Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Вревская
1 Тема занятия 1: «Грамматические ошибки в структуре слова и словосочетания»
2 Цель занятия:
3 Что такое грамматика? Грамматика (от греч. gramma – буква, запись) – формальный строй языка, включающий такие разделы, как морфемика, морфология, синтаксис. Морфемика – это раздел науки о языке, изучающий состав слова. Морфология – это раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы. Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающий словосочетание и предложение. Таким образом, грамматика связана с составом слова, с формами слова, со словосочетанием и предложением.
4 Запомните! Грамматическая ошибка – это ошибка, связанная с неправильным образованием 1) формы слова (н-р, ложить вместо класть), 2) неправильным построением словосочетания (н-р, поехать до бабушки), 3) неправильным построением предложения(н-р, Эта книга адресована не только специалистам, а также широкому кругу читателей)
5 И еще! Грамматическая ошибка «режет слух». Так говорить нельзя!
6 А теперь познакомимся с основными ошибками в образовании формы слова: Н-р, пять апельсин (вместо апельсинов) Или полотенцев (вместо полотенец) Ошибки в формообразовании имени существительного Н-р, красивые (вместо красивее) Более светлее (вместо более светлый) Ошибки в формообразовании имени прилагательного Ехайте (вместо поезжайте) исчезнул (вместо исчез) Ошибки в формообразовании глаголов Ошибки в формообразовании имени числительного
7 Остановимся на трудных случаях в формообразовании имени существительного. 1) Именительный падеж мн.ч. Ниже приведены наиболее употребительные им.сущ. с разными формами Им.п. мн.ч. -а, -я -ы, -и Директор –директора Бухгалтер – бухгалтеры Инспектор – инспектора Возраст – возрасты Профессор – профессора Диспетчер – диспетчеры Сторож – сторожа Договор – договоры Тенор – тенора Драйвер – драйверы Фельдшер – фельдшера Инженер – инженеры Флюгер – флюгера Лектор – лекторы Хутор – хутора Порт – порты Прожектор – прожекторы Ректор – ректоры Свитер – свитеры Тренер – тренеры
8 Родительный падеж мн.ч. Названия национальностей. Обратите внимание на то, что у сущ с нулевым окончанием основа заканчивается в основном на –н, -р -ов нулевое Киргизы – киргизов Армяне – армян Монголы – монголов Башкиры – башкир Таджики – таджиков Болгары – болгар Узбеки – узбеков Буряты – бурят Якуты – якутов Грузины – грузин Лезгины – лезгин Осетины – осетин Румыны – румын Татары – татар Турки – турок Туркмены – туркмен Цыгане – цыган
9 Растительный мир Обратите внимание: нулевое окончание только у существительного яблоки -ов нулевое Абрикосы - абрикосов Яблоки – яблок Ананасы - ананасов Апельсины – апельсинов Баклажаны - баклажанов Бананы – бананов Георгины – георгинов Гранаты – гранатов Мандарины – мандаринов Помидоры – помидоров Томаты – томатов
10 А теперь разберем трудные случаи в формообразовании имен прилагательных. Самой распространенной ошибкой является образование степеней сравнения имен прилагательных. Давайте вспомним, как образуются степени сравнения. Степени сравнения Сравнительнаяпростая Основа прил. + суффиксы –ее, - ей, -е, -ше Милее, светлей, глубже составная Прил. + более, менее Более умный Превосходнаяпростая Основа прил. + суффиксы -ейш, -айш Умнейший, глубочайший составная Прил. + самый, наиболее Самый умный
11 Трудные случаи образования форм имени числительного. Вспомним теорию. Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? Н-р, сто, пятьдесят четыре Порядковые числительные отвечают на вопрос какой? Н-р, пятый, двухсотый Сложные числительные имеют два и более корня. Н-р, двести, пятьсот. Составные числительные состоят из двух и более слов. Н-р, триста пять У сложных слов – числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части. От 50 до 80От 500 до , 300, 400 И.п. пятьдесят ПятьсотДвести Р.п. пятидесяти Пятисотдвухсот Д.п. пятидесяти ПятистамДвумстам В.п. пятьдесят ПятьсотДвести Т.п.пятьюдесятью ПятьюстамиДвумястами П.п. о пятидесятиО пятистахО двухстах
12 Склонение составных количественных и составных порядковых числительных У составных количественных изменяются все слова У составных порядковых изменяется только последнее слово И.п. триста сорок четыре Р.п. трехсот сорока четырех Д.п. тремстам сорока четырем В.п.триста сорок четыре Т.п. тремястами сорока четырьмя П.п. о трехстах сорока четырех И.п. триста сорок четвертый (вагон) Р.п. триста сорок четвертого (вагона) Д.п. триста сорок четвертому (вагону) В.п. триста сорок четвертый (вагон) Т.п. триста сорок четвертым (вагоном) П.п. о триста сорок четвертом (вагоне)
13 Трудные случаи образования форм глагола. Основная часть ошибок связана с образованием видовой пары и форм повелительного наклонения. Как запомнить видовую пару класть – положить. (Что делать? ) Класть – без приставки, (что сделать ?) – положить – только с приставкой. Глагола Ложить в русском языке НЕТ! От глагола ехать образуется форма повелительного наклонения поезжайте.
14 Грамматические ошибки в структуре словосочетания Как вы помните, существует три типа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основная часть ошибок допускается при управлении. Ошибки связаны с неправильным употреблением падежа или предлога. Н-р, Я соскучился за семьей вместо Я скучаю по семье. Уроки проводятся согласно расписания вместо согласно расписанию. Запомните! В следующих словосочетаниях ошибки допускаются наиболее часто: надеть (что-либо на себя), одеть (кого-либо), оплатить проезд, уплатить за проезд, заплатить за проезд, скучать (тосковать) по сестре, уделять внимание работе, обращать внимание на работу, отзыв о статье, рецензия на статью, вопреки прогнозу (Д.п.), согласно графику (Д.п.), по окончании, по прибытии, по возвращении, по приезде, в Ростов – из Ростова (предлоги-антонимы в – из, на – с)
15 Домашнее задание. Решите задания теста. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а)смотрев вперёд б) лучшие парикмахеры в) о трёхстах участниках г) около двух килограммов 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. а) о полутора часах в) четырьмястами студентами б) более позднеег) две пары ботинок 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) повеселее В) не пророняя слов Б) ряд критериев г) обоих студентов 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. А) на триста пятьдесят седьмой страницев) несколько мандаринов Б) эта работа более лучше г) хорошие доктора
16 5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. до ПОЛУТОРА тонн / опытные БУХГАЛТЕРА /СЕМЬЮСТАМИ рублями/ ЛЯЖЬТЕ на коврик / пара ТУФЕЛЬ 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. промокнул под дождём скучнее всего пушные торги красивейший пейзаж четверо братьев 7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно По обоим сторонам более пятисот долларов опытные инженеры розовый какаду 8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ЛЯГТЕ на пол ИХ работа НЕ ЕЗДИТЕ сегодня за город В СТАХ метрах от нашего дома ГОРАЗДО ЛУЧШЕ
17 9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. к двухсотлетию со дня рождения у обеих сестер наиболее вкусный докторы наук двумястами рублями 10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. трое друзей военные госпиталя пара носков более точно наилучший результат
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.