Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Корнилов
1 Теоретический семинар «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В урочной деятельности» Поротикова Г.И. зам. директора по УВР МОУ СОШ 3 г. Светлый октябрь 2009 г
2 сущность исследовательского метод сущность исследовательского методда Говоря об этимологии слова «исследование», следует заметить, что в этом понятии заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т. е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Следовательно, уже здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т. е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя.
3 «исследовательский методд обучения». Метод предусматривает организацию поисковой познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.
4 Учебно-исследовательская деятельность направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Исследовательская работа требует максимальной самодисциплины и самостоятельности от учащегося- исследователя.
5 Требования к структуре исследовательской работы I. Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. Постановка проблемы исследования. Обсудите и сформулируйте несколько проблем в данной области науки и практики.
6 II. Ранжирование. Выделение наиболее насущных (актуальных) проблем.
7 III. Выберите одну из проблем. Определите, в чем её актуальность. Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Почему именно данная тема на данный момент является актуальной? По каким причинам изучение этой темы стало необходимым?
8 IV. Объект исследования это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект – это своеобразный носитель проблемы – то, на что направлена исследовательская деятельность.
9 Предмет исследования это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметодм исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).
10 Тема еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект исследования в определенном аспекте, характерном для данной работы. Тема должна быть сформулирована лаконично, а используемые при её формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.
11 V. Формулировка исходной гипотезы. Гипотеза – это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование. Гипотеза должна быть проверяемой, содержать предположение, быть логически непротиворечивой, соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используют словесные конструкции типа: «если…, то…», «так…, как…», «при условии, что…», т. е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно- следственных связей.
12 VI. Определение цели и задач исследования (они позволяют четко определить границы исследования). Цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы. Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Им может быть:
13 определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих закономерностей; создание классификаций. Например: выявить… установить… обосновать… уточнить… разработать…
14 Задачи исследования это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи формулируются в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
15 VII. Определение методдов исследования. Методы – это способы достижения цели исследования (общие и специальные). Теоретические: моделирование; абстрагирование; анализ и синтез; восхождение от абстрактного к конкретному.
16 Эмпирические: наблюдение; сравнение; эксперимент; измерение. Математические: статистические методды; методды и модели теории графов и сетевого моделирования; методды и модели динамического программирования; методды и модели массового обслуживания; методды визуализации данных (функции, графики и т. д.)
17 Требования к научно- исследовательской работе Источниками для написания могут служить исторические исследования, статьи, корреспонденции газет, мемуары, материалы музеев, исследований, анкетирований, опросов, записей воспоминаний очевидцев.
18 Изложение теоретических проблем должно вестись в тесной связи с современностью Положения и выводы должны быть аргументированный и обоснованны. Фактов в работе должно быть немного, но они должны быть точными и убедительными и объективными. При желании можно использовать выдержки из художественной литературы, факты, приводимые в работе, должны иметь указание, откуда они заимствованы.
19 Сноски необходимо делать внизу страницы. В них указывается фамилия и инициалы автора, название источника, том, часть, место издания, издательство, год, страница.
20 Оформление работы Работа должна иметь титульный лист с обозначением: школы; класса; автора темы; научного руководителя; места и года написания. На первой странице возможно помещение плана работы. В тексте выделяют главы и разделы. Работа может сопровождаться чертежами, фотографиями, схемами, слайдами.
21 Основные требования к защите работы На форум исследовательская работа должна быть представлена в форме 5- минутной презентации.
22 Критерии оценки работы Соответствие содержания теме. Актуальность. Логичность. Последовательность изложения. Умение изложить материал в определенное время (5 минут). Аргументированность. Свободное владение материалом. Соблюдение требований к оформлению.
23 Техника устного выступления 1. Подобрать минимум информации по каждому вопросу по схеме: а) актуальность; б) общая логика; в) выводы (прогнозы, заключения). 2. Первую фразу каждого вопроса выучить наизусть. 3. Выучить структуру ответа: а) ключевая фраза; б) самые важные определения. 4. Смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых 3 минут. Остальное время – работа над содержанием вопроса. 5. К каждому вопросу (части выступления) желательно привести пример из жизни, прокомментировать его. 6. Придумать эффектную (запоминающуюся) концовку.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.