Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИван Карташевский
1 Вхожу домой, как в Божий храм
2 «Основными причинами семейного кризиса являются: потеря нравственных ценностей, духовная безграмотность, неумение любить, нераскрытые мужское и женское начала. Все это происходит потому, что нарушено естественное чувство семьи, для семьи определили ложные направления». (Психолог А. А. Некрасов). Поэтому сегодня особенно важно задуматься о духовном воспитании людей, которые только и смогут строить семью на духовно-нравственных основах. В такой семье ключевым понятием в определении взаимоотношений, общения, поведения, быта, системы жизнедеятельности и т.д. должно служить такое понятие как культура. И если говорить в целом о современной семье, то ей как раз и не хватает этой культуры. Причем культуры высокого уровня, по большому счету духовной культуры.
3 Духовная культура семьи в современном понимании – это наивысшая форма общей психологической атмосферы в семье, это система ценностных ориентаций членов семьи. Основой такой культуры является великое чувство Любви, этические и эстетические нормы взаимоотношений и взаимодействия всех поколений в семье. Развитая культура семьи характеризуется наличием ряда слагаемых, в каждом из которых существуют свои ценности и свои уровни культуры.
5 ЛЮБОВЬ «Безусловная Любовь – это чувство любви без права обладания, без выделения и без поклонения. Она не строит зависимых отношений между тем, кто любит, и предметом его Любви. Она несет в себе свободу. Безусловная Любовь – это и есть истинная Любовь. Безусловная Любовь – осмысленная Любовь». (А. Некрасов) Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы своротить, а не имею ЛЮБВИ, - то я ничто. Л Ю Б О В Ь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Л Ю Б О В Ь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. А теперь пребывают сии три: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ, но ЛЮБОВЬ из них больше. Евангелие от Павла 1 корр. 13 гл. Уважение, взаимопонимание, доброжелательность, согласие, лад во всем, забота, дружба, внимание – это то, что никогда не даст угаснуть чувству любви.
6 «Счастье – это когда тебя понимают» Первое условие – чтобы люди смотрели и двигались в одну сторону ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, согласованное мировоззрение, единое понимание смысла жизни и создания семьи является главным при ее построении. Ведь семья – это социальное предприятие, которое создается на многие годы, и только на любви его не построишь. А на взаимопонимании вырастает Любовь, и она раскрывается из года в год все более ярко! Один из мотивов создания счастливой Семьи: строить ДРУЖБУ. ДРУЖБА – это комплексное чувство. Особая ценность Дружбы в том, что в ней присутствует Любовь и социальный аспект. Истинная Дружба может состояться только между равными. (А. Некрасов)
8 Дом, как известно всем давно – Это не стены, не окно, Даже не стулья со столом - Это не дом. Дом – это там, куда готов Ты возвращаться вновь и вновь Радостным, нежным, добрым, злым, Еле живым. Дом – это там, где нас поймут, Там, где надеются и ждут, Где ты забудешь о плохом - Это твой дом.
9 «В современной семье отсутствуют традиции тонких, деликатных, любовных взаимоотношений между членами семьи и детям неоткуда черпать позитивные представления». «В современной семье отсутствуют традиции тонких, деликатных, любовных взаимоотношений между членами семьи и детям неоткуда черпать позитивные представления». Н. Е. Щуркова – доктор педагогических Н. Е. Щуркова – доктор педагогических наук, профессор наук, профессор
10 Культ «волшебных слов» и обращений Умение сказать и попросить так, чтобы захотелось сделать Умение прощать и благодарить Умение проявлять доброжелательность Умение создать ситуацию успеха каждому Опора на достоинства, а не на недостатки человека Умение достойно выходить из конфликтных ситуаций, находить компромисс Умение понять Другого, принимать его таким, какой он есть Умение не нарушать свободу другого Умение видеть и слышать Другого, дарить радость, не огорчать друг друга, беречь друг друга, проявлять заботу, быть милосердным Честность и Умение договариваться – лучшие инструменты в построении семейных отношений.
11 Соблюдение правил домашнего этикета: -взаимоотношения полов (культ матери, уважение к отцу, уважительное отношение к детям, старшему поколению в семье); -умение не мешать друг другу, избегать ссор и находить пути выхода из конфликтов между родственниками, родителями и детьми; -приятная для глаз и удобная одежда для занятий домашними делами, домашнего отдыха; -секреты организации и проведения семейных торжеств; -основные правила гостеприимства.
