Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФёдор Бровцын
1 Теоретический семинар Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся Поротикова Г.И. Поротикова Г.И. зам. директора по УВР зам. директора по УВР г. Светлый г. Светлый январь 2010 г. январь 2010 г.
2 Цель: Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников; Осмысление педагогами собственной деятельности по формированию положительной мотивации учения школьников; Проведение анализа мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников; Проведение анализа мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников; определение перспектив работы педагогов по развитию у учащихся мотивации успеха и стимулированию учебно-познавательной деятельности. определение перспектив работы педагогов по развитию у учащихся мотивации успеха и стимулированию учебно-познавательной деятельности.
3 Определение Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности для достижения целей организации. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности. Мотив – это внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.
4 Определение Потребность – это ощущение недостатка в чем-либо или ком-либо, формирует поведение человека. Человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. Цель – это средство удовлетворения потребности.
5 ЦИКЛ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБ- НОСТИ УСИЛИЯ ДЕЙСТВИЕВОЗНАГРАЖДЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ
6 Эмоциональные методы мотивации (I): 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
7 Познавательные методы мотивации (II): 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации, 4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающаяся кооперация.
8 Волевые методы мотивации (III): 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения, 7 – прогнозирование будущей деятельности.
9 Социальные методы мотивации (IV): 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание ситуаций взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка, 7 – рецензирование.
10 Стимулы первого порядка «Как поощрение деятельности учащихся» оценка оценка яркая, образная, эмоциональная речь учителя яркая, образная, эмоциональная речь учителя словесная похвала (Молодец! Умница! И пр.) словесная похвала (Молодец! Умница! И пр.) перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем) перспективы (практическое использование знаний в дальнейшем) организация коллективной деятельности организация коллективной деятельности разноуровневые задания разноуровневые задания усложнение задачи (выход на креативный уровень) усложнение задачи (выход на креативный уровень) сравнение успехов ученика с его прежними результатами сравнение успехов ученика с его прежними результатами анализ учебных результатов учащегося учителем анализ учебных результатов учащегося учителем положительный пример положительный пример
11 Стимулы второго порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением» занимательная ситуация занимательная ситуация дозированное домашнее задание дозированное домашнее задание познавательная игра познавательная игра использование элементов соревнования использование элементов соревнования концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося креативная минутка креативная минутка оценка достижений учащегося на родительском собрании оценка достижений учащегося на родительском собрании громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например, чтение лучших сочинений классу) громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например, чтение лучших сочинений классу) проблемно-поисковая ситуация проблемно-поисковая ситуация опора на анализ жизненных ситуаций опора на анализ жизненных ситуаций
12 Стимулы третьего порядка «Своевременная оценка деятельности учащегося» контролируемое доверие контролируемое доверие задания практического характера задания практического характера юмористическая минутка юмористическая минутка запись благодарности в дневник запись благодарности в дневник взаимоконтроль взаимоконтроль учебная дискуссия учебная дискуссия выставка лучших работ учащихся по итогам урока выставка лучших работ учащихся по итогам урока рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели решение задач и проблем профессиональной направленности решение задач и проблем профессиональной направленности рецензия товарища на результат учащегося рецензия товарища на результат учащегося
13 Установка и действие Компоненты мотивационной Установка и действие Компоненты мотивационной педагога сферы педагога сферы Учёт возрастных особенностей школьников. Учёт возрастных особенностей школьников. Создание ситуации успеха. Создание ситуации успеха. Формирование адекватной самооценки у учащихся. Формирование адекватной самооценки у учащихся. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним). Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним). Учёт возрастных особенностей школьников. Учёт возрастных особенностей школьников. Создание ситуации успеха. Создание ситуации успеха. Формирование адекватной самооценки у учащихся. Формирование адекватной самооценки у учащихся. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика. Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним). Вера учителя в возможности ученика (сравнение его сегодняшнего с ним вчерашним). Смысл учения Мотив учения Смысл учения Мотив учения
14 Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Использование проблемных ситуаций. Использование проблемных ситуаций. Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели. Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика. Использование проблемных ситуаций. Использование проблемных ситуаций. Создание ситуации успеха Создание ситуации успеха Постановка целей
15 Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности. Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности. Эмоциональная речь учителя. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения и порицания. Применение поощрения и порицания. Использование современных технологий. Использование современных технологий. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке. Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности. Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности. Эмоциональная речь учителя. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения и порицания. Применение поощрения и порицания. Использование современных технологий. Использование современных технологий. Эмоции Эмоции
