Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСемён Фролов
1 Урок по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского» Автор: Поротикова Г.И. учитель МОУ СОШ 3 г. Светлый Калининградской области
2 Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского» проблемный вопрос «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ли поведение Лидии Михайловны?»
3 Цели: Продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина, продолжателя традиций русской классической литературы с точки зрения нравственных проблем; Продолжить знакомство с творчеством В.Г.Распутина, продолжателя традиций русской классической литературы с точки зрения нравственных проблем; Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»; Раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память»; Усвоить, что ключевые, главные слова в его творчестве – совесть и память. Усвоить, что ключевые, главные слова в его творчестве – совесть и память.
5 выход
6 макароны Что прислала учительница в обеих посылках? Продолжение
7 Ангара Река, где жил мальчик? Продолжение
8 Чика Название игры? Продолжение
9 голод Какое чувство постоянно испытывал мальчик? Продолжение
10 гематоген Что помогло узнать отправителя первой посылки? Продолжение
11 яблоки Что было во второй посылке? Продолжение
12 молоко Что покупал мальчик на выигранные деньги? Продолжение
13 Честность, упорство, смелость, стойкость, воля, самостоятельность Черты характера героя? Продолжение
14 Смелость, чувство собственного достоинства, честность, доброта, милосердие, чуткость, щедрость, отзывчивость Черты характера Лидии Михайловны? Продолжение
15 «Уроки французского» В.Г.Распутина В каком произведении встречаются макароны, три красных яблока, две плитки гематогена? Продолжение
16 автобиографическое Вспомните, как называется произведение, в котором автор пишет о себе? Продолжение
17 идея Главная мысль произведения? Продолжение
18 «Уроки французского» В.Г.Распутина По именам назовите произведение и его автора: Лидия Михайловна, Тишкин, Птаха, Вадик, дядя Ваня, Федька Продолжение
19 галифе Из чего были перешиты штаны героя? Продолжение
20 Вадик Назовите главного игрока в деньги Продолжение
21 Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.
22 Подготовка к сочинению-рассуждению по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»
23 Цель: Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; Обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения. Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого. Воспитывать доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого. Развивать творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие. Развивать творческие способности, эмоции, познавательные способности – речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
24 Оборудование. Пословицы и поговорки Пословицы и поговорки высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина, высказывания Владимира Мономаха, Л. Толстого, В.Распутина, статья из учебника литературы для 6 класса, статья из учебника литературы для 6 класса, алгоритм написания рассуждения, алгоритм написания рассуждения, стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела», стихотворение Я. Яшина «Спешите делать добрые дела»,
25 Пословицы и поговорки. Добро творить – себя веселить. Добро творить – себя веселить. От добра худа не бывает. От добра худа не бывает. За добро не платят. За добро не платят. Лихо помниться, а добро не забудется. Лихо помниться, а добро не забудется. Худо тому, кто добра не делает никому. Худо тому, кто добра не делает никому. В ком добра нет, в том и правды нет. В ком добра нет, в том и правды нет. Учись доброму – дурное на ум не пойдет. Учись доброму – дурное на ум не пойдет. Про добрые дела говори смело. Про добрые дела говори смело. Жизнь дана на добрые дела Жизнь дана на добрые дела
26 Высказывания великих людей о добре. Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой). (Л.Н. Толстой).
27 В словаре С.И.Ожегова добро – всё положительное, хорошее, полезное Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим людям
28 Работа над темой сочинения Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами.
29 Поразмыслив, я понял, что … истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто его принимает. Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого.
30 Законы доброты. О каких законах доброты говорит автор? О каких законах доброты говорит автор?
31 Законы… Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила. Добро бескорыстно. И в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. Добро возвращается добром.
32 Анализ рассказа « Уроки французского» Тема нашего сочинения – «Уроки французского» - уроки доброты. 1. А каково назначение уроков французского языка в рассказе В.Распутина? Да и были ли занятия Лидии Михайловны с героем рассказа только уроками? Да и были ли занятия Лидии Михайловны с героем рассказа только уроками?
33 Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? 2. Почему так необходимо было мальчику участие другого человека? 3. Какой казалось Лидия Михайловна окружающим, мальчику? 4. Почему мальчик не принимал заботу учительницы? 5. Знала Лидия Михайловна, чем является ее последний шаг – игра в «пристенок» или «замеряшки»? 6. Как характеризует учительницу ее отношение к ученику?
34 Работа с алгоритмом. Составление плана. Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского - это уроки доброты? Добро остается добром. А можете ли вы утверждать, что уроки французского - это уроки доброты? Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения- рассуждения? Прежде чем ответить на этот вопрос, вы должны вспомнить, что характерно для сочинения- рассуждения? Из каких частей оно состоит? Из каких частей оно состоит? Посмотрите на алгоритм и прокомментируйте его. Посмотрите на алгоритм и прокомментируйте его.
35 Схема рассуждения Тезис Обоснование:Аргументыпримеры Вывод Почему? Потому что Что из этого следует? поэтому
36 Строение текста типа рассуждения. 1. Тезис - утверждение, которое нужно доказать. Почему? – потому что так. 2. Обоснование высказанной мысли: аргументы ( доводы, доказательства и примеры). Что из этого следует? - поэтому, таким образом, итак, следовательно. Вывод. 3. Вывод.
37 План сочинения. 1. Что побудило учительницу обратить внимание на мальчика? 2. Учительница спасла мальчика своим поступком от голода. 3. К каким доказательствам нужно обратиться для подтверждения тезиса? 4. Учительница пытается облегчить жизнь мальчика своим участием. 5. Поступок ради спасения ученика. 6. Воспитание ученика своим примером.
38 Подведение итогов О чем вы сегодня вспомнили на уроке? О чем вы сегодня вспомнили на уроке? О каких законах узнали? О каких законах узнали? Какие орфограммы повторили? Какие орфограммы повторили? Над формированием какого навыка вы работали? Над формированием какого навыка вы работали?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.