13 Образ: «Красивый Дом, уютный Дом, удобный Дом»: -вкус в оформлении дома, расстановке мебели, уют, аккуратность, чистота (вне зависимости от скромности убранства квартиры или ее роскоши); -пространство, заполненное фотографиями из жизни семьи, Родословное Древо; -наличие зеленых уголков, фонтанчиков, аквариумов; -место для общения (за круглым столом, у камина, у самовара и др. символов семейного общения); -свое любимое пространство для отдыха, чтения, любимых занятий у каждого члена семьи; -уголок здоровья.
15 Когда-то было стыдно не знать истории своего рода. Это считалось невежеством, расценивалось как непочтительность к своему роду, своим предкам, родным и близким людям. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», - писал великий русский поэт А. С. Пушкин. Не кажется ли нам, что многие наши сегодняшние дикости и безнравственность иных наших современников уходят корнями в нашу беспамятность. Говоря словами писателя И.С. Аксакова, «У нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают…». А значит, нет у нас того нравственного стержня, который когда-то поддерживал и цементировал семьи наших предков.
16 «Откуда мы, кто наши предки?»: -Что мы знаем и не знаем об истории своей семьи? -Знаю ли я, откуда есть, пошла моя фамилия? -Что я знаю и не знаю о своих родных и близких людях? -Как моя семья хранит семейную память? Семья по воззрениям народов России; -Ценности семейной жизни наших предков; -Чтение книг древней мудрости о семье, красоте любви и брака, родительства и детства: Библия, Коран, сказки, былины, предания и сказания народа, «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой», «Юности честное зерцало» и других первоисточников; -обращение к пословицам и поговоркам народа. Маршрутами Памяти моей семьи «Откуда я, где мои корни?» -Работа в семейном архиве, а районных, городских, областных архивах; -По страницам семейных альбомов «И фотографии в альбоме твердят о времени ином»; «О чем рассказал нам семейный альбом?»; -Создание Летописи семьи, ее Родословной; -Оформление семейных уголков, музеев (в том числе виртуальных) «Святая память поколений».
18 На семейном полигоне моделируются все жизненные ситуации, раскрывается иерархия ценностей, формируется в целом ценностное пространство личности, закладывается альтернатива обесчеловечивания человека в толпе, где многие живут порознь, во вражде с Миром. Именно в семье познаются вечные ценности жизни и постигается наука жизни в гармонии с Миром. Поистине – семья начало мудрости!
19 Сегодня часто создают семью далеко не зрелые люди. Поэтому они пытаются построить семью на ценностях с нарушенной иерархией. Часто именно нарушения в системе ценностей препятствуют созданию счастливой семьи. Сегодня часто создают семью далеко не зрелые люди. Поэтому они пытаются построить семью на ценностях с нарушенной иерархией. Часто именно нарушения в системе ценностей препятствуют созданию счастливой семьи. Что это за нарушения? Что это за нарушения? На первом месте стоят: работа и дети, а не мужчины (мужья и отцы) и женщины (жены и матери). На первом месте стоят: работа и дети, а не мужчины (мужья и отцы) и женщины (жены и матери).
20 1 место – мужчины и женщины. 2 место – то пространство жизнедеятельности, в котором живет пара. 3 место – дети. 4 место – родители и родственники – два рода. 5 место - деятельность, труд, творчество, работа. А дальше все остальное: друзья, хобби, рыбалка… А. Некрасов
21 ИДЕАЛЫ: Добро, Правда, Истина, Красота, Свобода, Справедливость, Ценность жизни, Достоинство ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: Человек, Семья, Отечество, Земля (планета), Мир, Знания, Культура, Труд, Здоровье
23 «Семья есть родовой очаг всех здоровых традиций. Человечеству нелепо начинать все сначала каждые двадцать лет». И. А. Ильин Традиции цементируют семью, укрепляют семейный союз, утверждают нравственные нормы бытия. Семейные традиции имеют два уровня: -традиции морально-этического плана (памяти, верности, гостеприимства, благодарения, долга, заботы, сотрудничества, ответственности и др.); -традиции конкретных форм взаимоотношений и взаимодействия
24 К семейным традициям, например, мы можем отнести: -традиции гостеприимства; -традиции празднования дней рождения членов семьи (праздники Родственных Сердец); -празднование знаменательных событий в жизни семьи: день рождения семьи, юбилеи, особые успехи в работе и учебе (окончание школы, института, награждение родных, признание их заслуг и т.д.); -дни Памяти родных и близких, ушедших из жизни; -традиция передачи семейных реликвий новым поколениям; -традиция знакомство подрастающего поколения с историей, родословной семьи, передача новому поколению эстафеты в продолжении этой истории; -традиция проведения «Семейных советов» («Семейный круг», «Семейное вече», Вечера Вместе ), на которые собираются все члены семьи, чтобы всем вместе: проанализировать тот или иной период семейной жизни, прошедшее семейное событие; решить возникшую проблему, найти выход их создавшейся неудачной ситуации; спланировать жизнь семьи на определенный период; обсудить бюджет семьи, ее расходы; -традиция проведения домашних посиделок, часов чтения и просмотра кинофильмов, интересных телепередач; -организация работы домашнего театра, др. семейных творческих коллективов; -традиция дарения приятных и неожиданных сюрпризов; -традиция Благодарения «Вам Семья говорит СПАСИБО!»; -традиция сажать на своем дачном участке Яблоню (или другое дерево) в честь Матери, Отца, Дедушки, Бабушки, Брата, Сестры.
