологии управления, может быть, как нигде наиболее ярко проявляется соответствие цели и средств ее достижения. Средства это один из критериев выбора и постановки цели. А процесс достижения цели это, помимо всего прочего, и процесс развития средств, возникновение новых, корректировка старых. Нельзя исходить из формулы, что цель рождает или оправдывает средства ее достижения. Цель опирается на средства, определяется их возможностями, влияет на их выбор, ограничивает использование, как бы отсекая неэффективные и не соответствующие нравственным принципам д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 23
24 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Если внимание организации управления уделяется в ущерб методологии управления, то возникает опасность бюрократизма, организационной консервативности, закостенелости. Ведь методология это выбор методов управления, подходов для эффективного решения проблем. И организация управления должна этому способствовать. Методология заставляет учитывать человеческий фактор, потребность неформального решения проблем, методология это антибюрократический фактор управления д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 24
25 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Если удается достичь гармонии методологии и организации управления, т.е. такого их соотношения в приоритетах, при котором не остается без соответствующего внимания и то и другое, тогда возникает действительно эффективное управление, ибо оно в этом случае опирается на сознание, мотивацию, образование, профессионализм. Все это результат внимания к методологии и хорошей организации, опирающейся на методологические принципы (см. схему 6.5) д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 25
26 Организация менеджмента: выбор приоритетов д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 26
27 4. ФАКТОРЫ СОЧЕТАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Методология может быть построена на различных факторах и разном их сочетании. Наиболее существенными факторами, имеющими практическое значение в формировании методологии менеджмента, являются следующие: логика, интуиция и здравый смысл (схема 6.6). Понимание логики предполагается не просто как механизм мышления, а механизм использования знаний через определенный тип профессионального мышления; логика, выступающая как свойство профессионального мышления, определяющееся объемом и структурой знаний, характером образования и интеллектуальной культурой д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 27
28 Логика, интуиция и здравый смысл: факторы управленческой деятельности д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 28
29 Логика, интуиция и здравый смысл: факторы управленческой деятельности д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 29
30 4. ФАКТОРЫ СОЧЕТАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Интуиция это способность предугадывать, предполагать, предвидеть. Эта способность отражает не только индивидуальные особенности личности менеджера, но и необходимую развитость интуиции, которая достигается в процессе накопления опыта, приобретения образования и совершенствования профессиональной подготовки. Здравый смысл это осмысленный опыт жизни, профессиональной деятельности, обостренное чувство реальности д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 30
31 4. ФАКТОРЫ СОЧЕТАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Очевидно, что в деятельности каждого менеджера присутствуют все эти три компонента, но в различной степени, в различной комбинации и в разных ролевых нагрузках. Вот это и есть особенность методологии управления, на что в первую очередь и главным образом опирается менеджер. В какой степени у него развиты интуиция и здравый смысл, как знания, полученные им в процессе образования и специальной подготовки, определяют реальный успех деятельности? Это большая практическая проблема д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 31
32 4. ФАКТОРЫ СОЧЕТАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Можно образно представить себе различные варианты комбинации интуиции, здравого смысла и знаний в деятельности менеджера. Какой из возможных вариантов лучше? Это менеджер выбирает сам. Главная задача заключается в том, чтобы сознательно строить методологию управленческой деятельности. В практике нет универсальных решений и рекомендаций. Есть только объективные тенденции, факторы, проблемы, методы. Надо знать их особенности, возможности учета и условия использования и на этом строить успех своей деятельности. Методология управления это умение видеть, распознавать, понимать, оценивать и учитывать зависимости, которые и раскрывают содержание проблем, и подсказывают пути их решения д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 32
33 4. ФАКТОРЫ СОЧЕТАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕТОДОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА В практике управления менеджер, как правило, сталкивается с двумя видами зависимостей. Зависимости первого вида позволяют распознавать, что есть что в отличие от известного, очевидного, понятного, проверенного. Это зависимости состояния, свойств явления или процесса, это зависимости целостности, строения, структуры, характеристик. Множество проблем возникает в процессе управления именно в такой совокупности зависимостей. Зависимости второго вида это зависимости поведения, изменений, функционирования, развития. Они, как правило, требуют более глубокого понимания и анализа, научного под хода, знаний. В современных процессах резкого ускорения разнообразных изменений понимание и учет этих зависимостей в практике управления имеет решающее значение д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 33
34 Тест Каким образом связаны методология и организация менеджмента? А Методология определяет все особенности организации менеджмента. Б Методология и организация менеджмента не обнаруживают существенной связи, просто дополняют друг друга. В Методология непосредственным образом зависит от организации менеджмента. С Организация менеджмента ограничивает возможности методологии. Д Методология и организация менеджмента имеют флуктуационную зависимость (смена влияния) д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 34
35 Проблемы и решения Задумайтесь над методологией своей деятельности, проанализируйте ее и вы увидите, что многое упускаете, многое из необходимого исчезает из поля вашего внимания. Чаще всего это расплывчатость цели, неэффективность методов, неопределенность критериев и т.д. Не снижает ли это эффективность работы? Методология сама должна быть предметом наблюдения и регулярного анализа. Все зависит от того, на что и какое мы обращаем внимание, чему отдаем приоритет. Методология сама по себе ничего не дает без связи с организацией, т.е. конкретной практической организационной деятельностью д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 35
36 Проблемы и размышления Эффективная методология определяется уровнем образования и глубокими специальными знаниями. Методология существует в тенденциях, темпах и поворотах современной жизни. Только непрерывное образование поможет поддерживать необходимую методологическую культуру управления. Организация должна быть рациональной. Но критерием рациональности должна быть методология, соединяющая знания, опыт и интуицию д.э.н., профессор Солдатова И.Ю. 36
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.