Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕгор Золотилов
1 Староласпинская ОШ I-III ст. Учитель истории Дяченкова С.К.
2 1. Вступление Вступление 2. Владимир держит совет с боярами Владимир держит совет с боярами 3. Владимир посылает послов Владимир посылает послов 4. Незабываемая красота Незабываемая красота 5. Выбор князя Владимира и бояр Выбор князя Владимира и бояр 6. События перед крещением События перед крещением 7. Крещение князя Владимира Крещение князя Владимира План 8. Утро крещения Руси Утро крещения Руси 9. Крещение в водах Днепра Крещение в водах Днепра 10. Как крестили киевлян Как крестили киевлян 11. Крещение в Новгороде Крещение в Новгороде 12. Десятинная церковь Десятинная церковь 13. Перемена в жизни князя Перемена в жизни князя 14. Первые плоды христианства на Руси Первые плоды христианства на Руси
3 Более тысячи лет назад восточные славяне приняли православие. Перед Русской землей с принятием крещения открылся новый прекрасный путь, и жизнь русского человека стала устраиваться на новых, христианских началах. С событиями, происходившими на Руси перед крещением, о том, как крестили киевлян и новгородцев, о переменах в жизни князя Владимира и первых плодах христианства на Руси познакомит вас этот урок.
4 Владимир держит совет с боярами Важнейшим событием культурной жизни этого периода является принятия Русью христианства. Характер исторического выбора, сделанного в 988 году князем Владимиром, был, безусловно, не случайным. Совет Владимира Святославича с боярами и дружиной. Миниатюра Радзивилловской летописи
5 Самые ранние о проникновении христианства в восточнославянские земли восходят еще к первым векам новой эры, когда в Малой Азии, на Балканском полуострове, в Северном Причерноморье и Крыму вели свои проповеди первые христианские апостолы и их ученики. Иван Эггинк. «Великий князь Владимир выбирает веру».
6 Связи киевского двора с западными христианами показывают, что в ту пору Русь не хотела ориентироваться на какую-то одну из церковных сторон: добрые отношения поддерживались и с византийской, и с римской церковью. Тесные экономические, политические и культурные связи с Византией, проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству христианства в его византийском варианте достаточно жестко обусловили выбор новой религии.
7 Прибытие миссионеров из Византии, мусульман – из Дунайской Болгарии, иудаистов – из Хазарии, о том, что князь был неудовлетворен проповедями всех, кроме византийца. Бояре и старцы сказали своему великому князю, что это неудивительно. «Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь в самом деле разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, какая у них служба и кто как служит Богу». Парсуна «Князь Владимир»
8 Владимир посылает послов Понравилось князю предложение советников. Тогда выбрали десять «мужей славных и умных» и послали их сначала к магометанам, потом к немцам, а потом к грекам.
9 У магометан и западных христиан послы Владимира не почувствовали никакой духовной красоты. В современном католическом храме
10 А церковная служба у греков в главном храме Константинополя, древнем Софийском соборе, произвела на них неизгладимое впечатление. Храм Святой Софии, Константинополь
11 Незабываемая красота «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали на небе или на земле мы… Карпущенко В.Н. Византийский прием.
12 Интерьер Софии Константинопольской …ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом…
13 …знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Интерьер Софии Константинопольской
14 Выбор князя Владимира и бояр Вспомнили бояре и о княгине Ольге: «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». Крещение кн. Ольги. С.Кириллов
15 Ольга умерла 18 лет назад, но память о ней свято хранилась на Руси. Ее пример подтверждал свидетельство послов. Святая равноапостольная княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии (Константинополь) И.Машков.
16 Многое передумал и пережил за последние годы великий князь. Сам он, вероятно, и раньше склонялся принять крещение, а сейчас и боярский совет был настроен единодушно к принятию веры греков.
