Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Шульгина
1 Сочинение- интерпретация Особенности творческой работы и приемы подготовки к сочинению С2.2 Составитель – методист ОМЦ ЦОУО Глухова С. В.
2 С2.2 Напишите сочинение- рассуждение Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. И долго ещё слышал скрипку...» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
3 Экзаменуемый должен объяснить смысл предложенного в задании фрагмента, опираясь на понимание всего текста в целом, но не выходя за его рамки. Интерпретация - толкование, объяснение, раскрытие смысла фрагмента текста. (Сл. Д.Н. Ушакова) Интерпретация фрагмента текста состоит в выявлении его неявного, не лежащего на поверхности смысла, соответствующего авторскому замыслу. Адекватность интерпретации зависит от точности и правильности восприятия текста, соотношения его элементов. Основой интерпретации текста является его содержательный анализ.
4 (1)Кинтель увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2)Сперва он услышал музыку. (3)У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать. (4)А на фоне тёмных и рваных афиш играла на скрипке девочка. (5)Одного с Кинтелем возраста. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. (8)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист. (9)На нём крупно было написано: (10)"Зарабатываю на скрипку". (11)Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. (12)Или не очень хорошая. (13)Но даже на ней девочка играла восхитительно. (14)По крайней мере, Кинтеля печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка тоже. (15)Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске. (16)Было что-то удивительно милое в этой скрипичной мелодии и в том, кто её играл, в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых глазах и строгих бровях. (17)И ещё была в девочке доверчивая беззащитность и одиночество. (18)А вокруг стояли люди. (19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек. (20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги хоть сто рублей! он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой узлом на пузе завязанной рубашке... (25)Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно, догадались о его заворожённости... (26)Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки. (27)И пошёл, пошёл, не решаясь оглянуться. (28)И долго ещё слышал скрипку... (По В. Крапивину)
5 Часть 3 (сочинение-рассуждение) выполняется на основе того же текста, который предложен для работы над тестовыми заданиями. Шесть заданий с выбором ответа (А) проверяют глубину и точность понимания содержания текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий. Такой анализ соотносится с комплексным анализом содержания текста, который используется как на уроках русского языка, так и на уроках литературы Задания А проверяют: понимание основной проблемы, позиции автора или героя, характеристики героя, понимание отношений синонимии и антонимии, важных для содержательного анализа; опознавание изученных средств выразительности речи.
6 Этапы работы над сочинением: Анализ фрагмента текста - этап понимания: понять предмет анализа; сформулировать суждение (тезис); дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста - этап объяснения: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста примерами- аргументами из текста. Вывод - этап обобщения: Личностное отношение к герою, к теме или проблеме текста.
7 Анализ фрагмента текста: на первом этапе необходимо понять предмет анализа Финал текста обычно указывает (прямо или косвенно) на основную мысль (идею). А главная мысль текста (идея) небольшого по объему произведения всегда связана с главным героем и главным событием и выражает отношение героя (-ев) к этому событию. Отношение – это чувства, переживания, размышления, впечатления героя, вызванные описанным событием. Главный герой – мальчик, главное событие - встреча с маленькой скрипачкой. Отношение – чувства, переживания, вызванные этой встречей. Таким образом, предмет анализа : чувства, переживания мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой.
8 Следующий этап анализа фрагмента текста: сформулировать тезис В финале текста описываются чувства мальчика, вызванные встречей с маленькой скрипачкой. Варианты построения предложений: В финале показаны душевные переживания героя, вызванные встречей с маленькой скрипачкой. Последние предложения текста рассказывают о чувствах мальчика, вызванных встречей с маленькой скрипачкой. В финале говорится о переживаниях героя, которые он испытал при встрече с маленькой скрипачкой. Совет МИОО: не использовать построение 1-ой фразы сочинения по модели «Я думаю, что смысл последней фразы текста состоит …». В этом случае фраза получится громоздкой, что усложнит ее восприятие проверяющим.
9 Следующий этап анализа фрагмента текста: дать пояснения к тезису Пояснения к тезису, комментарий – ответы на вопросы: Какие чувства испытывает герой? Почему он испытывает такие чувства? Девочка очень понравилась герою: она была тоненькая, с короткими и растрепанными волосами, как у мальчишки, и с задумчивыми глазами. На скрипке она «играла восхитительно».
