Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладимир Соковнин
1 Словесность наша явилась вдруг в XVIII веке. А.С.Пушкин Была та смутная пора, Когда Россия молодая, В бореньях силы напрягая, Мужала с гением Петра. А.С.Пушкин
2 Древнерусская литература X-XIII вв. Русская литература XVIII вв. Русская классическая литература XIX вв. XVII – начало XVIII в. Западно-европейский классицизм Золотой век русской литературы ?
3 Русская литература XVIII в. восприняла опыт европейской литературы (влияние классицизма), но сохранила и лучшие традиции литературы Древней Руси, прежде всего гражданственность, интерес к человеческой личности, сатирическую направленность.
4 Русская литература XVIII века Период Характерные черты Имена I. Литература Петровского времени Переходный характер, интенсивный процесс «обмирщения», формирование светской литературы Феофан Прокопович Становление новой литературы II – 1750 гг.Формирование классицизма. Расцвет жанра оды А.Д. Кантемир В.К. Тредиаковский М.В.Ломоносов А.П.Сумароков III – пер.пол х годов Дальнейшая эволюция классицизма. Расцвет сатиры. Появление предпосылок к зарождению сентиментализма А.И.Майков М.Д. Чулков Н.И.Новиков В.В.Тузов М.М.Херасков IV. Последняя четверть века Начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических традиций Д.И. Фонвизин Г.Р. Державин А.Н. Радищев И.А.Крылов Н.М. Карамзин И.И.Дмитриев
5 Классицизм ( от лат. Classicis)– художественный стиль и эстетическое Направление в европейской литературе и искусстве XVII – нач. XVIII в., одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Истоки мирового классицизма – во Франции XVII в., в воззрениях выдающихся французских драматургов Корнеля и Мольера и теоретика литературы Н.Буало. Какой ни взять сюжет, высокий или забавный, Смысл должен быть всегда в согласии с рифмой плавной. Напрасно кажется, что с ним в войне она: Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна. Коль тщательно искать, то вскоре острый разум Привыкнет находить её легко и разом; рассудка здравого покорствуя ярму, Оправу ценную дает она ему. Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»
6 Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики от вас в театре ждут; В нем властвует закон, взыскательный и жёсткий. Вы новое лицо ведёте на подмостки? Пусть будет тщательно продуман ваш герой, Пусть остаётся он всегда самим собой. Герои чётко делятся на положительных и отрицательных, особенно в произведениях драматических жанров, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в говорящих фамилиях (Скотинин, Простаков, Правдин)
7 Основное свойство – обращенность к образам и формам античного искусства как классическим и идеальным образцам; нормативная поэтика. В основе этики – принцип рационализма и «подражания природе» Основной лозунг классицизма XVII – XVIII вв. – подражание природе, где всё ясно, чётко подчинено правилам. Произведение искусства должно быть подобно алгебраической формуле. Таким образом, в основе эстетики классицизма лежит рационализм (от лат. ratio – разум)
8 Характерные черты классицизма: - Культ разума; - Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое; - Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм; - Жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства; - Человеческие черты обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются; - Идеализация героев, утопизм, абсолютизация идей; - Подчеркивается объективность повествования; - Активное обращение к общественной, гражданской проблематике.
9 Для классических пьес характерна «система амплуа». Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу. Например, амплуа комедии – это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник) резонер – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую позицию происходящего; субретка – веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
10 Сюжет основан, как правило, на любовный треугольник: героиня герой-любовник второй любовник В конце комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
11 Принцип трёх единств обусловлен требованием подражания природе: Но забывать нельзя, поэты, о рассудке: Одно событие, вместившееся в сутки, В едином месте пусть на сцене протечёт; Лишь в этом случае оно нас увлечет единство времени : действие развивается не более суток; единство места : автор не должен переносить действие из одного места в другое; единство действия : одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5-10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом, т.е. не должно быть побочных действий, персонажей.
12 Требования к композиции: в пьесе, как правило, 4 акта: в 3 – кульминация, в 4 – развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.
13 Чёткое деление на высокие и низкие жанры. Строгая иерархия жанров ВЫСОКИЕНИЗКИЕ В них отражалась общественная жизнь, история; действовали герои, полководцы, монархи. Также использовались мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма – время просвещенного абсолютизма: очень важна была идея служения государству, выполнения гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк – зверь). Трагедия, эпопея, ода. В них описывалась повседневная жизнь обычных людей. Допускалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.