Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯрослав Бекарюков
1 Научно-исследовательская работа по русскому языку. Особенности синтаксиса газетных текстов приложения к газете «Реут» «Территория молодежи», стилевые и жанровые доминанты публикаций. Выполнили: Богданова Екатерина Тихонова Анна Научный руководитель: Игнатьева Г. И. г. Реутов, 2008 год
2 План. I Вступление. II Из истории газетной публицистики. III Теоретическая часть исследования. 1. Особенности газетно-публицистического стиля речи. 1. Особенности газетно-публицистического стиля речи. 2. Основные черты стиля. 2. Основные черты стиля. 3. Значение заголовка публикаций. 3. Значение заголовка публикаций. IV Ход исследования. 1. Синтаксический строй газетной публицистики. 1. Синтаксический строй газетной публицистики. 2. Особенности синтаксических конструкций, характеризующих газеты. 2. Особенности синтаксических конструкций, характеризующих газеты. 3. Практическая часть исследования синтаксиса «Территории молодежи». 3. Практическая часть исследования синтаксиса «Территории молодежи». 4. Результаты исследования. 4. Результаты исследования. 5. Таблица (синтаксический анализ). 5. Таблица (синтаксический анализ). V Комплексный анализ газетных публикаций. 1. Выяснение признаков публицистического стиля статей газеты. 1. Выяснение признаков публицистического стиля статей газеты. 2. Определение характерных принадлежностей синтаксиса. 2. Определение характерных принадлежностей синтаксиса. 3. Описание характерных особенностей синтаксиса. 3. Описание характерных особенностей синтаксиса. 4. Вспомогательная таблица по комплексному анализу текстов. 4. Вспомогательная таблица по комплексному анализу текстов. VI Выводы о речевой культуре общения молодежной газеты с читателями. VII Таблица по обобщению исследований. VIII Заключение. IX Список используемой литературы.
3 СМИ играют огромную роль в современном обществе. позволяют человеку сформировать свое видение внешнего мира оказывает влияние на общественное мнение.
4 СМИ –достаточно точное отражение эпохи. Исследуя материалы СМИ, ученые-лингвисты приходят к выводу, что «мы перепутали язык кухонного, тусовочного общения с языком публичного общения. У многих это вызывает чувство гражданского протеста.. Исследуя материалы СМИ, ученые-лингвисты приходят к выводу, что «мы перепутали язык кухонного, тусовочного общения с языком публичного общения. У многих это вызывает чувство гражданского протеста.. (Т.И. Сурикова) «широкий поток разговорности льется сейчас на газетные полосы…» «широкий поток разговорности льется сейчас на газетные полосы…» (В.Г. Костомаров) «…речь журналистов и писателей дает основание говорить о катастрофическом состоянии русского языка.» «…речь журналистов и писателей дает основание говорить о катастрофическом состоянии русского языка.» (О.Б. Сиротинина)
5 История российской газетной публицистики. XVI век – зарождение публицистического стиля. Переписка царя Ивана IV с князем Курбским.
6 XVII век. Рукописные газеты «Куранты» и «Вестовые письма» - перевод новостей из западноевропейских газет дьяка Посольского приказа. XVIII век. По указу Петра I выходит первая печатная газета «Ведомости» Известные публицисты: монах Феофан Прокопович, Купец Посошков, дворянин Татищев. Петр I требовал, чтобы писали «простыми русскими словами».
7 Первые печатные газеты
8 Первый правительственный журнал «Всякая всячина» издавала сама Екатерина II По мнению литературоведа Г.А. Гуковского, журналы времен Екатерины II «сообщили литературе открытую злободневность, газет юность в смысле этого слова»
9 XIX век. Окончательно сформировался публицистический стиль. Немалую роль в этом сыграли Н. И. Новиков, Н. М. Карамзин, А. С. Пушкин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов.
10 ХХ век Периодическая печать: буржуазная, социалистическая, большевистская. Периодическая печать: буржуазная, социалистическая, большевистская г.- вышел «Декрет о печати»-пресса стала однопартийной г.- вышел «Декрет о печати»-пресса стала однопартийной. 60-е годы – создан Союз журналистов СССР, появилась жанровая классификация прессы. 60-е годы – создан Союз журналистов СССР, появилась жанровая классификация прессы. Период «перестройки» – СМИ стали многопартийными. Период «перестройки» – СМИ стали многопартийными.
11 На современном этапе прессу разграничивают по тематике: деловая, аграрная, политическая, молодежная, религиозная, женская, научно-популярная и др.
12 Газетно-публицистический стиль. Доминанта публицистического стиля- это социальная оценочность, проявляющаяся как в самом отборе фактов, так и в использовании языковых средств. Доминанта публицистического стиля- это социальная оценочность, проявляющаяся как в самом отборе фактов, так и в использовании языковых средств.
13 Основные черты газетно-публицистического стиля: злободневность; злободневность; лаконичность при информативной насыщенности; лаконичность при информативной насыщенности; доходчивость и простота изложения; доходчивость и простота изложения; яркость, страстность, эмоциональность; яркость, страстность, эмоциональность; обобщенность; обобщенность; непринужденность высказывания. непринужденность высказывания.