17 И спросил Владимир: «Где примем крещение?». Бояре и старцы отвечали: «Где тебе любо!». Так духовная красота православия стала решающим свидетельством для Руси, уже приготовившейся ко крещению.
18 Конечно, можно сказать, что христианство необходимо было князю Владимиру и в политических целях, и для проведения самых различных реформ в государстве, и для культурного развития Руси. Но разве все это противоречит свидетельству древнерусских летописцев, которые говорят, что христианство сделалось для князя Владимира источником духовного света, озарившего не только его сердце, но и ум.
19 Карпущенко В.Н.Судьбоносный крест России (князь Владимир). И Русь не ошиблась в своем выборе.
20 События перед крещением Крещение Руси началось с крещения киевлян. К.В. Лебедев Крещение Киян.
21 Византийские императоры Василий и Константин обратились к князю Владимиру за военной помощью. Владимир стал просить себе в жены сестру их Анну. Правители Византии в качестве условия поставили крещение Владимира, который уже и сам был расположен к принятию христианства. Н.К.Рерих. Поход Владимира на Корсунь
22 Осада города Херсонеса. Миниатюра Радзивилловской летописи Но когда князь Владимир помог византийским императорам, то они не стали выполнять свое обещание. Тогда князь Владимир, «помня свое и предков в военном мужестве преимущество перед греками», как писал М. В. Ломоносов, решил показать свою силу. Он осадил греческий город Херсонес.
23 Археологи предполагают, что местонахождение этого города окраины нынешнего Севастополя. После длительной осады русские овладели городом. Развалины Херсонеса и Владимирский собор
24 Царица Анна переправляется через море Сестра византийских императоров вынуждена была прибыть в Херсонес.
25 Там состоялось торжественное крещение князя Владимира, а затем бракосочетание Владимира с Анной. Бронников Ф. Крещение князя Владимира
26 Наконец из Херсонеса Владимир и Анна с духовенством, крестами и иконами в сопровождении дружины отправились в стольный град Руси Киев. Ефошкин С.Н. Князь Владимир. Встреча Византийской принцессы Анны.
27 Рассматривая различные источники, историки по-разному говорят о времени, месте и порядке всех этих событий. Не исключается возможность и новых предположений и открытий. Это неудивительно, потому что с того времени прошло уже более тысячи лет. Крещение князя Владимира Развалины Корсуни, Херсонес
28 Но вот что интересно: уже Нестор-летописец, живший всего сто лет спустя после крещения князя Владимира, разбирает различные мнения о месте его крещения. «Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные говорят в Васильеве, а другие и по-иному скажут». Святой князь Владимир. Миниатюра. Месяцеслов с Пасхалией. Лекса, 1820
29 Сам же летописец указывает, что князь Владимир крестился в церкви Святого Василия в Корсуне (то есть Херсонесе). При святом крещении он получил имя Василия. Остатки христианского храма в Херсонесе Отсюда начиналось крещение Руси.
30 Возвратившись в Киев, великий князь Владимир прежде всего крестил двенадцать своих сыновей. Утро крещения Руси
31 Крещение совершалось в источнике, который получил название Крещатик. Крестились тогда и те бояре, которые не были в Херсонесе. Крещатик - центральная улица Киева.
32 Затем Владимир велел «опрокинуть идолы одних изрубить, а других сжечь». Ефошкин С.Н. Прощание с язычеством.
33 Перуна с серебряной головой и золотыми усами было приказано, привязав к хвосту коня, стащить в Днепр. Елена Доведова. Свержение Перуна.
34 Затем Владимир послал глашатаев по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб противен мне да будет!».
35 И летопись, и древнее жизнеописание князя Владимира единогласно свидетельствуют, что люди с радостью шли на реку.
36 На берегу стоял сам великий князь. Священники, прибывшие с царицей Анной из Византии и из Корсуня, совершали Таинство Крещения. Крещение Руси. Коваленко И.А.
