Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПолина Грызлова
1 О, Урок ты солнце! Ш. Амонашвили
2 Информационно - практический семинар Подготовила и провела: Пинигина Светлана Владимировна, учитель математики, информатики МБОУ СОШ 4 г.Пыть-Ях ХМАО-Югра
3 Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Лебедев О.Е.
4 Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам Повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся Облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности. Компетентностный подход позволяет
5 1. Разные организационные формы урока могут иметь одни и те же критерии оценивания. 2. Цели урока проектируются как цели преподавательской деятельности, от этих целей проектируются цели деятельности ученика. 3. Диагностическая работа, выявляющая уровень освоения предметной темы, проектируется учителем и представляется ученикам после освоения учащимися всего содержания учебной темы. 4. Обязательные результаты обучения представляются учащимся на первом уроке учебной темы. 5. В содержании тематической контрольной работы должны быть задания, по которым и учитель, и ученик могут оценить динамику изменений и уровня предметных знаний, и уровня достижений метапредметных результатов. 1)________;2) __________;3)__________; 4) _________;5) ______
6 определяется тем, как урок организован (структура урока), каким наполнен содержанием как на уроке реализуется педагогическое взаимодействие
7 Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников. Передавать ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам. Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы « правильного » и « неправильного » решения житейских и профессиональных проблем. Бездоказательно-нормативных высказываний « надо », « должен », « так принято », которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями. Чтобы реализуемый педагогом подход в обучении был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:
8 1. Самоопределение к деятельности 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на учебном занятии: создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в деятельность («хочу»); выделение содержательной области («могу») Организация положительного самоопределения ученика к деятельности на учебном занятии: создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в деятельность («хочу»); выделение содержательной области («могу») - Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий - Тренировка соответствующих мыслительных операций - Создание проблемной ситуации, фиксация затруднений учащихся в индивидуальной деятельности - Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий - Тренировка соответствующих мыслительных операций - Создание проблемной ситуации, фиксация затруднений учащихся в индивидуальной деятельности Структура учебного занятия на компетентностной (деятельностной) основе
9 3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации - Соотнесение учащимися своих действий с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирование, выполнение практического задания - Выявление учащимися и фиксация ими причин затруднения - Организация учителем коммуникативной деятельности учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации - Определение цели деятельности и формирование темы урока - Соотнесение учащимися своих действий с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирование, выполнение практического задания - Выявление учащимися и фиксация ими причин затруднения - Организация учителем коммуникативной деятельности учащихся по исследованию возникшей проблемной ситуации - Определение цели деятельности и формирование темы урока 4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения - Выдвижение и проверка гипотез - Организация коллективной деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий - Фиксация нового способа действий в устной и письменной форме - Выдвижение и проверка гипотез - Организация коллективной деятельности учащихся, в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий - Фиксация нового способа действий в устной и письменной форме
10 5. Первичное закрепление учебного материала - Выполнение учащимися в форме коммуникативного взаимодействия типовых заданий на новые способы действия с обсуждением шагов действий и полученных результатов 6. Самостоятельная работа Использование индивидуальной формы работы: самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия; осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом; оценивание своей самостоятельной работы Использование индивидуальной формы работы: самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия; осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом; оценивание своей самостоятельной работы
11 7. Включение новых знаний в систему и повторение - Отработка ранее изученных алгоритмов - Включение новых знаний в систему знаний - Подготовка к введению новых знаний на последующих уроках - Отработка ранее изученных алгоритмов - Включение новых знаний в систему знаний - Подготовка к введению новых знаний на последующих уроках - Организация учениками самооценки деятельности на учебном занятии - Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности - Определение целей последующей деятельности - Организация учениками самооценки деятельности на учебном занятии - Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности - Определение целей последующей деятельности 8. Рефлексия деятельности (итог урока)
12 Компетентностный урок: критерии экспертизы
13 I. Цель урока 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель сформулировал как обучающую, так и развивающую цели (то есть учитель дает ответ на вопрос: что должен научиться делать ученик – различать, получить, освоить – способ, понятие, схему, алгоритм…) Учитель формулирует цели диагностично, измеримо (например, ученики не просто узнают правило написания безударной гласной в корне слова, но и научатся пользоваться этим правилом, разработав на его основе алгоритм действий). Учитель на уроке ставит цель, добивается, чтобы она была понята и принята детьми, или организует ситуацию постановки цели как учебной задачи учениками. Учитель вовлекает учеников в корректировку, до уточнение цели, учебной задачи при изменении запланированной ситуации. 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Критерий: насколько четко учитель ставит обучающие и развивающие цели, вовлекает ли учеников в постановку цели на уроке. Для определения цели учителю нужно дать ответ на главный вопрос: что должен научиться делать ученик на этом уроке?
14 В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату. Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цели должны быть: Диагностируемые (Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные) Конкретные Понятные Осознанные Описывающие желаемый результат Реальные Побудительные (побуждать к действию) Точные.(Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять»). На уроке ставятся обучающая (образовательная), воспитывающая и развивающая цели.
15 1) определение общей образовательной цели изучения темы; 2) исходя из общей цели, определяются частные цели формирования компетенций в деятельностной форме: что учащийся должен знать, уметь и применить в результате изучения темы; 3) проанализировать содержание изучаемого материала и необходимых методов и средств обучения для формирования компетентностного ученика в соответствии с компетентностной моделью выпускника. После этого приступаем к проектированию содержания образования. Определение содержания в соответствии с целями по преподаваемым предметам, осуществляется ориентировочное прогнозирование и выделение тем, на которых будут реализовываться цели.