26 «С болью в душе вынуждена констатировать, что в настоящее время постепенно исчезают и значительно деформируются многие варианты общения, которыми мы, психотерапевты, занимаемся: это деловое, семейное, родственное общение, дружба, искренность, стремление к частым встречам и доверительным беседам, освобождающим от накопившихся огорчений, обид, страданий, неожиданных жизненных проблем, от которых никуда не спрячешься. Все огрубело, упростилось, обеднело эмоционально. Разочарования во всех сферах жизни и деятельности, предательство и в любви, и в верности…» «С болью в душе вынуждена констатировать, что в настоящее время постепенно исчезают и значительно деформируются многие варианты общения, которыми мы, психотерапевты, занимаемся: это деловое, семейное, родственное общение, дружба, искренность, стремление к частым встречам и доверительным беседам, освобождающим от накопившихся огорчений, обид, страданий, неожиданных жизненных проблем, от которых никуда не спрячешься. Все огрубело, упростилось, обеднело эмоционально. Разочарования во всех сферах жизни и деятельности, предательство и в любви, и в верности…» Телешевская М. Э. - психотерапевт Телешевская М. Э. - психотерапевт
27 Общение между членами семьи (в первую очередь со стороны взрослых) должно быть продуктивным. Продуктом такого общения является духовое обогащение всех сторон: родителей и детей, детей и родителей, всех близких людей. Такое общение возможно только при следующих условиях: -уважение духовного мира родных и близких людей, признание их права на собственное мнение, на несогласие и выбор поведения, способ решения ситуаций, свободу (не путать с вседозволенностью!); -проявление интереса друг к другу, миру и состоянию каждого; -психологически важно уметь выделять и оглашать достоинства родного человека, выстраивать общение с ним при опоре на его положительные качества; -умение выслушать друг друга, выстраивать общение (особенно с детьми) на основе интересной информации; -сопереживание успехов и неудач, сорадование; -создание ситуации успеха Другому (ребенку, взрослому).
28 Общение (просвещение) Примерная тематика: -Мир общения человека. -Умеем ли мы общаться? -Что значит быть коммуникабельным? -Первый шаг к познанию общения. -Секреты человеческого общения. -Стадии общения. -Создание атмосферы доверительного общения. -Формы общения. -Общение с книгой. -Общение с миром прекрасного (музыкой, художественными произведениями и др.). -Общение с Природой. -Общение с братьями нашими меньшими. -Общение с предметным миром. -Общение с компьютером: возможно ли такое? -Как стать организатором общения?
30 Вопросы для осмысления Вопросы для осмысления 1. Как мы понимаем слово «досуг», что входит в данное понятие? 1. Как мы понимаем слово «досуг», что входит в данное понятие? 2. Как и где мы в основном проводим свой семейный досуг? 2. Как и где мы в основном проводим свой семейный досуг? 3. Ответим себе честно: мы умеем проводить свой досуг? Наш досуг богат или беден по 3. Ответим себе честно: мы умеем проводить свой досуг? Наш досуг богат или беден по своему содержанию? 4. Передали ли мы своим детям свой детский, подростковый позитивный досуговый 4. Передали ли мы своим детям свой детский, подростковый позитивный досуговыйопыт? 5. Компетентны ли мы в секретах организации полноценного интересного досуга? Знаем 5. Компетентны ли мы в секретах организации полноценного интересного досуга? Знаем ли мы: -Как проводили свой досуг наши предки? Что было ценным в их опыте, что мы можем -Как проводили свой досуг наши предки? Что было ценным в их опыте, что мы можем возродить сегодня? -Какие интересные и современные модели и формы досуговой деятельности детей -Какие интересные и современные модели и формы досуговой деятельности детей и взрослых существуют сегодня? 6. Понимаем ли мы роль досуга, как одного из мощнейших духовных родников в 6. Понимаем ли мы роль досуга, как одного из мощнейших духовных родников в развитии человека? 7. Осознаем ли до конца, какие проблемы в сфере досуга мы породили в результате 7. Осознаем ли до конца, какие проблемы в сфере досуга мы породили в результате нашего пренебрежения к разумной системе организации полноценного досуга в семье?
