Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕкатерина Хандалеева
1 Подготовка к ГИА по русскому языку СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Довгань Е.В., учитель МБОУ СОШ 26
2 Задача сжатого текста – кратко, в обобщённой форме передать содержание текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения и при этом сохранить основную мысль в каждом абзаце.
3 СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА: 1. РАЗДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ НА ГЛАВНУЮ И ВТОРОСТЕПЕННУЮ, ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОДРОБНОСТЕЙ, ДЕТАЛЕЙ 2. СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ
4 Потренируемся! 1. Разделение информации на главную и второстепенную: ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НУЖЕН ТОЛЬКО ЛЮДЯМ, ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ ТОМУ ЯВЛЯЕТСЯ УСТОЙЧИВЫЙ ОБОРОТ «КАК БЕЗ ВОЗДУХА», НО ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НЕОБХОДИМ И В ОСОБО ТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ, ТАК КАК ИЗ-ЗА ПЫЛИ МАШИНЫ ПРЕЖДЕВРЕМЕННО ИЗНАШИВАЮТСЯ. ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ НУЖЕН НЕ ТОЛЬКО ЛЮДЯМ, ОН НЕОБХОДИМ И В ТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ.
5 МНОГИЕ ВЕЩЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ, ОСНОВОЙ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ВОДА, ИМЕЮТ ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ. МНОГИЕ ВЕЩЕСТВА БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ИМЕЮТ ЖИДКОКРИСТАЛЛИЧЕСКУЮ СТРУКТУРУ.
6 2. СВЁРТЫВАНИЕ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ЗА СЧЁТ ОБОБЩЕНИЯ. МОЖНО ЛИ СОВЕРШЕННО ОДИНАКОВО ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ СТРОЕНИЕМ ВУЛКАНОВ И НЕПРАВИЛЬНЫМИ ГЛАГОЛАМИ, ЗАКОНАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧАСТИЦ И ЗАГАДКОЙ БИБЛИОТЕКИ ИВАНА ГРОЗНОГО, УСТРОЙСТВОМ ЭВМ И НАТЮРМОРТАМИ? НУ, ДОПУСТИМ, ЧЕЛОВЕК РАЗНОСТОРОННЕ ОДАРЁН ОТ ПРИРОДЫ, ВСЁ МГНОВЕННО ПОНИМАЕТ И ЗАПОМИНАЕТ. НО ВЕДЬ НА ТО ОН И ЧЕЛОВЕК, ЧТОБЫ, НЕПРЕМЕННО СПРСИТЬ: «ЭТО ПРОСТО ИНТЕРЕСНО ИЛИ МНЕ ДЛЯ ЧЕГО-НИБУДЬ НУЖНО?» А ПОНЯВ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО, ВООДУШЕВИТЬСЯ ЕЩЁ СИЛЬНЕЕ ИЛИ, НАОБОРОТ, ОХЛАДЕТЬ. МОЖНО ЛИ ОДИНАКОВО ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ ВСЕМ ПОДРЯД? ДАЖЕ РАЗНОСТОРОННЕ ОДАРЁННЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СПРОСИТЬ СЕБЯ, ДЕЛАЕТ ЛИ ОН ЭТО РАДИ ИНТЕРЕСА ИЛИ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ. ПОНЯВ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО, МОЖНО ВООДУШЕВИТЬСЯ ИЛИ ОХЛАДЕТЬ.