14 Стилистический синтаксис – использование характерных для стиля конструкций предложения. Например: 1. Кто такие современные исследователи космоса? 2. Кто они, современные исследователи космоса? 3. Современные исследователи космоса. Кто они? 1-й пример – научный стиль; 2-й пример – художественный; 3-й пример – публицистический (наиболее выразительный, прием парцелляции)
15 Образец синтаксического анализа статьи. Статья 1. «Звучат фронтовые песни» Вывод: в данном тексте преобладают предложения повествовательные, простые (17), двусоставные (19), распространенные, полные, невосклицательные(21), что говорит о его простоте и доступности восприятия. Классический пример синтаксиса газетной публицистики. Вывод: в данном тексте преобладают предложения повествовательные, простые (17), двусоставные (19), распространенные, полные, невосклицательные(21), что говорит о его простоте и доступности восприятия. Классический пример синтаксиса газетной публицистики.
18 Анализ остальных статей провели, используя вспомогательную таблицу 2 «Жанровых и стилевых особенностей газетных публикаций» Комплексный анализ газетных публикаций: лингвистический, стилистический, синтаксический. Образец анализа. Статья 10 « Как живешь, Америка?» Стиль – художественно-публицистический. Жанр – нравоописательный очерк, синтаксис отвечает стилю.
19 Статьи Тип заголовка синтаксис Выразительное средство 1Именной Номинативное предложение Эпитет поговорика 2Символический Эллиптическое предложение 3Именной Назывное предложение 4Именной Номинативное предложение Метафорические эпитеты 5Именной Назывное предл с приложением Метафора 6Прогноз Эллиптическое предложение Метафора 7Алогизм Номинативное предложение Антитеза (к содержанию) 8Абсурд Номинативное предложение Метафора 9Антитеза Назывное предложение Метафора 10Ассоциативный Вопрос. предлож. с обращением Риторический вопрос 11Имений Назывное предложение Эпитет 12Метафорический Назывное предложение Метафора 13Ассоциативный Номинативное предложение Эпитет 14Метафорический Назывное предложение Метафора Анализ текста заголовков. Именные-5(35,7%) Номинат-5(35,7%) Метафора-6(43%) Символ-е-1(7,1%) Назывн-6(43%) Эпитет-1(7,1%) Прогноз-1(7,1%) Эллипт-2(14,3%) Антитеза-1(7,1%) Алогизм-1(7,1%) Вопрос-1(7,1%) Метафор.эпитет-1(7,1%) Абсурд-1(7,1%) Эпитет поговори.-1(7,1%) Антитеза-1(7,1%) Риторич.вопрос-1(7,1%) Ассоциа-е-2(14,3%) Метафор-е-2(14,3%)
24 Общие выводы Газетные тексты – отражение языковых процессов в обществе. Современная языковая ситуация СМИ: -демократизация языка; -снижение стилистического фона; -поиски «нового» стиля и «нового» жанра В «Территории молодежи» доминирует публицистический стиль – это социальная оценочность, проявляющаяся в отборе фактического газетного материала и в использовании средств русского литературного языка.
25 Новые веяния демократизации языка наблюдаются в 3-х статьях из 14 - это 4 (вопрос упирался, с игрой мы уложились, проблем хватало. 4 (вопрос упирался, с игрой мы уложились, проблем хватало. 7 (долговязая девушка с чудным прозвищем уставилась, вопросил кто-то…,оттянуть момент..) 7 (долговязая девушка с чудным прозвищем уставилась, вопросил кто-то…,оттянуть момент..) 10 (слопал, затесался, оттягивались на речке, плюхаться…) Вывод: 1. Сближение с разговорной речью повышает экспрессивность текста, но снижает культуру общения. 2. Статья 7 – поиски «нового» стиля и жанра.
26 Заключение. 1. Доминирует публицистический стиль – 85,7% 2. Доминанта функционального типа стиля – информационно – аналитический 78,6% 3. Преобладают информационные жанры – 50% 4. Синтаксис соответствует газетной публицистике: - простые предложения – 74%(доступность восприятия, объективность). - Неполные, односоставные, нераспространенные – 55% (скорость чтения, динамика) - однородные члены предложения и ряды однородных – 40,8%(характерный признак публицистического синтаксиса) - Синтаксис заголовков соответствует стилю – 100%
27 Вывод: Газета качественная, профессиональная, сохраняет русский литературный язык, форма подачи материала доступная и понятная, основывается на фактах, присутствует новизна, ориентирована на молодежную аудиторию. Газета качественная, профессиональная, сохраняет русский литературный язык, форма подачи материала доступная и понятная, основывается на фактах, присутствует новизна, ориентирована на молодежную аудиторию.
28 В создании научно – исследовательской работы принимали участие ученицы МОУ СОШ 2 г.Реутова: АБЕМ ЭЛИЗАБЕТ АСРЯН АЙКУШ БАБИКЯН АСМИК БОГДАНОВА КАТЕРИНА КОЛЬЧУГИНА НАТАЛЬЯ ТИХОНОВА АННА Готовили презентацию: БОГДАНОВА КАТЕРИНА КОЛЬЧУГИНА НАТАЛЬЯ КОЛОДОЧКИН АНДРЕЙ МОРУНОВ ИГОРЬ
30 Спасибо за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.