31 Конечно, сколько в семье человек, столько и интересов, взглядов на то, как можно и нужно проводить досуг. Но нужно стремиться к тому, чтобы уметь подчинять свои интересы общим, нужно ценить каждый миг общения с дорогими сердцу людьми, каждую возможность быть вместе, чтобы: -сходить в поход; -поработать в домашних творческих мастерских; -покопаться в саду или огороде; -устроить домашние посиделки «У самовара»; -зажечь свечи и открыть крышку рояля, взять в руки гитару; -устроить конкурс неувядаемых приличных анекдотов; -полистать семейные альбомы и устроить вечер воспоминаний «Чтобы жизнь повторилась сначала»; -почитать интересную книгу; -посидеть у «главного члена семьи» - телевизора; -пообщаться с братьями нашими меньшими; -сходить на прогулку в ближайший парк, сквер, лесной массив; -съездить в гости к родным или друзьям семьи; -позвать к себе гостей; -сходить в театр, на концерт, на выставку, в музей; -поиграть в игры из домашней игротеки; -послушать любимую музыку; -провести занятия в «Школе домашних волшебников» (мамины, папины, бабушкины и дедушкины уроки); -устроить праздник по поводу и без него; -и т.д. и т.п.
33 Труд в современной семье, семейные обязанности часто распределяются несправедливо, нерационально: Труд в современной семье, семейные обязанности часто распределяются несправедливо, нерационально: Женщина несет на себе непомерные нагрузки, постепенно теряя женственность и свободу для своего роста и развития. Женщина несет на себе непомерные нагрузки, постепенно теряя женственность и свободу для своего роста и развития. Многие мужчины не считают нужным помогать женам в ведении домашнего хозяйства. Многие мужчины не считают нужным помогать женам в ведении домашнего хозяйства. Все больше появляется молодых людей, не умеющих проявлять заботу о близких, не приученных к домашнему труду. Все больше появляется молодых людей, не умеющих проявлять заботу о близких, не приученных к домашнему труду.
34 Труд как ценность, как нравственное деяние Труд в семье – это, прежде всего, труд-забота о ком-то или о чем-то, труд как распределение обязанностей, творческий труд.
36 Образ жизни современных людей во многом не соответствует понятию Образ жизни современных людей во многом не соответствует понятию «здоровый образ жизни», а значит, не может положительно влиять на психологическое, духовно-нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения. Проблема здоровья подрастающего поколения не ставится, к сожалению как проблема Проблема здоровья подрастающего поколения не ставится, к сожалению как проблема семейная. Больше говорится об этой проблеме как проблеме социальной и педагогической. Но школа никогда не решит эту проблему без взаимодействия с родителями. Как правило, педагоги и родители акцентируют внимание на негативных факторах Как правило, педагоги и родители акцентируют внимание на негативных факторах здоровья (несчастные случаи, табакокурение, алкоголизм, наркомания и т.п.), а не на том -как сформировать у детей и подростков потребность сохранять и укреплять -как сформировать у детей и подростков потребность сохранять и укреплять свое здоровье и здоровье окружающих людей, -как совершенствовать себя во имя здоровья, которое является основой будущей -как совершенствовать себя во имя здоровья, которое является основой будущей благополучной семейной жизни и успешной профессиональной деятельности. Но для этого необходимо научиться самим и научить детей совершать постоянные Но для этого необходимо научиться самим и научить детей совершать постоянные действия по приобретению знаний, умений и навыков сохранения здоровья, ибо Нездоровые родители не могут научить ребенка быть здоровым.
37 Семья – территория Здоровья: 1. Понимание ценности Здоровья, как социальной, культурной, духовно- нравственной, физической категории 2. Деятельность членов семьи по сохранению и укреплению своего здоровья: -соблюдение режима дня - домашние физкультминутки; - закалка; - оборудование и занятия в домашнем спортивном зале, на спортивно-игровой площадке (во дворе дома, на даче); - прогулки на воздухе; -общение с природой, искусством как источниками духовности, культуры, красоты, гармонии, психотерапии; -занятия спортом; -профилактика заболеваний; -решение проблемы воспитания здорового человека в личностно-ориентированной форме - Программа «Я и мое Здоровье» для каждого члена семьи (родители – пример для подражания).