16 Нестандартные формы проведения уроков. Нестандартные формы проведения уроков. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Эмоциональная речь учителя. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения и наказания Применение поощрения и наказания Нестандартные формы проведения уроков. Нестандартные формы проведения уроков. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий. Эмоциональная речь учителя. Эмоциональная речь учителя. Применение поощрения и наказания Применение поощрения и наказания интерес
17 Результаты тестирования в 5-7-х классах «Отношение к учебной деятельности» 1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы… 1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы… 1. Получить хорошую оценку 2. Наш класс был лучшим 3. Стать хорошим специалистом 4. Получать впоследствии много денег 5. Меня уважали одноклассники 6. Меня хвалили родители 7. Мне покупали красивые вещи 8. Я больше знал и умел 5 кл. 6 кл. 7 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл
18 2. Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится, что… 1. Я хорошо знаю учебный материал 2. Товарищи будут довольны 3. Буду считаться хорошим учеником 4. Родители будут довольны 5. Мне что-нибудь купят 6. Меня не будут наказывать 7. Я смог преодолеть трудности 8. Похвалят учителя 5 кл. 6 кл. 7 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл
19 3. Я не могу учиться лучше, так как… 1. У меня есть более интересные дела 2. Можно учиться плохо, а зарабатывать много денег 3. В школе часто ругают 4. Мне мешают дома 5. Просто мне не хочется учиться 6. Многое не понимаю 7. Не могу заставить себя работать 8. Я не успеваю работать вместе со всеми 5 кл. 6 кл. 7 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл
20 4. Если я получаю плохую отметку, то больше всего мне не нравится, что… 1. Буду считаться плохим учеником 2. Плохо знаю учебный материал 3. Не смогу порадовать родителей 4. Меня накажут дома 5. Товарищи будут смеяться 6. Весь класс тяну назад 7. Мне не купят что-нибудь 8. Получил плохую отметку 5 кл. 6 кл. 7 кл. 5 кл. 6 кл. 7 кл
21 Организация работы с детьми разных уровней активности НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ Психолого-педагогические особенности учащихся Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; Пассивны, с трудом включаются в работу, ожидают привычного давления со стороны учителя; Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение; Нет заинтересованности, не умеют работать самостоятельно, не пытаются искать собственное решение; Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно Медленно включаются в работу, их активность возрастает постепенно Основные направления работы Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; Не предлагать им заданий, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; Проводить минутки психологической разгрузки; Проводить минутки психологической разгрузки; Создавать особую эмоциональную атмосферу урока; Создавать особую эмоциональную атмосферу урока; Обращение только по имени, похвала, одобрение, добрый, ласковый тон. Обращение только по имени, похвала, одобрение, добрый, ласковый тон.
22 ОТНОСИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся Заинтересованность появляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приёмами преподавания; Заинтересованность появляется только в связи с интересной темой, содержанием урока или необычными приёмами преподавания; Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учении.; Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях также легко теряют интерес к учении.; торопливы торопливы Основные направления работы их внимание можно «держать» вопросами, которые задают сами учащиеся в конце урока по его теме; их внимание можно «держать» вопросами, которые задают сами учащиеся в конце урока по его теме; охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом; охотно пользуются планом ответа, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом; для них очень важна эмоциональная поддержка; для них очень важна эмоциональная поддержка; эмоционально- интеллектуальная атмосфера весь урок эмоционально- интеллектуальная атмосфера весь урок
23 ИСПОЛНИТЕЛЬНО-АКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность; систематически выполняют д/з, с желанием включаются в учебную деятельность; предлагают оригинальные пути решения; предлагают оригинальные пути решения; работают преимущественно самостоятельно; работают преимущественно самостоятельно; начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения начинают скучать, если материал прост или учитель занят со слабыми учащимися; постепенно привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения Основные направления работы побуждать к самостоятельности в учении; побуждать к самостоятельности в учении; их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации; их стимулируют проблемные, частично поисковые и эвристические ситуации; создание ролевых ситуаций (роль эксперта, наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.); создание ролевых ситуаций (роль эксперта, наблюдателя, мудреца, хранителя знаний и т.д.); формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний формы контроля для них должны отличаться от обычной репродукции знаний
24 ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ Психолого-педагогические особенности учащихся любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; любят решать проблемные, поисковые, нестандартные задачи; стремятся к самовыражению через различные виды творчества стремятся к самовыражению через различные виды творчества Основные направления работы специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность; специальные приёмы, стимулирующие творческую деятельность; создание условий для самореализации личности; возможности выразить своё особое отношение к миру создание условий для самореализации личности; возможности выразить своё особое отношение к миру
25 Мотивационная сфера учения школьников Смысл учения Смысл учения Мотив Мотивучения учения ПостановкацелейПостановкацелей Эмоции Эмоции ИнтересыИнтересы Внутреннееотношение ученика к учению Побуди-тельная причина к действию Направлен ность ученика на выпол- нение действи я Реакция ребёнка на ребёнка навоздействие внутренних и внешнихраздражите-лей Познавательно-эмоцио-нальноеотношениешкольника к учению Мотивационная сфера учения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.