16 II. Содержание образования 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель назвал единицу содержания образования и различил ее с учебным материалом Учитель разработал и представил модель единицы содержания (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделил все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения). Единица содержания может быть не только названа учителем, но и на уроке вместе с детьми выделяется, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. На уроке учитель, реагируя на ошибки учеников, «включает» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Критерий: различает ли учитель содержание образования (чему учу) и содержание учебного материала (с помощью чего учу), вовлекает ли на уроке учеников в проектирование способа деятельности. Нужно ответить на вопрос: как я, учитель, делаю это сам?
17 III. Содержание учебного материала 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель обосновал подбор учебного материала в соответствии с целями урока, единицей содержания и программными требованиями; нет избыточности и недостаточности подобранного учебного материала. Учитель обосновал подбор материала с учетом мотивации, интереса детей (учебный материал содержит проблемность, привлекаются аналогии, интересные или противоречивые факты) Подбор учебного материала позволил ученикам успешно осваивать на уроке запланированную единицу содержания образования на основе их собственной мотивации, интереса. Учитель с учетом результатов диагностики по ходу урока импровизационно подбирает, конструирует, заново структурирует учебный материал. 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Критерий: насколько эффективно подобран учебный материал для освоения запланированной единицы содержания образования
18 Вопрос 3. Диагностическая работа, выявляющая уровень освоения предметной темы, проектируется учителем и представляется ученикам после освоения учащимися всего содержания учебной темы. Вопрос 4. Обязательные результаты обучения представляются учащимся на первом уроке учебной темы. Вопрос 5. В содержании тематической контрольной работы должны быть задания, по которым и учитель, и ученик могут оценить динамику изменений и уровня предметных знаний, и уровня достижений метапредметных результатов.
19 IV. Структура урока 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель обосновал соответствие запланирован ного им набора этапов урока поставленной цели. Учитель выстроил структуру урока в соответствии с целью и психологически полной структурой деятельности ученика: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов). На уроке этапы организуются в соответствии с планом; все запланированные этапы организованы до звонка, без выхода за пределы временных рамок (достижение результата не должно вести к увеличению его «личностной цены»). Учитель при необходимости на основе педагогической диагностики меняет запланирован- ную структуру в силу изменения ситуации 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов Критерий: соответствуют ли выбранная структура и цели урока психологической структуре деятельности учеников.
20 V. Межэтапные связи 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель выстроил внешнюю логику при переходе от этапа к этапу на основе учебного материала (связь этапов учебным материалом, общей темой или же просто словесная – логические «мостики»). Учитель выстроил и обосновал внутреннюю логику при переходе к следующему этапу как логику деятельности (связующим звеном является запланированная единица содержания). Учитель владеет приемом организации «точек» понимания и детской рефлексии на стыке этапов: организует работу с пониманием учениками логики переходов от одного этапа к другому Учитель не только обсуждает с учениками логику «движения» на уроке, но и вносит оперативные изменения в структуру урока на основе педагогической диагностики. Критерий: выстроена ли между этапами внешняя и внутренняя логика, организующая понимание учеников.
21 VI. Формы обучения 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель обосновал формы обучения и их соответствие поставленной цели урока и единице содержания Учитель обосновал выбор форм обучения данными педагогической диагностики и детской рефлексии на предыдущем уроке. На уроке учитель применяет запланированные формы обучения, организует итоговую экспресс- диагностику результатов учеников в соответствии с запланированными целями. Учитель на основе оперативной педагогической диагностики по ходу урока при необходимости вносит изменения в запланированные формы обучения Критерий: соответствует ли выбор форм обучения запланированной цели и единице содержания образования, результатам педагогической диагностики и рефлексии учеников на уроке.
22 VII. Методы обучения 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень Учитель обосновал выбор методов в соответствии с целями урока и особенностям и изучаемой единицы содержании. Учитель обосновал выбор методов данными психологической (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания) на предыдущих уроках. Учитель применяет запланированные методы обучения, что позволяет включить ученика в качестве субъекта на всех этапах его деятельности: постановка учебной задачи (цели), планирование и осуществление действий по ее решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция. Учитель вносит изменения в запланированны е методы обучения при необходимости, в соответствии с данными оперативной педагогической диагностики Критерий: в какой степени используемые методы (репродуктивные, продуктивные) соответствуют цели урока, данным педагогической и психологической диагностики.
23 Все в твоих руках
24 Каждый урок – это восхождение. Но не то, что заканчивается вершиной, а то, после которого понимаешь, что «после гор могут быть только горы». Е.И. Славгородский.
25 Информационные источники 1. Базыкина Л.В. Компетентностный подход в преподавании химии через проблемно- исследовательскую деятельность 2. Виртуальная мастерская «Разработка компетентностного урока биологии» html html 3. Интерактивная лекция "Аспекты компетентностно-ориентированного урока" html html 4. Скворцова Г. Компетентностный урок: критерии экспертизы Трошина С. А. Реализация компетентностного подхода в МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 р.п. Линёво» Искитимского района Рис. «Все в твоих руках» tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRrBZFq11nXPoxuUhDETbtxFa5C83BqeJeLTgz0 p_jmGl_pE2bvhttps://encrypted- tbn0.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcRrBZFq11nXPoxuUhDETbtxFa5C83BqeJeLTgz0 p_jmGl_pE2bv 7. Горы media.ru/uploads/images/vestisgor/February/.thumbs/7d28466e2c5b3e497d7a7c _960_640_1.jpghttp://gorets- media.ru/uploads/images/vestisgor/February/.thumbs/7d28466e2c5b3e497d7a7c _960_640_1.jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.