39 -психологическая и педагогическая безграмотность родителей в вопросах -психологическая и педагогическая безграмотность родителей в вопросах воспитания семьянина; -недостаточное уважительное и потребительское отношение детей к родителям, -недостаточное уважительное и потребительское отношение детей к родителям, старшему поколению; Ограничение свободы детей. Дети вынуждены жить по правилам и планам родителей Ограничение свободы детей. Дети вынуждены жить по правилам и планам родителей (крепостное право); Не учимся у детей. -Взрослые члены семьи до конца не осмысливают и не понимают своей роли в семье -Взрослые члены семьи до конца не осмысливают и не понимают своей роли в семье (мать-отец, бабушка-дедушка, дядя-тетя) и не помогаем детям осмыслить и реализовать их роли (сын-дочь, внук-внучка, брат-сестра, родственник); их роли (сын-дочь, внук-внучка, брат-сестра, родственник); -отсутствие гендерного подхода в воспитании (не развиваем женское и мужское -отсутствие гендерного подхода в воспитании (не развиваем женское и мужское начало в детях; сами потеряли в себе мужественность и женственность); -не готовим детей к будущей семейной жизни (часто нет позитивного примера жизни -не готовим детей к будущей семейной жизни (часто нет позитивного примера жизни женщины-матери и мужчины-отца, их отношения к старшему поколению, к детям; часто ограждаем от выполнения тех или иных (особенно сложных) обязанностей, не даем уроков построения своей будущей семьи.
40 Мое Я в моей семье – это та Позиция, которую я занимаю по отношению к своей семье, каждому члену семьи, родным и близким людям, к самому (ой) себе. Это ответственное отношение к той семейной роли, которую Я призван (а) «играть» в зависимости от своего статуса: муж - жена, мать - отец, сын - дочь, внук - внучка, бабушка –дедушка, близкий - дальний родственник.
41 Муж, отец – глава семьи, домохозяин, организатор семейной жизни. Отцовство в кругу семьи выступает прежде как духовный стержень и энергетический центр семейного ансамбля. Является носителем социальных образцов мужественности. Это крайне важно для воспитания мальчиков и девочек в соответствии с полоролевыми стереотипами, принятыми в обществе. Мать – хранительница лада в семье, духовный наставник, домохозяйка. Не обладая такими качествами, как терпимость, чуткость, милосердие, умение помирить и простить, уважи- тельное отношение к мужу, женщина не сможет воспитать эти качества и в детях. Педагогические роли матери и отца в семье: воспитатели, учителя, психологи, друзья детей, организаторы детской жизни в семье. Настоящий сын - воспитан, умеет сопереживать, обладает такими качествами как чуткость, трудолюбие, чувство юмора, искренность, проявляет заботу о членах семьи, обладает волей, верит в себя, развивает свои способности. Настоящая дочь заботится о благе своей семьи, покое старших, умеет поднять у всех настроение, умеет и любит трудиться, всегда хорошо учится и другим не завидует.
43 –внутренняя культура; –внешняя культура; –культура речи; –культура отношений: »к родным и близким людям; »к соседям; »к друзьям; »к одноклассникам; »к учителям; »к старшим; »к младшим; »отношении к др. людям -культура общения; -культура поведения; -культура деятельности; -культура здорового образа жизни; -культура досуга. -культура мышления;
44 «Никто и нигде не учит тому, что семья создается не только для продолжения рода, а в основном для раскрытия личности, для духовного роста человека. Семья для зрелого человека является точкой опоры и точкой созидания Себя, творения Любви, Свободы и в целом Пространства Любви для счастливой жизни». А. Некрасов
45 (фрагмент настроя Г. Н. Сытина) Как для священника алтарь, дом для меня всегда святыня. Иду домой, как в Божий Храм, заранее очиститься стараюсь от всякой скверны, ненависти и вражды. Стараюсь в Божий храм прийти, чтоб принести своей семье блаженство, счастье и надежду. Хочу в душе своей нести неугасимый Божий Дар любви, добра, сочувствия и ласки. И знаю, что в жизни непреклонным надо быть, когда приходится сражаться со злом, предательством и ложью. Дома нежность, доброта и ласка должны быть постоянны, нерушимы, как гранит. Иду домой, как в Божий Храм. Очищенный и осветленный, исполненный насквозь божественным святым ярчайшим светом.
46 Да будет благословенна семья! Если бы все семьи были счастливы, в мире наступило бы благоденствие. Ю. Яковлев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.