Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталия Шапенкова
1 Учебно-исследовательская и проектная деятельность обучающихся в основной школе 12 сентября 2013 г.
2 ФГОС ООО. Требования к структуре ООП ООО Содержательный раздел должен определять общее содержание основного общего образования и включать образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий (программу формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности;
3 ФГОС ООО. Требования к структуре ООП ООО Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования (далее – Программа) должна быть направлена на: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
4 ФГОС ООО. Требования к структуре ООП ООО Программа должна содержать: описание особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое направление проектов), а также форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности по каждому из направлений;
5 Примерная ООП ОО На ступени основного общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: четырёх междисциплинарных учебных программ – «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ- компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом»;
6 Примерная ООП ОО Программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ включает описание содержания и организации работы по формированию а) универсальных учебных действий, б) ИКТ-компетентности учащихся, в) основ учебно-исследовательской и проектной деятельности, г) стратегий смыслового чтения и работы с информацией. Содержание документа строится с учётом оснащённости образовательного учреждения, с учётом возможного вклада каждого педагога, работающего в данной параллели, и отражает логику развёртывания образовательного процесса во временной перспективе.
7 Примерная ООП НОО В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; на практическом уровне в ходе реализации исходного замысла овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
8 Примерная ООП ОО В ходе планирования и выполнения учебных исследований учащиеся освоят умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного рассуждения, приобретут опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, в ходе освоения системы научных понятий у выпускников будут заложены: потребность вникать в суть изучаемых проблем; ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический жизненный опыт;
9 Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится: планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблеме; выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
10 использовать такие математические методы и приемы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство «от противного», доказательство «по аналогии», опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения; построение и исполнение алгоритма; использовать такие естественнонаучные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории; использовать некоторые методы получения знания, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
11 ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме; отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания; видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
12 Особенности оценки метапредметных результатов обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы стартовой диагностики; текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов; промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно- познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом; защиты итогового индивидуального проекта.
13 Содержательное наполнение метода проектов Метод проектов Освоение техники построения деятельности методом проектов Реализация содержания образования на основе исследовательской деятельности Формальные навыки выделения проблемы, формулировки целей и задач, реализации проектного цикла Восприятие культурных норм, ценностей и традиций через реализацию учебных задач
14 Продуктивное научное образование Исследовательская деятельность Проектная деятельность Научно-техническое творчество
15 Исследовательская деятельность учащихся деятельность, направленная на получение учащимися субъективно новых представлений об объектах и явлениях окружающего мира с помощью научного метода. Предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
16 Важно учитывать: выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя; хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он будет проведен учителем безукоризненно правильно; организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
17 Общее в проектной и учебно- исследовательской деятельности практически значимые цели и задачи учебно- исследовательской и проектной деятельности; структуру проектной и учебно-исследовательской деятельности, которая включает общие компоненты: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировку задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде
18 Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности: Проектная деятельность Учебно- исследовательская деятельность Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы
19 Типология форм организации проектной деятельности учащихся видам проектов (информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико- ориентированный), игровой (ролевой) проекты, инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); по содержанию (моно предметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.); по количеству участников (индивидуальный, парный, мало групповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернет); по длительности (продолжительности) проекта (от проект-урок до вертикального многолетнего проекта); по дидактической цели (ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.).
20 Персональный проект это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с помощью педагога составляет план предстоящей работы. Умение планировать и работать по плану это важнейшие УУД, которым должен овладеть школьник. Одной из особенностей работы над персональным проектом является смыслообразование и самоопределение хода и результата работы. Учебный проект способ проверки знаний учащихся, контрольная работа по пройденной теме вполне может проводиться в форме защиты учебного проекта.
21 Проектная деятельность В ходе проектной деятельности самым важным и самым трудным является постановка цели своей работы. Помощь педагога необходима, главным образом, на этапе осмысления проблемы и постановки цели: необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем, возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
22 Учебно-исследовательская деятельность постановка проблемы и аргументирование ее актуальности; формулировка гипотезы исследования и раскрытие замысла – сущности будущей деятельности; планирование исследовательских работ и выбор необходимого инструментария; собственно проведение исследования с обязательным поэтапным контролем и коррекцией результатов работ; оформление результатов учебно- исследовательской деятельности как конечного продукта; представление результатов исследования широкому кругу заинтересованных лиц для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
23 Формы организации учебно- исследовательской деятельности на уроках урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок - «Удивительное рядом», урок – рассказ об учёных, урок – защита исследовательских проектов, урок – экспертиза, урок - «Патент на открытие», урок открытых мыслей; учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени;
24 Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях исследовательская практика учащихся; образовательные экспедиции - походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля.; факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета,; ученическое научно-исследовательское общество - форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в т. ч. дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
25 Современные разработчики В.И.Слободчиков: представления о субъ-ектной позиции и со-бытийной общности; А.Н.Поддъяков: концепция исследовательского поведения А.И.Савенков: концепция исследовательского обучения А.С.Обухов: исследовательская позиция личности А.В.Леонтович: модель реализации исследовательской деятельности Л.Ю.Ляшко: молодежное движение
26 Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы: Изучение теоретического материала Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Формулировка рабочей гипотезы Освоение методики исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы
27 Обязательные условия организации результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, иметь общественную оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или выставлены в открытых ресурсах Интернет для открытого обсуждения.
28 Мероприятия исследовательской направленности
29 Мероприятия поддерживающие развитие проектной деятельности Областной конкурс социально значимых проектов «Моя страна – моя Россия» Областной конкурс социальных проектов «Кто знает историю, тот любит Россию» Интернет-проекты wiki.edc.samara.ru
30 Skype – интервью Блг-штурм Вики-страница Подкаст-конференция Flickr – вернисаж YouTube - репортаж
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.