Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗинаида Иловайская
1 «Использование типовых приёмов фантазирования в экологическом воспитании детей дошкольного возраста». Выполнила: Чистякова Татьяна Валерьевна
2 Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач 1 тип: Задачи с недостатком данных Основное средство - ДИХОТОМИЯ. Форма: Игра Да-Нет (проводится индивидуально или с группой детей) 2 тип: Изобретательские задачи Основное средство: формулировка и решение противоречия. Форма: групповое обсуждение. 3 тип: Исследовательская задача Основное средство: Методика маленьких человечков (ММЧ). Форма работы: групповое наблюдение и эксперименты. 4 тип: Творческая задача прогнозного характера Основное средство: системный оператор. Форма: групповое обсуждение. 5 тип: Фантастическое преобразование объекта Основное средство: типовые приемы фантазирования (ТПФ). Форма: групповое или индивидуальное обсуждение.
3 Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) – приёмы, основе которых лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основной механизм ТПФ - доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение. Общая цель ТПФ - научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку. Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками: Прием "Увеличение - уменьшение", Прием "Деление - объединение", Прием "Преобразование признаков времени" Прием "Оживление - окаменение", Прием "Специализация – универсализация", Прием "Наоборот". Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.
4 Волшебники
5 Приём «Увеличение-уменьшение» Описание приёма: Изменение по убывающей или возрастающей любого признака объекта. Используются Волшебники: Волшебник Увеличения Волшебник Уменьшения Технологическая цепочка: 1. Предложить детям выбрать объект (Берёза). 2. Перечислить признаки выбранного объекта. 3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. 4. Провести преобразование части объекта по размеру. 5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. 6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. 7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами: сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем; решение проблемных ситуаций и их моделирование; рисования, аппликация, лепка по теме занятия.
6 Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 2,5 - 3 лет 4 года 5 лет 6-7 лет Знакомство с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр «Что стало большим? Что стало маленьким?» Дети самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом. Дети самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром. Дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации. Ожидаемые результаты: Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.
7 Прием "Деление- объединение" Описание приёма: Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей. Используются Волшебники: Волшебник Деления Волшебник Объединения Технологическая цепочка: 1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания. 2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие. 3. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности. 4. Обсудить практическое применение полученного объекта. 5. Организовывать продуктивную деятельность по итогам обсуждения.
8 Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста с 3 лет с 4 лет с 5 лет с 5,5 лет 6 лет 7 лет Волшебник Деления воздействует на хорошо знакомые детям объекты и делит их на составляющие. В конце 2 младшей группы вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов. Задания по созданию нового объекта из каких – либо однородных геометрических форм (по типу лошарика - лошадка из шариков). Аналитическая работа на основе внешнего вида сказочных героев. Выбираются герои сказок и проводится анализ их облика Задания по созданию образов на основе однородных объектов какой- либо классификационной группы. Анализирование необычных свойств сказочных героев. Установление признаков, которые были получены в результате фантастического объединения. Тренинги, которые обобщают знания детей по волшебным преобразования м, основанным на приеме деления - объединения. Ожидаемые результаты: Умение производить фантастические преобразования объектов с помощью приема деления- объединения и его использование в продуктивной деятельности.
9 Прием "Преобразование признаков времени" Описание приёма: Основан на изменении признаков времени. Многофункциональный приём. Волшебник Быстрых Минут Волшебник Замедления Волшебник Перепутывания Времени Волшебник Обратного Времени Машина Времени Зеркало Времени Волшебник, остановивший Время Волшебник Времени может: Убыстрить процессы, протекающие, в самом объекте (Волшебник Быстрых Минут), замедлить процессы (Волшебник Замедления). Поменять местами временные отрезки, в которых протекали определенные события (Волшебник Перепутывания Времени). Заставить протекать события в обратной последовательности (Волшебник Обратного Времени). Переместить объекты на дальние временные отрезки (Машина Времени), на ближние - относительно жизни данного объекта (Зеркало Времени). Остановить время для объекта, его частей или места нахождения (Волшебник, остановивший Время).
