Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯрослав Тургенев
2 Подготовила учитель начальных классов 1 кв. категории Лукина О.Н.
3 2 Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения становится приоритетом государственной образовательной политики
4 Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента сначала экспериментально в 19 регионах России с 1 апреля 2010 года, и во всех регионах с 2012 года. Предмет включает 6 модулей, из которых ученики по своему выбору или выбору их родителей (законных представителей) могут выбрать один для изучения.
5 «Основы православной культуры» «Основы исламской культуры» «Основы буддийской культуры» «Основы иудейской культуры» «Основы мировых религиозных культур» «Основы светской этики» Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения
6 Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества и своей сопричастности к ним
7 Цель учебного курса ОРКСЭ формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений Задачи учебного курса ОРКСЭ: знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
8 Основные особенности: Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги; Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям; Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса; Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей; Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
9 Курс, раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего
10 Учебное пособие знакомит учащихся с основами светской этики. Что такое добро и зло, добродетель и порок, альтруизм и эгоизм? Что значит быть моральным? В этих и других вопросах поможет школьникам разобраться светская этика. Учащиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом. Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
11 Урок 1Россия - наша Родина Урок 2Что такое светская этика Урок 3Культура и мораль Урок 4Особенности морали Урок 5Добро и зло Урок 6Добро и зло Урок 7Добродетель и порок Урок 8Добродетель и порок Урок 9Свобода и моральный выбор человека Урок 10Свобода и ответственность Урок 11Моральный долг Урок 12Справедливость Урок 13Альтруизм и эгоизм Урок 14Дружба Урок 15Что значит быть моральным Уроки Подведение итогов Урок 18Род и семья исток нравственных отношений Урок 19Нравственный поступок Урок 20Золотое правило нравственности Урок 21Стыд, вина и извинение Урок 22Честь и достоинство Урок 23Совесть Урок 24Нравственные идеалы Урок 25Нравственные идеалы Урок 26Образцы нравственности в культуре Отечества Урок 27Этикет
12 Общечеловеческие ценности… Истина, Добро, Красота Человек, отныне ставший мыслящим, испытывает потребность относиться к любой воле к жизни с тем же благоговением, что и к своей собственной. Он ощущает другую жизнь как часть своей. Благом считает он сохранять жизнь, помогать ей; поднимать до высшего уровня жизнь, способную к развитию; злом уничтожать жизнь, вредить ей, подавлять жизнь, способную к развитию. Это и есть главный абсолютный принцип этики. жизнь (Альберт Швейцер)
13 Воспитание ценностей у ребенка возможно при обращении к его внутреннему миру, тогда личность обучающего становится целостной, интегрированной. У ребенка формируется активная жизненная позиция, и происходит самовыражение.. Важное педагогическое условие Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. (К.Д. Ушинский)
14 Этическое воспитание осуществляется через процесс размышления, чувствования, обращения к личностному опыту ребенка. Это основное условие педагогической эффективности уроков этики.
15 Отличительный аспект содержания курса светской этики Главная ценность светской этики – человек и его жизнь. В отличие от религиозной этики, где высшей ценностью является бог. Педагог обращается к тем ценностям нравственной жизни, которые были выработаны человеческим опытом на протяжении веков и не были даны «свыше» пророками, как ценности религиозные.
16 О методике курса светской этики В этических уроках важно обращаться к субъектности ребенка… К его личностным смыслам. Тогда обучающийся вместе с педагогом погружается в процесс размышления и чувствования относительно нравственных вопросов и поиска ответов на них. Урок светской этики предполагает самовыражение личности обучающегося благодаря которому учитель подводит ребенка к нравственному выбору.
17 О методике курса светской этики (продолжение) Уроки светской этики направлены на формирование таких нравственных качеств личности школьника, как: 1.Гуманность. 2. Чувство собственного достоинства. 3. Ответственность. 4. Совестливость. Эти качества образуют нравственную основу подрастающего человека и позволяют ему действовать в этическом направлении, оказываясь в разнообразных ситуациях жизненного опыта. При этом педагогического внимания заслуживают возрастные особенности обучающихся. Обращение к внутреннему миру личности ребенка осуществляется с учетом их специфики.
18 О методике курса светской этики (продолжение) Партнерская позиция педагога. Через этот педагогический принцип взрослым и ребенком осуществляется совместный поиск нравственного выбора. Учитель выступает в роли значимого взрослого, формируя доверие к себе и осмысленность общечеловеческих ценностей.
19 В чём же воспитательный потенциал уроков светской этики? - В стимулировании альтернативной мысли и снятии страха её несоответствия принятой норме или образцу. - В раскрытии резервов индивидуальности и особенности личности в мышлении и мироосознании. - В развитии гибкости мышления и стремления к самостоятельному анализу жизненных явлений, способствующих актуализации адаптационных функций личности. - В преодолении одномерности представлений школьников о жизни и человеке, стимулировании процесса обновления нравственных устоев в жизнедеятельности детей. - В создании оптимальных условий для развития коммуникативных функций личности.
20 Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
21 Работы учеников и родителей
22 Вывод: Важной особенностью курса «Основы светской этики» является организация совместной деятельности родителей, учеников, учителя.
24 1. Приобщение подрастающего поколения к гуманистическим ценностям. 2. Достижение приоритетности морали и культуры в ценностных ориентациях и опыте поведения растущей личности. 3. Ориентация развивающейся личности на восприятие жизни и человека как наивысшей ценности, самоценности собственной личности. 4. Самоопределение и самосовершенствование личности как основа её нравственного развития. 5. Актуализация нравственного потенциала личности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.