10 Интерпретация фрагмента текста. объяснить смысл фрагмента текста Обязательная часть предложения – вводная конструкция: «по моему мнению», «мне кажется», «с моей точки зрения», «я думаю, что…» Я думаю, что Кинтель стесняется своих чувств. Он боится, что окружающие и, главное, сама девочка догадаются о его влюбленности. (Я думаю, что в конце текста говорится о сложных переживаниях героя: он стесняется своего внешнего вида и своих чувств, боится, что окружающие и, главное, сама девочка догадаются о его влюбленности.)
11 Интерпретация фрагмента текста: обосновать (подтвердить) высказанное суждение аргументами Аргументом может быть только такой пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает его правильность. Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой: «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске». Ему так хотелось, чтобы она купила новую скрипку! Он готов был отдать ей все свои деньги – «хоть сто рублей!»,если бы они у него были. Но тогда все вокруг догадались бы «о его завороженности», и «Кинтель попятился, чувствуя, как наливаются теплотой уши и щёки».
12 Примером-аргументом в сочинении- интерпретации не может служить интерпретируемая фраза. Способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны прежде всего с цитированием, а также с применением вставных конструкций (указания в скобках на номера соответствующих предложений).
13 Способы введения аргументов Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой: «Кинтель смотрел на юную скрипачку, и сердце у него заходилось в сладкой тоске». Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой (предложение 15). Девочка просто очаровала его печальной и светлой музыкой (например, предл. 15).
14 Вывод - личностное отношение к герою, к теме или проблеме рассказа: Герою надолго запомнится эта встреча.
15 План работы над сочинением С2.2 Анализ фрагмента текста: определить и понять предмет анализа; сформулировать тезис; дать пояснения к тезису. Интерпретация фрагмента текста: объяснить смысл фрагмента текста обосновать (подтвердить) высказанное суждение о смысле фрагмента текста аргументами. Вывод: Выразить личностное отношение к герою, теме или проблеме текста
16 Структура рассуждения Тезис (-ы) (тезис об общем смысле фразы и пояснения, комментарий; тезис-интерпретация текста) Примеры-аргументы Вывод
17 (1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя.(3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8) У меня такса, зовут Кит… – (9)Представляешь? – говорит дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14) Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова? – (15)Андрюха! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)Здесь, в Доме культуры, есть такая студия. (18)Конечно, джаз – это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание. (21)Кит, съев полностью колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культуры нельзя. (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!.. –(25)Ты не подходишь, - сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел. (28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене. –(32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу. –(34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз – не музыка, джаз – это состояние души. (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке… (44)И песня пошла…
18 В последних словах текста описано состояние души, при котором у героя снова получается играть джаз. И все это потому, что рядом с ним друг, собака Кит, который все понимает и тоже любит петь. Я думаю, что это рассказ о любви к музыке и о дружбе. Андрей не проходит собеседования в студию джаза, так как остается один: «…с собаками в Дом культуры нельзя». Рядом нет Кита, и герой «не мог начать, хоть ты тресни!..» Но когда они вместе, к ним снова приходит вдохновение: «На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух». Мальчик и собака понимают друг друга. Когда у человека есть друг, у него все получается!
19 Герою-рассказчику нравится исполнять джаз и он даже исполняет этот стиль музыки со своей собакой Китом. Кит – чуткий и очень преданный пес, готовый делить с ним все его затеи. Дядя героя тоже любит джаз, именно в джазе он видел самые большие возможности для самовыражения человека. Когда Андрею позвонил дядя и тот сказал, что для исполнения джаза хороший слух не нужен, то настроение у него поднялось «34; 35; 36; 37». Последняя фраза текста говорит о том, что мальчик талантлив, а его дядя вдохновил его на новую песню.
20 Смысл последнего предложения «И песня пошла…» в том, что когда Андрей пришел с прослушивания он позвонил дяде Жене и сообщил, что его не взяли потому что у него нет слуха. На что дядя Женя ответил «Слух – ничто. Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. Это и есть джаз! Джаз – не музыка, джаз – состояние души». После этого разговора у Андрея поднялось настроение и он ни смотря на то, что ему сказали на прослушивании, он продолжал заниматься своим любимым делом, продолжал играть.
21 Автор говорит в тексте о том что джаз очень хорошая музыка, что многим нравится именно такая музыка. Джаз играют на саксофоне и многие ее сочиняют на ходу. «Он эту музыку сочиняет прям на ходу» Джаз трудно играть и поэтому не каждый сможет играть его, многие люди годами учатся играть на саксофоне джаз, там много клавиш которых надо запомнить, чтоб знать куда на какой звук ставить палец, чтоб саксофон и джазовая музыка звучала очень красиво чтоб людям нравилось «И песня пошла»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.