10 Технологическая цепочка: Технологическая цепочка: С «Волшебником Быстрых (Медленных) минут»: 1. Обсуждение эпизода из жизни детей. 2. Введение проблемной ситуации с приглашением Волшебника Быстрых Минут. 3. Обсуждение получившейся ситуации. 4. Организация продуктивной деятельности. С «Волшебником Перепутывания Времени»: 1. Продумывание реальной временной последовательности событий по отношению к чему-либо. Определение назначения каждого временного этапа и обозначение его схемами. 2. Введение проблемной ситуации, в которой меняются местами события, нарушается последовательность во времени. 3. Обсуждение проблемы, возникшей с нарушением временной последовательности жизни человека. Использование приема перестановки схем. С «Волшебником Обратного Времени»: 1. Восстановление цепочки знакомых детям событий. Выявление причинно-следственных связей. Моделирование действиями одного из данных событий. 2. Приглашение Волшебника Обратного Времени. Восстановление последовательности действий в обратном порядке. Моделирование последовательности действий какого-либо процесса в обратном порядке. 3. Организация продуктивной деятельности детей. Рисование по мотивам нового произведения, Лепка героя с новым качеством, Схематизация нового произведения или обратной последовательности какого-либо эпизода в знакомом произведении.
11 С «Волшебником Перемещения во времени (Зеркало Времени, Машина Времени)»: 1. Беседа о разных временных периодах жизни объекта. 2. Путешествие с Зеркалом Времени, показывающим конкретные моменты из жизни объекта. 3. Путешествие в прошлое или будущее объекта с помощью Машины Времени. Коллективное перемещение и обсуждение представляемого. 4. Организация продуктивной деятельности по результатам фантазирования. С «Волшебником Остановки Времени»: 1. Обсуждение временной цепочки развития животного мира. 2. Приглашение Волшебника, умеющего останавливать время. Обсуждение происходящего с объектом, его частью, местом обитания. 3. Организация продуктивной деятельности. Придумывание сюжетов фантастического содержания с приемом остановки времени. Схематизация получившихся сюжетов.
12 Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Игры по моделированию действий из 3-5 последовательно собранных этапов. Выстраиваются временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений (семя – росток - взрослое растение). Ознакомление с возможностями приема Зеркало Времени (ребенок "видит" себя в раннем детстве, в зрелом возрасте и составляет об этом рассказ). Повторяются и усложняются игры, проводимые ранее. Вводятся новые Волшебники: Быстрых и Медленных минут. Осуществляется перемещение с помощью приема "Машина Времени" (во времена древнего человека, в далекое будущее). Знакомство с остальными Волшебниками Времени. Самостоятельное использование приема того или иного временного преобразования при изменении знакомых литературных произведений, создании сказок на основе бытовых ситуаций, при решении творческих задач, в различных видах изобразительной деятельности. Ожидаемые результаты: знание принципов действия каждого Волшебника Времени, самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.
13 Прием "Оживление-окаменение" Описание приема При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными. При воздействии Технологическая цепочка: 1. Беседа с детьми о делении мира на динамичные и статичные системы. 2. Приглашение Волшебника Оживления, который может неподвижное заставить двигаться, у подвижного - увеличить скорость движения. Преобразование объекта, его части или места нахождения. 3. Приглашение Волшебника Окаменения, который подвижное превращает в неподвижное, а неподвижное навсегда оставляет на месте. Преобразование объекта, его части или места нахождения. 4. Решение ситуативных задач, возникших в процессе действий этих двух волшебников. 5. Схематизация проблемных ситуаций и вариантов выхода из нее. Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным. Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.
14 Методические рекомендации построения системы тренингов для детей разного возраста Младший возраст Средний возраст Старший возраст Упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования. Усложнение игр по статике-динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. Игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики. В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления - окаменения при знакомстве с новыми сказками, легендами, мифами. Ожидаемые результаты умение различать динамичные и статичные системы, изменять их в зависимости от поставленной задачи, производить описание преобразованного (на основе приема оживления-окаменения) объекта, его части или места нахождения; использование приема для создания образа или ситуации фантастического плана.
