Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДанила Хметевский
1 Виды односоставных предложений (на примере произведений Ф.И. Тютчева)
3 Задание. Записать предложения, подчеркнуть грамматическую основу. Определить, чем выражен главный член предложения. Определить тип односоставного предложения. 1. Люблю грозу в начале мая… 2.Молчи, скрывайся и таи / и чувства и мечты свои… 3. Вечер мглистый и ненастный. 4. Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу Сумрак тихий, сумрак сонный, лейся в глубь моей души. 6. И чувства нет в твоих очах… 7. Не верь, не верь поэту, дева. 8. И бунтует и клокочет, / хлещет, свищет и ревет, и до звезд допрянуть хочет, \ до незыблемых высот. 9. Стой же ты, утес могучий! 10. Неохотно и несмело \ солнце смотрит на поля. \ Чу, за тучей прогремело, принахмурилась земля. 11. Умом Россию не понять, аршином общим не измерить. Лингвистический эксперимент: попробуйте перестроить односоставные предложения подставив личные местоимения. Каковы ваши наблюдения и выводы?
4 Роль односоставных предложений в художественном тексте I. Номинативное (назывное) предложение 1.Экспрессивность, фрагментарность. 2. Создает образную, зримую картину природы, состояния героя. 3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время. 4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину. 5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев. II. Определенно- личное предложение 1. Средство лаконичности. 2. Сосредоточивает внимание на глаголе (действии, чувстве, мысли). 3. Создает интонацию доверительности. 4. Употребляется в стихах-признаниях, просьбах, призывах и т.д., в письмах, дневниковых записях.
5 III. Неопределенно - личное предложен ие 1. Обозначает действие безотносительно к конкретному лицу, позволяет сосредоточить все внимание на характере обозначаемой деятельности. 2. Форма предложения очень удобна для маскировки действующего лица. Действие намеренно отвлекается от деятеля. 3. Действие важнее деятеля, который его произвел, или деятель неизвестен и в нем нет необходимости. IV. Обобщенно- личное предложение 1. Обозначает действие, которое относится к любому лицу. 2. Помогает передать автору свой жизненный опыт, дать оценку пережитым событиям. 3. Часто становится афористическим высказыванием. 4. Широко используется в разговорной, публицистической и художественной речи. Роль односоставных предложений в художественном тексте
6 IV. Безличное предложение 1. Описывает состояние природы. 2. Вносит в текст ощущение предопределенности. 3. Передает состояние человека (например, чувство тревоги, одиночества, пустоты, безысходности).
7 Графический диктант 1. Про юную пальму снится ему. 2. Ветра теплого порывы, дальний гром и дождь порой. 3. Воспой и силой сладкогласья разнежь, растрогай, преврати Друзей холодных самовластья в друзей добра и красоты! 4. О буйные ветры, скорее, скорее! Скорей нас сорвите с докучных ветвей! 5. Пустеет воздух, птиц не слышно боле. (Есть в осени первоначальной…). 6. И любо мне, и сладко мне…
8 Наши выводы Мы убедились, что многие поэты широко используют в своих произведениях односоставные синтаксические конструкции. Односоставные предложения оказываются более выразительными, чем их синонимичные варианты; они живее, эмоциональнее, непосредственнее передают авторский замысел, помогают передать тончайшие оттенки поэтической речи.
9 Сегодня на уроке я научился… Я понял… Я осознал… Сегодня на уроке я узнал… Меня удивило… У меня получилось… (не получилось)… Теперь я могу…
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.