Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДмитрий Ассеев
1 Использование технологии развития критического мышления Сторожева Татьяна Юрьевна
2 «Записки обучения» (III век до н. э.) Когда благородный муж учит и воспитывает, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведёт, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учёба даётся ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он представляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, лёгкость учения и возможность для ученика думать самому и составляет то, что зовётся умелым наставничеством.
3 Социальный заказ общества Явления из практики обучения Личность, владеющая основами коммуникативной культуры (богатый словарный запас, основанный на глубоком понимании гуманитарных знаний). Неумение учащихся убедительно высказываться публично; бедный словарный запас, неоправданное использование жаргонизмов и иноязычной лексики. Творческая личность, способная неординарно мыслить и действовать Учащиеся испытывают затруднения при иллюстрации теоретических положений учебника собственными языковыми примерами; их творческие работы не несут «авторство», часто списаны.
4 4 О чем это мы?... Критическое мышление – это: - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; - принимать независимые продуманные решения. - …
5 5 Сравнение признаков обыденного и критического мышления Умелое мышление Обычное мышление Оценивающее суждение Гадательное предположение Взвешенное суждение Предпочтение Классификация Группирование Допущение Верование Логическое формулирование выводов Формулирование выводов Понимание принципов Объединение понятий по ассоциации Построение гипотезы Предположение (без достаточных оснований) Предложение мнений с аргументами Предложение мнений без аргументов Формулирование суждений на основе критериев Формулирование суждений без опоры на критерии
6 6 Технологические этапы 1-я стадия ВЫЗОВ 2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ Актуализация знаний Побуждение интереса к получению новой информации Постановка учеником собственных целей обучения Получение новой информации Корректировка поставленных учеником целей обучения Рождение нового знания Постановка учеником новых целей обучения
7 Задание!!!!!!!! 1-я стадия ВЫЗОВ2-я стадия ОСМЫСЛЕНИЕ 3-я стадия РЕФЛЕКСИЯ
8 8 Как организовать осмысленное чтение Правило «3-х П» Т К М Познакомиться Понять Применять
9 (начало урока) Наборное полотно 1 Наборное полотно 2Наборное полотно 3 Имя существительное Имя прилагательное Глагол Наречие Имя числительное Местоимение Предлог Союз Частица Словосочетание Простое предложение Сложное предложение Сложносочинённое Сложноподчинённое Бессоюзное Союзное Назывное Определённо- личное Неопределённо- личное Безличное Полное Неполное
10 Сорбонки – карточки небольшого размера, предназначенные для активной тренировки памяти концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают теоретические понятия; экономится время урока на проверку ранее изученного; происходит охват работой всех учеников класса; работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся давать оценку себе и своим товарищам; используя индивидуальный подход, можно корректно указать ученику на пробелы в его знаниях.
11 11 Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) I – interactive N – noting S – system E – effective R - reading & T – thinking само активизирующая (диалоговая) системная разметка для эффективного чтения и размышления « » – уже знал «+» – новое «–» – думал иначе «?» – есть вопросы
12 12 Стратегия «Инсерт» («Условные значки») (1) Значки Ключевые слова + – ?
13 13 Графические организаторы: «Кластеры» (1) выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди Важно в тексте, с которым работаешь: 1. Выделить главную смысловую единицу в виде ключевого слова или словосочетания (тема). 2. Выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категорий информации). 3. Конкретизировать категории мнениями и фактами, которые содержаться в осваиваемой информации.
14 14 Ключево е слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Графические организаторы: «Кластеры» (2)
15 15 Образовательный процесс Участники Методы Предметные области Содержание Пример:
16 16 (от лат. denoto – обозначаю и греч. grapho – пишу) – способ выделения из текста существенных признаков понятия. Методика построения денотатного графа: 1. Выделение ключевого слова или словосочетания. 2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Графические организаторы: «Денотатный граф» (1)
17 17 3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.: глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы- связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). 4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова – "веточки". 5. Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д. Графические организаторы: «Денотатный граф» (2)
18 18 Педагогическая информационная технология формируетвключаетразвиваетявляетсяспособствует информационно- образовательную среду информационно- образовательное и культурное пространство информационную компетентность и культуру системным методом работы с образовательной информацией оптимизации информационного обеспечения образовательного процесса расширяет хранит, распространяет, представляет, преобразует образовательную информацию индивидуализирует восприятие информации аудио Т О визуальные Т О аудиов из Т О Пример:
19 19 Таблицы: «Знаю – Узнал – Хочу узнать – (ЗУХ)» З Что мы знаем? У Что мы узнали? Х Что мы хотим узнать? Категории информации, которыми мы намерены пользоваться Источники информации, из которых мы получили/намерены получить информацию (Главные слова)(Откуда узнал(ю)?
20 20 Мысль в подарок… Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Э. Кинг
21 21 Таблицы вопросов «Тонкие» вопросы«Толстые» вопросы Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Как звали…? Было ли…? Согласны ли вы…? Верно ли…? Дайте три объяснения, почему… Объясните, почему… Почему вы думаете…? Почему вы считаете…? В чем различие…? Что, если…?
22 22 Выглядит, как… звучит, как…? Прием направлен на присвоение понятий Например понятие «Технология» Выглядит, как…Звучит, как… Часы конвейер Тиканье маятника Шум станка
23 23 «Плюс-минус-вопрос» «+»«-»«?» Самый экономичный вид энергии Энергия будущего Радиация Аварии на АЭС
24 24 Красивое многоточие… (5 мин.) Пишем синквейн Правила написания синквейна: 1. Одно слово. Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь. 2. Два слова. Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета. 3. Три слова. Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия. 4. Фраза из четырех слов. Выражает личное отношение автора к предмету или объекту. 5. Одно слово. Характеризует суть предмета или объекта.