37 «Сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ». Фреска «Крещение Руси» Вот как описывает это событие «Повесть временных лет»:
38 В Киеве, во Владимирском соборе, на одной из стен есть удивительная икона «Крещение Руси», написанная художником Виктором Михайловичем Васнецовым. Крещение в водах Днепра Владимирский собор в Киеве
39 Васнецов В.М. Крещение Руси Князь Владимир, как восприемник своего народа, в молитве поднимает руки к Богу. Епископ благословляет новокрещеных. Священники читают молитвы и погружают людей в воды Днепра. С неба сияют божественные лучи.
40 Радуясь обращению в христианство своего народа, князь Владимир восклицает: Такое свидетельство сохранил нам Нестор- летописец. «Христе Боже, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя, истинного Бога, как познали Тебя христианские страны!».
41 После крещения киевлян князь Владимир приказал тотчас воздвигать по всему городу церкви. Причем храмы ставили на тех местах, где раньше были кумиры. План Древнего Киева
42 Сразу же начали открываться школы, потому что христианской стране нельзя было без учения книжного.
43 После Киева крещение стало совершаться и в других русских городах. Мартынов Н.У. Крещение Руси.
44 Как крестили киевлян Русь языческая. Жертвоприношение Перуну Коваленко И.А. Доверяя сказаниям древнерусских писателей в целом, некоторые историки в отдельных подробностях этих сказаний сомневались. Все ли киевляне крестились по призыву своего князя? Действительно ли с радостью люди шли ко крещению? Не было ли насилия при крещении киевлян? Понимали ли люди, что над ними совершается? Эти и другие подобные вопросы уже не первое столетие беспокоят историков.
45 На некоторые из них ясно отвечают сами летописные сказания. Крестились не все киевляне, потому что призыв князя не был приказом. А слова «противен мне да будет» не обязательно следует переводить «будет мне врагом». К.В. Лебедев. Крещение Киян
46 Летописец не утаивает, что приверженцы старой веры даже плакали, когда Перуна палками отталкивали от берегов Днепра и гнали вниз по течению. В.М.Назарук. Часть диптиха Крещение Руси. Проводы Перуна
47 Подготовка ко крещению у киевлян была, конечно, разная, но ведь крестились люди города, где христианские храмы стояли уже больше столетия. И нет ничего невероятного в том, что люди радовались, идя ко крещению. В.М.Назарук. Крещение Руси
48 Это можно наблюдать и в наше время, потому что крещение как духовное возрождение, как начало новой жизни событие радостное для человека. Орлов Ю. Крещение
49 Впрочем, митрополит Иларион говорит, что некоторые крестились не по любви к новой вере, а по страху, поскольку благоверие князя Владимира было «со властию сопряжено». В.Г.Перов. Крещение Руси. Вторая половина 1870-х-начало 1880-х
50 А для многих решающее действие оказал пример князя и бояр. Люди говорили: «Если бы крещение и вера не были добрым делом, то не приняли бы этого наш князь и бояре». Ефошкин С.Н. Крещение в водах Днепра.
51 Михаил Шаньков. Крещение Руси.
52 Крещение в Новгороде Добрыня, дядя князя Владимира, ставивший когда-то кумиров в Новгороде, сам же после крещения в Киеве поехал в Новгород истреблять идолов. Об этих событиях повествует одна из летописей Иоакимовская, - отрывки из которой сохранились в «Истории Российской с самых древнейших времен» В. Н. Татищева. Крещение княжеской дружины. Радзивилловская летопись. 15 в
53 Ссылаясь на эту летопись, историк говорит, что в Новгороде из-за крещения вышло целое военное столкновение. Язычники не хотели допустить истребления идолов. Начались волнения в народе. Против принятия крещения особенно возбуждал людей чародей по прозвищу Соловей. Станислав Бабюк. Свержение Перуна.