15 Прием "Специализация-универсализация" Описание приема: Прием представлен двумя волшебниками: Волшебник Всемогу (универсализация) и Волшебник Могутолько (специализация). Технологическая цепочка: 1. Обсуждение с детьми знакомых объектов, выполняющих ограниченное число функций или многофункциональных. 2. Приглашение Волшебника Всемогу и преобразование объекта: расширение имеющейся функции; наделение объекта новыми функциями. Описание преобразованного объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 3. Приглашение Волшебника Могутолько, выделение функции объекта и ее преобразование: введение временного ограничения; введение пространственного ограничения, введение ограничения на внутреннее устройство объекта; введение функционального ограничения. Описание нового объекта, его устройства, практического использования с новой функцией. 4. Организация продуктивной деятельности. Прием Универсализации дает возможность объекту выполнять множество функций, даже ему не свойственных. Прием Специализации позволяет ограничить возможности объекта в рамках типичной для него функции.
16 Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 3,5-4,5 лет 4,5-5,5 лет Старший возраст Упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения. Педагог вместе с малышами показывает действиями получающиеся при этом преобразования. Усложнение игр по статике-динамике. Производятся преобразования части и места нахождения объекта. Игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики. Ожидаемые результаты: Выделение основной и дополнительной функций. Объяснение изменения объекта при ограничении, расширении или появлении новых функций. Умение самостоятельно вводить расширение или ограничение функций произвольно выбранного объекта для создания творческого продукта.
17 Прием "Наоборот" Описание приема Суть приема заключается в выявлении определенного признака или значения признака объекта и замене их на противоположные. Технологическая цепочка: 1. Выбираются объекты, выявляются их признаки и значения этих признаков. 2. Приглашается Волшебник Наоборот, который заменяет выделенные признаки или их значения на противоположные. 3. Обсуждение проблемных ситуаций и поиски способов их решения. 4. Организация продуктивной деятельности.
18 Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста 4-5 лет 5-6 лет с 5,5 лет 6-7 лет Игры по типу Хорошо-плохо, Замена, Наоборот и др., суть которых в поиске свойств, противоположных по значению. Занятия с приглашением Волшебника Наоборот. Игры по типу: Я вам называю действия, а вы делайте наоборот. Покажите, как вы раздеваетесь и ложитесь в кроватки (дети показывают, как они одеваются, поднявшись после дневного сна). Работа со сказочным материалом. У знакомых сказочных героев выделяются свойства, действия или функции и заменяются на противоположные по значению. Необходимо побуждать ребенка к составлению сказки на новый лад. Представляются, обсуждаются, решаются проблемы, возникшие у объекта при условии воздействия Волшебника Наоборот. Ожидаемые результаты: Умение заменять признаки и значения признаков объектов на противоположные и рассказывать о практическом использовании объекта. Умение самостоятельно использовать прием наоборот при создании творческого продукта.
19 Дидактическое пособие «Тайны природы» Основные задачи: 1. Развитие экологических представлений. 2. Знакомство с природными зонами. 3. Освоение действий использования модели, отображающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни (в природных зонах). 4. Развитие творческого мышления, воображения. 5. Освоение мыслительных операций представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы.
20 Примерные действия Волшебников с объектами природы Увеличение – уменьшение. Увеличение объектов растительного мира и уменьшение объектов животного мира и наоборот. Что будет происходить? (+ и – этого). Оживление – окаменение. Оживают объекты растительного мира, а объекты животного мира становятся неподвижными. Что будет происходить? (+ и – этого). Преобразование во времени. Отсутствие какого-либо этапа в развитии объектов животного и растительного мира. Что будет происходить? (+ и – этого). Дробление – слияние. Объекты животного и растительного мира делятся на части и соединяются в произвольном порядке. Что будет происходить с ними? (+ и – этого). Наоборот. Объекты животного и растительного мира попадают из одной природной зоны в другую. Что произойдёт? (+ и – этого). Могу всё – могу только. Происходят ограничения какого-либо действия у объектов животного и растительного мира или добавление объектам не свойственных им действий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.