Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБогдан Иволгин
1 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ Автор презентации: Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МБОУ «Лицей 1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия
2 ЦЕЛЬ: помочь понять главную тему, идейный стержень романа И.А.Гончарова «Обломов»; рассмотреть противоречия характера главного героя романа и прийти к пониманию авторского замысла; показать этапы «восхождения к дивану» героя романа; подвести к осмыслению понятия «обломовщина».
3 ЗАМЫСЕЛ РОМАНА ГЛАВНАЯ ТЕМА Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь «Обломовщина» – это прежде всего отсутствие высокой цели в жизни, пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни ИДЕЙНЫЙ СТЕРЖЕНЬ РОМАНА
4 ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ РОМАНА Илья Ильич Обломов живёт в Петербурге, практически не выходя из дома и даже не поднимаясь с дивана. Он не занимается никакой деятельностью, не выходит в свет, лишь предаётся мыслям о том, как надо жить, и мечтам об уютной безмятежной жизни в родной Обломовке. Никакие проблемы упадок хозяйства, угрозы выселения из квартиры не могут сдвинуть его с места.
5 ФАМИЛИЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ Обломов всё, что не цело, обломилось, нарушилось Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что обманула нас она… А.С.Пушкин
6 ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОБЛОМОВА Просыпается в 8 часов Долго пьёт чай Общается с посетителями Принимает доктора Опять ложится спать в 3 часа пополудни Именно лёжа на диване и переругиваясь с Захаром, Обломов проводит свою жизнь
7 ПОЧЕМУ ОБЛОМОВ НЕ ВСТАЁТ С ДИВАНА НЕ ХОЧЕТ ? НЕ МОЖЕТ ?
8 ЛЕЖАНИЕ НА ДИВАНЕ ОБЛОМОВА НЕОБХОДИМОСТЬ ? НАСЛАЖДЕНИЕ ? СЛУЧАЙНОСТЬ ? «Лежание у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, он всё лежал…» ОБРАЗ ЖИЗНИ ?
9 МИЛЫЕ СЕРДЦУ ОБЛОМОВА ВЕЩИ ХАЛАТ ? «…мягок, гибок; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела… ДИВАН ? «Лежание … было его нормальным состоянием. Когда он был дома, а он почти всегда был дома, он всё лежал…» ТУФЛИ ? «Туфли на нём были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…» Атрибуты сна, символ лени, внутренней свободы вопреки несвободе окружающей действительности
10 ПАМЯТНИК РОМАНУ И.А.ГОНЧАРОВА И ДИВАНУ ОБЛОМОВА В УЛЬЯНОВСКЕ «Пока остаётся хоть один русский, до тех пор будут помнить Обломова». И.С.Тургенев
11 ВОСХОЖДЕНИЕ ОБЛОМОВА К ДИВАНУ Подготовка к службе «Высокие мечты о роли в обществе» Служба «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» Увлечение светом «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» Отставка Увлечение книгами (1-1,5 года) Диван «Но цвет жизни распустился и не дал плодов»
12 СТРЕМЛЕНИЕ К ПОКОЮ НАЧАЛОСЬ С НЕУМЕНИЯ НАДЕВАТЬ ЧУЛКИ ЗАКОНЧИЛОСЬ НЕУМЕНИЕМ ЖИТЬ
13 «СОН ОБЛОМОВА» Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша был живым, любознательным ребёнком, однако уклад жизни в имении Обломовых (на первом месте еда и сон), а также барское воспитание (мальчику ничего не давали сделать самому) заставили его «ищущие проявления силы» обратиться внутрь и поникнуть. Сон раскрывает представления героя об идеале. Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы. Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди. Гончаров нанёс удар по всей крепостной системе.
14 а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой), мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: они не умеют быть хозяевами, непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности. ЖИЗНЬ В ОБЛОМОВКЕ
15 МЕЧТА ОБЛОМОВА Обломовцы очень просто понимали жизнь «как идеал покоя и бездействия, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками, ссорами и, между прочим, трудом. Они сносили труд как наказание, наложенное еще на праотцев наших, но любить не могли, и где был случай, всегда от него избавлялись, находя это возможным и должным». (Н.А.Добролюбов) Став взрослым, Обломов продолжает считать тихое неподвижное существование идеалом семейной жизни. Он мечтает о том, как он будет жить с супругой в деревне: утром сытно завтракать, днём гулять по тенистым аллеям, вести приятную беседу с друзьями, вечером есть десерт в берёзовой роще или в поле.
16 «ОБЛОМОВЩИНА» ОБЛОМОВКАОБЛОМОВОБЛОМОВЩИНА Созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство. «Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой». Это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с её и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами. «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесённое ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины». (Н.А. Добролюбов. «Что такое обломовщина?»)
17 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Образы Обломова и Штольца в романе даны как: ПРАВИЛЬНО АНТИПОДЫ НЕПРАВИЛЬНО СРАВНЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНО СОПОСТАВЛЕ- НИЕ Какой этап в жизни Обломова можно назвать «оживанием»? НЕПРАВИЛЬНО РОЖДЕНИЕ СЫНА НЕПРАВИЛЬНО ЖЕНИТЬБА ПРАВИЛЬНО ЛЮБОВЬ К ОЛЬГЕ О чём мечтает Обломов? НЕПРАВИЛЬНО О ВЫСОКОЙ КАРЬЕРЕ ПРАВИЛЬНО О СЕМЕЙНОМ СЧАСТЬЕ НЕПРАВИЛЬНО О ПОЛНОМ ОДИНОЧЕСТВЕ Какая черта главная в характере Обломова? НЕПРАВИЛЬНО ПАССИВНОСТЬ ПРАВИЛЬНО СПОКОЙСТВИЕ ДУШИ НЕПРАВИЛЬНО НАИВНОЕ ИЗУМЛЕНИЕ
18 ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ МАТЕРИАЛ: Иллюстрации: jpg jpg jpg В оформлении фона использована иллюстрация: jpg 1. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Литература в основной и профильной школе: книга для учителя. - М.: Творческий центр, Северникова Н.М. Учебное пособие по литературе. - М.: Высшая школа, Фадеева Т.М. тематическое и поурочное планирование по литературе в 10 классе. - М.: Экзамен,2011.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.