54 Епископ со священниками ходил по городу и учил людей. За два дня покрестились сотни человек. А потом народные волнения усилились. Тысяцкий Путята вступил в жестокую сечу, а Добрыня приказал поджечь некоторые дома на берегу Волхова. Князь Глеб Святославович убивает волхва на Новгородском вече (Княжий суд), А. П. Рябушкин, 1898 год
55 Поэтому о крещении новгородцев сохранилась пословица: «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем». Но христианство вскоре утвердилось в Новгороде, и этот древний и славный город стал одним из главных церковных центров Руси. Иванов С.В. Христианство и язычество
56 Десятинная церковь первая каменная церковь на Руси. Десятинная церковь Десятинная церковь. Вариант реконструкции М.В.Холостенко.
57 В. П. Верещагин. Закладка десятинной церкви в Киеве
58 Вот как о ее создании повествует летописец Нестор: «Затем жил Владимир в христианском законе и задумал создать церковь Пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами». Князь Владимир на освящении Десятинной церкви
59 Когда церковь была построена, князь Владимир сказал: «Даю церкви этой Святой Богородицы десятую часть от богатств моих и моих городов». Поэтому она и стала называться Десятинной. Десятинная церковь, X век. Модель Д. Мазюкевича.
60 В день освящения церкви князь устроил праздник великий боярам, старцам городским, а бедным раздал много богатства. В этой церкви служить стали священники, пришедшие из Корсуня. Ефошкин С.Н. У Десятинной церкви.
62 Развалины Десятинной церкви
63 Сюда же поместили иконы, кресты и другие святыни, принесенные из Корсуня после крещения там князя Владимира. До постройки Софийского собора Десятинная церковь была главным храмом на Руси. Десятинная церковь, фундамент Мозаика Десятинной церкви
64 Перемена в жизни князя Летописец отмечает разительную перемену в жизни князя Владимира, которая наступила после его крещения. Он продолжал оставаться победоносным полководцем и мудрым строителем государства, но в отношении к людям стал примером доброты, милосердия и сострадания. Икона начала XIX века
65 Одно время он не решался даже утверждать приговоры о справедливом наказании преступников. О перемене в жизни князя Владимира говорят такие его слова: «Боюсь греха!». Равноапостольный князь Владимир. Икона 19 века
66 А его милостыни бедным были огромны. «Устроил он и такое: сказав, что «немощные и больные не могут добраться до двора моего», приказал снарядить телеги, наложив на них хлеб, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий или кто не может ходить?». И раздавали тем все необходимое». Такое свидетельство сохранила летопись о милосердии просветителя Руси. Князь Владимир. Дионисий
67 Первые плоды христианства на Руси В 1015 году печенеги пошли походом на Русь, и князь послал любимого сына своего Бориса защищать Русскую землю. Владимир посылает Бориса против печенегов. Миниатюра из рукописи XIV века
68 Во время похода Бориса князь Владимир неожиданно заболел и 15 июля 1015 года скончался. Погребли святого князя в Десятинной церкви; похоронили с плачем, особенно плакали о нем бедные люди как о своем заступнике и кормильце. Равноапостольный князь Владимир. Стенная роспись В.М.Васнецова, Свято-Владимирский собор в Киеве
69 Святополк, старший сын Владимира, зная, что Борис с дружиной может возвратиться в Киев, послал к нему наемных убийц. Святополк Нестеров Андрей. Святополк Окаянный
70 Князю Борису сказала отцова дружина: «Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе!». Но Борис, не желая вражды и братоубийства, сказал: «Не подниму руки на брата своего старшего: если и отец мой умер, то пусть этот будет мне вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Святой Борис. Нестеров М.В.
71 При князе киевском Владимире ( ) происходит событие величайшего значения, определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства. Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом: сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном обращении язычников в христианство. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии оказало большое влияние на разные сферы общественной и духовной жизни страны. Ускорилось изживание местных, племенных различий в отдельных областях Руси и формирование древнерусской народности с единым языком, культурой, этническим самосознанием.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.