7 ОСНОВНЫЕ Я З Ы К О В Ы Е П Р И Ё М Ы КОМПРЕССИИ ТЕКСТА: 1. З А М Е Н Ы 2. ИСКЛЮЧЕНИЯ 3. С Л И Я Н И Я
8 П Р И Ё М Ы З А М Е Н Ы: 1. ЗАМЕНА ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ОБОБЩАЮЩИМ НАИМЕНОВАНИЕМ: НА ЛУГУ РОСЛИ НЕПРИХОТЛИВЫЕ РОМАШКИ, ЗАДУМЧИВЫЕ ОДУВАНЧИКИ, ЗАСТЕНЧИВЫЕ КУПАВКИ. НА ЛУГУ РОСЛИ РАЗНЫЕ ЦВЕТЫ. ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕВОЧКИ СВОЙ ПЕРВЫЙ В ЖИЗНИ ВЕНОК ПЛЕТУТ НЕ ИЗ КУПАЛЬНИЦ И ВАСИЛЬКОВ, А ИЗ СОЛНЕЧНЫХ ОДУВАНЧИКОВ. ДЕРЕВЕНСКИЕ ДЕВОЧКИ СВОЙ ПЕРВЫЙ В ЖИЗНИ ВЕНОК ПЛЕТУТ ИЗ ВЕСЕННИХ ЦВЕТОВ.
9 2. ЗАМЕНА ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНОНИМИЧНЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ: ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ОСУЩЕСТВИТЬ СВОЮ МЕЧТУ… ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОЕЙ МЕЧТЫ…
10 3. ЗАМЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЛИ ЕГО ЧАСТИ УКАЗАТЕЛЬНЫМ МЕСТОИМЕНИЕМ: ТАК ИЛИ ИНАЧЕ – ВЕЛИКИЕ ВОДНЫЕ ДОРОГИ ВСЮДУ И ВЕЗДЕ ПОСТОЯННО НОСЯТ И СЕГОДНЯ ИМЕНА, СОЗДАННЫЕ В ДРЕВНОСТИ. ЭТИ РЕКИ НОСЯТ ИМЕНА, СОЗДАННЫЕ В ДРЕВНОСТИ.
11 4. ЗАМЕНА ПРИДАТОЧНОГО ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО СИНОНИМИЧНЫМ ОПРЕДЕЛЕНИЕМ: НЕБОЛЬШОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ЗАНИМАЕТ ФИРМА, КОТОРАЯ ПРЕДЛАГАЕТ СВОИМ КЛИЕНТАМ ТУРЫ ПО ВСЕМ КОНТИНЕНТАМ И СТРАНАМ. НЕБОЛЬШОЕ ПОМЕЩЕНИЕ НА ВТОРОМ ЭТАЖЕ ЗАНИМАЕТ ТУРИСТИЧЕСКАЯ ФИРМА.
12 5. ЗАМЕНА ПРИДАТОЧНОГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННОГО ДЕЕПРИЧАСТНЫМ ОБОРОТОМ: КОГДА ЧИТАЕШЬ ДНЕВНИК НИКИТИНА, ТО ЧУВСТВУЕШЬ ЕГО БЕСПРЕДЕЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ. ЧИТАЯ ДНЕВНИК НИКИТИНА, ЧУВСТВУЕШЬ ЕГО БЕСПРЕДЕЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ.
13 6. ЗАМЕНА ПРЯМОЙ РЕЧИ КОСВЕННОЙ: ОН СКАЗАЛ: «МЫ ИГРАЛИ В ФУТБОЛ, БАСКЕТБОЛ, БЕГАЛИ СТОМЕТРОВКУ.» ОН СКАЗАЛ, ЧТО ОНИ ЗАНИМАЛИСЬ СПОРТОМ.
14 П Р И Ё М Ы И С К Л Ю Ч Е Н И Я: 1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОВТОРОВ. 2. ИСКЛЮЧЕНИЕ ФРАГМЕНТА ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПРИШЕЛЬЦЫ ПОЧТИ ВСЕГДА ПРИНОСИЛИ С СОБОЙ СВОИ НОВЫЕ ИМЕНА ДЛЯ ХОЛМОВ И ЛЕСОВ, ДЛЯ ПОСЁЛКОВ И ПУСТОШЕЙ, НАЗВАНИЯ БОЛЬШИХ ПОТОКОВ СОХРАНЯЛИ БЛАГОГОВЕЙНО. ПРИШЕЛЬЦЫ МЕНЯЛИ НА НОВОМ МЕСТЕ ПОЧТИ ВСЁ, НО НАЗВАНИЯ БОЛЬШИХ ПОТОКОВ СОХРАНЯЛИ.
