Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАрина Юревич
1 Представление числовой информации с помощью систем счисления
2 История систем счисления Современный человек в повседневной жизни постоянно сталкивается с числами и цифрами: мы запоминаем номера автобусов и телефонов, в магазине подсчитываем стоимость покупок, ведем свой семейный бюджет и т.д. и т.п. Числа, цифры…они с нами везде. А две тысячи лет назад что знал человек о числах? А пять тысяч лет назад? Сегодня, в 21 веке, человечество для записи чисел использует в основном десятичную систему счисления. А что такое система счисления?
3 Система счисления это способ записи чисел с помощью заданного набора специальных знаков. Основание – это количество цифр используемых системой счисления.
4 Позиционные Непозиционные XXX десять 222 две два две сотни десятка единицы Различные системы счисления делятся на две группы: позиционные и непозиционные. Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа. Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа. Система счисления, в которой значение цифры зависит от ее позиции в записи числа. десять
5 Анатомического происхождения Десятичная Пятеричная Двенадцатеричная Двадцатеричная Алфавитные Славянская Древнеармянская Древнегрузинская Древнегреческая Прочие Римская Вавилонская Машинные Двоичная Восьмеричная Шестнадцатеричная Обозначения в различных системах счисления (Приложение 1).(Приложение 1).
6 Непозиционные системы Унарная – одна цифра обозначает единицу (1 день, 1 камень, 1 баран, …) Использовалась в древности (10-11 тыс.лет до н.э.). Для записи чисел применялся только один символ – палочка. Неудобства: громоздкая запись, большая вероятность ошибки. В дальнейшем люди стали группировать палочки по 3, 5, 10 штук. И при записи стали использовать знаки, соответствующие группе из нескольких предметов.
7 Древнеегипетская десятичная (непозиционная) Возникла во второй половине 3 тыс. до н.э. Для обозначения ключевых чисел 1, 10, 100 и т.д. использовались специальные значки – иероглифы. Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи операции сложения. Например, для изображения числа 3252 рисовали три цветка лотоса (3 000), два свернутых пальмовых листа (200), пять дуг (50) и два шеста (2). Причем знаки можно было записывать сверху вниз, справа налево, вперемежку.
8 В СТАРИНУ НА РУСИ ШИРОКО ПРИМЕНЯЛИСЬ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ, НАПОМИНАЮЩИЕ СИСТЕМУ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА. Звезда – тысяча рублей Колесо – сто рублей Квадрат – десять рублей Х - рубль |- копейку.
9 Славянская система счисления алфавитная система счисления (непозиционная) Более совершенные непозиционные с/с. К их числу относились славянская, греческая, финикийская и др. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 10 до 900) обозначались буквами алфавита. В России славянская нумерация сохранилась до конца 17 века. При Петре I возобладала арабская нумерация, которой пользуемся до сих пор. Греки над буквами, обозначающими числа, ставили специальный знак – титло.
10 Римская система счисления Знакомая нам римская система принципиально ненамного отличается от египетской. В ней для обозначения чисел 1, 5, 10, 50, 100, 500 и 1000 используются заглавные латинские буквы I, V, X, L, С, D и М (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления. Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр».
11 Римская система счисления Правила: (обычно) не ставят больше трех одинаковых цифр подряд если младшая цифра (только одна!) стоит слева от старшей, она вычитается из суммы (частично непозиционная!) Примеры: MDCXLIV = – – = = M M C C C L X X X I X M CCCLXXXIX = 1644
12 Примеры: MMCMXCV = 1895 =
13 Индийская мультипликативная (позиционная) Системы счисления, основанные на позиционном принципе, возникли независимо одна от другой в древнем Междуречье (Вавилон), у племени Майя и в Индии, что говорит о неслучайности перехода к позиционным системам счисления. В 5 в. в Индии и Китае зародились системы, которые использовали не только принцип сложения, но и умножения.
14 Десятичная (позиционная) Современная десятичная система нумерации возникла на основе индийской. Такая с/с дает принципиальную возможность записывать сколь угодно большие числа. Запись компактна и удобна для арифметических операций. В 10 веке десятичная система доходит до Испании, в начале 12 в. она появляется и в других странах Европы. Она получила название арабской, потому что в Европе с ней познакомились впервые по латинским переводам с арабского. С введением десятичных дробей десятичная система стала универсальным средством для записи всех действительных чисел.
