Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Качалов
1 Презентация по философии Подготовила: Терехова Анна, 216 группа, ВТ и ПО Университет Международного Бизнеса
2 ЖАН-ПОЛЬ САРТР «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ.»
3 Введение Введение Жан-Поль Сартр Жан-Поль Сартр Основные идеи Основные идеи «Экзистенциализм – это гуманизм»:«Экзистенциализм – это гуманизм»: Экзистенциализм Сартра Экзистенциализм Сартра «…существование предшествует сущности…»«…существование предшествует сущности…» Субъективизм Субъективизм «тревога»«тревога» «заброшенность»«заброшенность» «отчаяние»«отчаяние» Учение Сартра Учение Сартра «…Противоположность философии Декарта…» Интерсубъективность Интерсубъективность Проект Проект Прогресс Прогресс «нечестность»«нечестность» Экзистенциалистский гуманизм.
4 Введение ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (от позднелат. exsistentia – существование), или философия существования, – направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др. странах: экзистенциальная онтология Хайдеггера ("Sein und Zeit», 1927), осн. вопрос которой – о смысле бытия; экзистенциальное озарение К. Ясперса («Philosophie», 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции; экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин («L'Etre et le neant», 1943). Его философия – это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику.
5 КВИЕТИЗМ (от лат. quies – покой) – далекое от жизни поведение; полная отрешенность, спокойное, лишенное аффектов пассивное поведение, безвольная и непротивленческая покорность божественной воле. Франц Залес выражает сущность квиетизма следующими словами: «не стремиться ни к чему, ничего не отклонять» («ni desirer, ni refuser»). ГУМАНИЗМ (от лат. humanitas – человечность) – рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.
6 ЖАН-ПОЛЬ САРТР (1905–1980) французский философ, писатель, драматург и эссеист. В 1964 году Жан-Поль Сартр был удостоен Нобелевской премии по литературе «за богатое идеями, пронизанное духом свободы и поисками истины творчество, оказавшее огромное влияние на наше время».
7 Основные идеи Одним из ключевых понятий философии Сартра является понятие свободы. У Сартра свобода представлялась как нечто абсолютное - «человек осужден быть свободным».
8 «ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ » В своей работе Сартр вступает в защиту экзистенциализма от упреков, высказанных «в адрес этого учения».
9 Экзистенциализм обвиняют в том, что: «…он призывает погрузиться в квиетизм отчаяния: раз никакая проблема вообще не разрешима, то не может быть и никакой возможности действия в мире; в конечном итоге это созерцательная философия, а поскольку созерцание роскошь, то мы вновь приходим к буржуазной философии…» «...подчеркивает человеческую низость, показывает всюду гнусное, темное, липкое и пренебрегает многим приятным и красивым, отворачивается от светлой стороны человеческой натуры…»
10 Экзистенциализм обвиняют в том, что: «…мы забыли о солидарности людей, смотрим на человека как на изолированное существо…» «…отрицает реальность и значение человеческих поступков, так как, уничтожая божественные заповеди и вечные ценности, не оставляет ничего, кроме произвола: всякому позволено поступать, как ему вздумается, и никто не может судить о взглядах и поступках других людей…»
11 Экзистенциализм Сартра - учение, которое делает возможной человеческую жизнь и которое, кроме того, утверждает, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность…
12 Экзистенциалистов объединяет: «…убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта…»
13 «…существование предшествует сущности …» Два взгляда: Технический взгляд на мир Божественный разум В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию.
14 «…существование предшествует сущности …» Человек обладает некой человеческой природой. Эта человеческая природа, являющаяся «человеческим» понятием, имеется у всех людей. А это означает, что каждый отдельный человек лишь частный случай общего понятия «человек». (Дидро, Вольтер, Кант) Атеистический экзистенциализм: что если даже бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек (Сартр)
15 «…существование предшествует сущности…» Человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет.
16 Субъективизм СУБЪЕКТИВИЗМ – введенное Декартом понятие, означающее поворот к субъекту, т.е. взгляд на сознание как на первично данное, в то время как все другое является формой, содержанием или результатом творчества сознания. У Сартра: «…с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. …»
17 «…Я ответственен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще.»
18 «тревога» «…Экзистенциалист охотно заявит, что человек это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности…»
19 «заброшенность» «Говоря о «заброшенности» (излюбленное выражение Хайдеггера), мы хотим сказать только то, что бога нет, и что отсюда необходимо сделать все выводы…» «если бога нет, то все дозволено» (Достоевский) Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. Заброшенность приходит вместе с тревогой
20 «отчаяние» «…означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие. …»
21 Учение Сартра: «…человек есть не что иное, как его проект самого себя. Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь…»
22 «…Противоположность философии Декарта…» «…человек, постигающий себя через cogito, непосредственно обнаруживает вместе с тем и всех других, и притом как условие своего собственного существования… Чтобы получить какую-либо истину о себе, я должен пройти через другого. Другой необходим для моего существования, так же, впрочем, как и для моего самопознания. При этих условиях обнаружение моего внутреннего мира открывает мне в то же время и другого, как стоящую передо мной свободу, которая мыслит и желает «за» или «против» меня. Таким образом, открывается целый мир, который мы называем интерсубъективностью…»
23 Интерсубъективность В этом мире человек и решает, чем является он, и чем являются другие. Пределы не субъективны и не объективны, Скорее, они имеют объективную и субъективную стороны. Объективны они потому, что встречаются повсюду и повсюду могут быть опознаны. Субъективны потому, что переживаемы; они ничего не представляют собой, если не пережиты человеком, который свободно определяет себя в своем существовании по отношению к ним
24 Проект всякий проект, каким бы индивидуальным он ни был, обладает универсальной значимостью. Любой проект универсален в том смысле, что понятен каждому. Выбирая себя, я созидаю всеобщее.
25 Прогресс «…Мы не верим в прогресс. Прогресс – это улучшение. Человек же всегда находится лицом к лицу с меняющейся ситуацией, и выбор всегда остается выбором в ситуации…»
26 «нечестность» «…всякий человек, пытающийся оправдаться своими страстями или придумывающий детерминизм, нечестен…» Нечестность это, очевидно, ложь ибо утаивает полную свободу действия… В каждом конкретном случае свобода не может иметь другой цели, кроме самой себя, и если человек однажды признал, что, пребывая в заброшенности, сам устанавливает ценности, он может желать теперь только одного свободы как основания всех ценностей.
27 Экзистенциалистский гуманизм. Человек находится постоянно вне самого себя. Именно проектируя себя и теряя себя вовне, он существует как человек. С другой стороны, он может существовать, только преследуя трансцендентные цели. Связь конституирующей человека трансцендентности (не в том смысле, в каком трансцендентен бог, а в смысле выхода за свои пределы) и субъективности в том смысле, что человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, и есть то, что мы называем экзистенциалистским гуманизмом.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.