Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Карабчевская
2 БЛОК Александр Александрович [16 (28) ноября 1880, Санкт- Петербург 7 августа 1921, Петроград], русский поэт.
3 С ЕМЬЯ, ДЕТСТВО И ОБРАЗОВАНИЕ. Ранние годы Блока прошли в доме деда. Среди самых ярких детских и отроческих впечатлений ежегодные летние месяцы в подмосковном имении Бекетовых Шахматово. В 1897 во время поездки на курорт Бад- Наугейм (Германия) пережил первое юношеское увлечение К. М. Садовской, которой посвятил ряд стихотворений, вошедших затем в цикл Ante Lucem. После окончания Введенской гимназии в Петербурге поступил в 1901 на историко-филологический факультет. Среди профессоров, у которых учился Блок, Ф. Ф. Зелинский, А. И. Соболевский, С. Ф. Платонов, А. И. Введенский, В. К. Ернштедт, Б. В. Варнеке. В 1903 женился на дочери Д. И. Менделеева Любови Дмитриевне.
4 Отец и мать поэта. А.Л. Блок и А.А. Блок.
5 Александр Блок с Л.Д. Менделеевой.
6 ТВОРЧЕСКИЙ ДЕБЮТ Писать стихи начал с 5-ти лет, однако осознанное следование призванию начинается с г. Наиболее важные литературно-философские традиции, повлиявшие на становление творческой индивидуальности учение Платона, лирика и философия В. С. Соловьева, поэзия А. А. Фета. В марте 1902 произошло знакомство с Зинаидой Николаевной Гиппиус и Дмитрием Сергеевичем Мережковским, оказавшими на него огромное влияние; в их журнале «Новый путь» состоялся творческий дебют Блока поэта и критика. В 1904 знакомится с А. Белым, ставшим наиболее близким ему поэтом из младших символистов. В 1903 вышел «Литературно- художественный сборник: Стихотворения студентов Императорского Санкт-Петербургского университета», в котором были опубликованы три стихотворения Блока; в том же году напечатан балаковский цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
7 В марте 1904 начинает работу над книгой «Стихи о Прекрасной Даме». Традиционная романтическая тема любви-служения получила в «Стихах о Прекрасной Даме» то новое содержательное наполнение, которое было привнесено в нее идеями Вл. Соловьева о слиянии с Вечно-Женственным в Божественном Всеединстве, о преодолении отчуждения личности от мирового целого через любовное чувство. Миф о Софии, становясь темой лирических стихов, до неузнаваемости трансформирует во внутреннем мире цикла традиционную природную, и в частности, «лунную» символику и атрибутику (героиня появляется в вышине, на вечернем небосклоне, она белая, источник света, рассыпает жемчуга, всплывает, исчезает после восхода солнца и т. д.).
8 Особую роль для формирования мировоззрения Блока сыграли события революции , обнажившие стихийную, катастрофическую природу бытия. В лирику этого времени проникает и становится ведущей тема «стихии» (образы метели, вьюги, мотивы народной вольницы, бродяжничества). Резко меняется образ центральной героини: Прекрасную Даму сменяют демонические Незнакомка, Снежная Маска, цыганка- раскольница Фаина. Блок активно включается в литературную повседневность, публикуется во всех символистских журналах. После неожиданно для собратьев по символизму обнаруживает интерес и близость к традициям демократической литературы. Проблема «народа и интеллигенции», ключевая для творчества этого периода, определяет звучание всех тем, развиваемых в его статьях и стихах: кризис индивидуализма, место художника в современном мире и др. Его стихи о России, в частности цикл «На поле Куликовом», соединяют образы родины и любимой.
9 КРИЗИС СИМВОЛИЗМА Периодом «переоценки ценностей» становится для Блока путешествие в Италию весной и летом На фоне политической реакции в России и атмосферы самодовольного европейского мещанства единственной спасительной ценностью становится высокое классическое искусство, которое, как он вспоминал впоследствии, «обожгло» его в итальянской поездке. Этот комплекс настроений находит свое отражение не только в цикле «Итальянские стихи» и неоконченной книге прозаических очерков «Молнии искусства», но и в докладе «О современном состоянии русского символизма». Подводя черту под историей развития символизма как строго очерченной школы, Блок констатировал окончание и исчерпанность огромного этапа собственного творческого и жизненного пути и необходимость «духовной диеты», «мужественного ученичества» и «самоуглубления».
10 В 1910 Блок начинает работать над большой эпической поэмой «Возмездие» (не была завершена). В пишет пьесу «Роза и Крест». После выхода в 1911 сборника «Ночные часы» Блок переработал свои пять поэтических книг в трехтомное собрание стихотворений. С этого времени поэзия Блока существует в сознании читателя как единая «лирическая трилогия», уникальный «роман в стихах», создающий «миф о пути». При жизни поэта трехтомник был переиздан в 1916 и в В 1921 Блок начал подготовку новой редакции, однако успел закончить только 1-й том г.
11 ТЕМА РОССИИ В ТВОРЧЕСТВЕ АЛЕКСАНДРА БЛОКА. Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А.Блок «Русь» - одно из первых посвященных Родине стихотворений - появилось в 1906 году и вошло во вторую книгу лирики Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это - первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении - как стрела, прямой...»,- писал поэт. Русь представлялась для него, как нечто священное, святое. Именно Русь, а не Россия - древняя, дикая, языческая, заколдованная.
12 В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина». Блок признается России в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью: Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые, - Как слезы первые любви!
13 В цикле «На поле Куликовом» поэт видит весь исторический путь страны - от "поля Куликова" до современных ему событий. Лирический герой - и древний русич-воин, и современник поэта. Здесь Блок показывает Россию как великую страну на перепутье между Востоком и Западом, говорит о ее противоречиях, о ее величии, ее избранности (продолжая традиции Тютчева). В этом цикле образ Вечной Женственности трансформирован в образ Родины, и теперь Блок признается в любви к ней как к жене. Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. Родина для него - надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа.
14 Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь - жизнь или смерть, счастье или погибель. Блок в 1908 год
15 Оказавшись в тяжёлом материальном положении, он серьёзно болел и 7 августа 1921 года умер в своей последней Петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. За несколько дней до смерти по Петербургу прошёл слух: поэт сошёл с ума. Действительно, накануне смерти Блок долго бредил, одержимый единственной мыслью: все ли экземпляры «Двенадцати» уничтожены. Однако, по свидетельствам Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Отпевание было совершено в церкви Воскресения Христова. Прах Блока был перезахоронен на Волковском кладбище.
16 Марка СССР, посвящённая Блоку, 1980 год (ЦФА 5128, Скотт 4880)
17 Стихотворение Александра Блока на стене одного из домов в Лейдене (Нидерланды)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.