15 Вавилонская шестидесятеричная (позиционная) 2 тыс. лет до н.э. Первая система, основанная на позиционном принципе. Сыграла большую роль в развитии математики и астрономии. До сих пор час делим на 60 минут, минуту – на 60 секунд, окружность – на 360 градусов. Все числа составлялись из двух знаков: прямой клин (для обозначения единиц) и лежачий клин (для обозначения десятков). Число 60 снова обозначалось прямым клином, также, как и Для определения значения числа надо было его запись разбить на разряды справа налево. Цифра в каждом последующем разряде была в 60 раз больше той же цифры в предыдущем. Таблицу умножения вавилоняне никогда не запоминали, так как это было практически невозможно. При вычислении они пользовались готовыми таблицами умножения.
16 Система счисления ОснованиеАлфавит цифр Десятичная 100, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Двоичная 20, 1 Позиционные системы счисления Десятичная система: первоначально – счет на пальцах изобретена в Индии, заимствована арабами, завезена в Европу. Алфавит: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Основание (количество цифр): 10 Другие позиционные системы: двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная (информатика) двенадцатеричная (1 фут = 12 дюймов, 1 шиллинг = 12 пенсов) двадцатеричная (1 франк = 20 су) шестидесятеричная (1 минута = 60 секунд, 1 час = 60 минут)
17 Пример 1. Свернутая форма Х 10 =673,49 10 Развернутая форма , = 6* * * * * =6*100+7*10+3*1+0,4+0,09=673,49 10
18 Пример 2. Свернутая форма Х 10 =101,11 2 Развернутая форма ,11 2 = 1*2 2 +0*2 1 +1*2 0 +1* * 2 -2 = /2+1/4=5,75 10
19 Записать в развернутой форме следующие числа , , , A5B0F,5E , , ,1 4
20 Записать в свернутой форме 1. 4· · · · · ·2 5 +1·2 4 +1·2 3 +0· ·2 1 +1·2 0 +1· · · · · · · ·5 4 +3· · · · · ·5 -2
21 Перевод чисел из десятичной системы счисления в любую другую
22 Представим число записанное в десятичной системе счисления в позиционных системах счисления: двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной = А = А = А 16
23 Представим число в двоичной системе счисления: Ответ : =
24 Представим число в восьмеричной системе счисления: Ответ: = 1038
25 Представим число в шестнадцатеричной системе счисления: Ответ: = 5B16
26 Правила перевода Из десятичной системы счисления в позиционные системы счисления: Разделить десятичное число на основание системы счисления. Получится частное и остаток. Выполнять деление до тех пор, пока последнее частное не станет меньшим основания новой системы счисления. Записать последнее частное и все остатки в обратном порядке. Полученное число и будет записью в новой системы счисления.
27 Перевод дробных чисел Последовательно умножать данное число и получаемые дробные части произведений на основание новой С.С. до тех пор, пока дробная часть не станет равной нулю или не будет достигнута требуемая точность; полученные целые части произведения привести в соответствие с алфавитом новой С.С. ; составить дробную часть числа в новой С.С., начиная с целой части первого произведения. PqPq A 10
28 0, = х 2 = х 8 = х 16 0, 734 х 2 х х 2 х х 2 х , =0, , 734 х 8 х х 8 х х 8 х , =0, , 734 х х х , =0,BBE 16 E B B
29 Перевод чисел в десятичную систему счисления из любой другой
30 P q A 10 Представить число в развернутом виде и вычислить полученное выражение
31 Представим число в десятичной системе счисления: Ответ: = = =
32 Представим число в десятичной системе счисления: Ответ: = = = =231 10
33 Представим число A7В 16 в десятичной системе счисления: Ответ: А7В16 = А7В 16 = 10* * *16 0 = =
34 Переведите число из десятичной системы в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную, а затем проверьте результаты, выполнив обратные действия , Закрепление пройденного материала
35 Переведите числа в десятичную систему, а затем проверьте результаты, выполнив обратные действия , ,41 8 АВС 16 1DE,C8 16
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.