15 3. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ НА ЗИМОРОДКА, КОТОРЫЙ, ПЛАВНО ОПУСТИВШИСЬ НА ВЕТКУ ОЛЬХИ, СКЛОНИВШУЮСЯ К САМОМУ ЗЕРКАЛУ РЕКИ, ПРИНЯЛСЯ ПОДКАРАУЛИВАТЬ СВОЮ ДОБЫЧУ. ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ НА ЗИМОРОДКА, КОТОРЫЙ ОПУСТИЛСЯ НА ВЕТКУ ОЛЬХИ И ПРИНЯЛСЯ ПОДКАРАУЛИВАТЬ СВОЮ ДОБЫЧУ.
16 4. ИСКЛЮЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ ОПИСАНИЕ ИЛИ РАССУЖДЕНИЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ СЛИШКОМ ШИРОКО И ПОЛНО: 1. ЧТЕНИЕ ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ, КОТОРАЯ ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ БЫЛА САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНОЙ В МИРЕ. 2. ЕЁ НАЗЫВАЛИ ДУХОВНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 3. НАШЕЙ КУЛЬТУРЕ ВСЕГДА БЫЛО СВОЙСТВЕННО ОСОБОЕ ПОЧИТАНИЕ ИСКУССТВА СЛОВА. 4. ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАС – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ НАС СТАТЬ БОЛЕЕ ИНФОРМИРОВАННЫМИ, НО И СПОСОБ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ СЕРДЦА, РАЗУМА И ДУШИ. 5. В ЧТЕНИИ, В СОПЕРЕЖЕВАНИИ ЛИТЕРАТУРНЫМ ГЕРОЯМ, В ДИАЛОГЕ С АВТОРОМ ЧЕЛОВЕК ВСЁ БОЛЕЕ ОДУХОТВОРЯЕТ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ВОЗВЫШАЕТ, ОЧЕЛОВЕЧИВАЕТ.
17 1. ЧТЕНИЕ ИМЕЕТ ОСОБОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РОССИИ, КОТОРАЯ ДО НЕДАВНЕГО ВРЕМЕНИ БЫЛА САМОЙ ЧИТАЮЩЕЙ СТРАНОЙ В МИРЕ. 2. ЕЁ НАЗЫВАЛИ ДУХОВНОЙ ЛАБОРАТОРИЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. 3. ВЕЛИКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАС – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВОЗМОЖНОСТЬ СТАТЬ БОЛЕЕ ИНФОРМИРОВАННЫМ, НО И СПОСОБ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ.
18 ПРИЁМ СЛИЯНИЯ НЕСКОЛЬКИХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ОДНО: 1. В МАСТЕРСКОЙ САВРАСОВА НЕ СКУЧАЛИ, НЕ ДУМАЛИ О НАГРАДАХ И ОТЛИЧИЯХ, ЗДЕСЬ ГОРЯЧО ЛЮБИЛИ ИСКУССТВО И РАБОТУ. 1. МАСТЕРСКАЯ САВРАСОВА РЕЗКО ОТЛИЧАЛАСЬ ОТ ДРУГИХ. 2. В ТЕХ РАБОТАЛИ ПО НЕОБХОДИМОСТИ И ПО ОБЯЗАННОСТИ. 3. ИНОГДА ЗЕВАЛИ И СКУЧАЛИ. 4. ЗДЕСЬ НЕ ДУМАЛИ О НАГРАДАХ И ОТЛИЧИЯХ. 5. ЗДЕСЬ ГОРЯЧО ЛЮБИЛИ ИСКУССТВО, РАБОТУ, УВЛЕКАЛИСЬ ДО САМОЗАБВЕНИЯ.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.