25 25 синквейн Солнце, Большое, яркое, Светит, греет, радует, Солнце очень горячее тело. Шар. Солнце, Раскаленное, газообразное, Излучает,нагревает, обжигает, Солнечное излучение несет энергию. Звезда.
26 Даймонд – это особая форма выполнения творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. Два существительных (первая и последняя строки) выражают два противоположных понятия. Вторая строка – два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного. Следующая строка – три глагола или деепричастия, которые выражают действие. Центральная четвертая строка состоит из четырех слов, причем два из них характеризуют первое существительное, а два – контрастное ему понятие, завершающее даймонд. Остальные строки являются зеркальным отражением третьей и второй строк, только эти характеристики уже раскрывают существительное в последней строке. Гипербола Огромная, наибольшая. Преувеличивает, преумножает, расширяет. Гулливера превращает в Мальчика с пальчика. Преуменьшает, умаляет, суживает. Крохотная, наименьшая Литота. Хребтищева Татьяна, 10 а класс
27 Хайку Школьникам можно предложить написать хайку по такой схеме: Строчка 1: «Я видел» кого-то или что-то Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как? Снегирь Я видел птицу, Прилетевшую зимой, Красиво… Тоска Я видела деревню С одним домом, Тоскливо… Штанг Юлия, 6 а класс
28 Диаманта - это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение( 2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное) Обломов Ленивый, добрый, Лежащий, мечтающий, умирающий. Пассивность, бездействие, угасание, обломовщина. Работающий, решающий, живущий, Настойчивый, расчетливый Штольц. Шоболова Галина, 10 б класс
29 Штрихи Штрихи пишутся по следующим правилам: 1-я строка. 1 существительное. 2-я строка. 2 прилагательных. 3-я строка. 3 причастия. 4-я строка. 4 глагола. 5-я строка. 5 наречий (или деепричастий) 6-я строка. Сложносочинённое или сложноподчинённое предложения по теме.
30 Работы учащихся по теме «Весна»: Чувства, Искренние, противоречивые, Чарующие, манящие, дурманящие. Радуют, раскрывают, волнуют, будоражат, Завораживая, вдохновляя, перевоплощая, играя, обещая. Весенние чувства переполняют человека, потому что они возвращают его в царство мечты и надежды. Герасимова Елена, 6 а класс Работа с предложенными «стихотворными» формами позволяет: Расширить словарный запас учащихся Проверить знание частей речи Проверить знание теории литературы и русского языка, текста художественного произведения.
31 Лингвистическая задача Дано: 1)спец..алист,р..комендация,изб..рательный 2)кр..терий, употр..бить,г..сударственный 3)т..рритория, оп..раться, предст..вление 4)мот..вировать, б..зироваться, произн..шение Решение Найти: В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
32 32 Эффективная лекция Бортовой журнал Известная информация и предположения Новая информация ……
33 33 Дерево предсказаний Ствол – тема Ветви – предположения Листья – основания предположения Защитит ли дамба наш город? Город надежно защищен Городу грозит катастрофа
34 34 Стратегия решения проблемы IDEALIDEAL ИДЕАЛИДЕАЛ Идентифицируйте проблему. Доберитесь до ее сути. Есть варианты решения! А теперь - за работу! Логические выводы.
35 35 Лист для решения проблемы 1. Какую главную проблему должны решить герои? 2. Какой информацией снабдил вас автор? 3. Что еще вы знаете, что помогло бы решить проблему? Что еще нужно знать героям? 4. Каковы три главных способа решения проблемы? Какой из выбранных способов наилучший и почему?
36 36 Прием «фишбоун» Проблема: экологические проблемы порождают конфликты между странами Причина: трансграничные перемещения атмосферных загрязнений Причина: загрязнение воды Мирового океана на территории одних государств другими государствами Вывод: Экологические конфликты расширяются и имеют глобальный характер Факты: 25 тыс. озер Швеции с признаками окисления 90% загрязнений в Норвегии из других стран (Рур, Бирмингем, Люксембург) Факты: 1978 г. – авария танкера у берегов Бретани – разлив нефти – 2 тыс. км г. – аналогичная авария в Малаккском проливе – конфликты
37 .
38 Впереди меня, вправо от дороги, виднелся какай-то кустик. Когда я подошел поближе, я узнал в кустике такого же «татарина», которого цветок я напрасно сорвал и бросил. Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван, и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти когда-то были красные, теперь же были черные. Один стебель был сломан, и половина его, с грязным цветком на конце, висела книзу; другой, хотя и вымазанный черноземной грязью, все еще торчал кверху. Видно было, что весь кустик был переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали у него кусок тела, вывернули внутренности, оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. Лингвистический анализ текста
39 В народном восприятии это колючее сорное растение, именуемое татарином (татарником), мордвином, муратом (В.И. Даль), соединяется с представлением о вредном, нечистом, злом.
40 Существительные Куст, отросток, ветка, цветок, стебель, грязь, кустик, Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия.
41 Прилагательные Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная
42 Глаголы Татарин, рука, грязь, колесо, кусок, тело, рука, глаз, человек, братия. Красные, черные, грязные, чернозёмная Состоял, оторван, отрубленная, сломан, висела, вымазанный, торчал, переехан, поднялся, стоял, вырвали, вывернули, оторвали, выкололи, не сдаётся, уничтожившему.
43 Тема произведения? Проблемы?
44 Л.Н. Толстой «Хаджи-Мурат» Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.