Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЯков Путятин
1 Роль урока в сохранении здоровья
2 Задача - забота о здоровье учащихся - определяется следующими причинами: - Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. Это касается и детского здоровья. Именно в школе, под "присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени, и не помогать им сохранить здоровье, было бы проявлением бездушия и непрофессионализма. - Во-вторых, большая часть всех воздействий на здоровье учащихся - желательных и нежелательных - осуществляется именно педагогами, в стенах образовательных учреждений. Если же придерживаться точки зрения, что всеми вопросами здоровья должны заниматься медики, то к каждому классу надо прикрепить, хотя бы одного врача. - В-третьих, современная медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением. Задача же школы иная - сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е. профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье учащихся в образовательных учреждениях - педагог.
3 Здоровьесберегающие образовательные технологии Психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса.
4 Причины, вызывающие утомление обучающихся Профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции учителей; Перегруженность школьных учебных программ и интенсификация учебного процесса; Левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания; Несоблюдение гигиенических условий в классах и школе; Переполнение классов учащимися (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно- воспитательного процесса.
5 Факторы негативно влияющие на психологическое здоровье учащихся Монотонность речи учителя; Металлический, резкий, крикливый голос; Однообразие ораторских приёмов; Отсутствие художественных оборотов в речи; Окрики, и упрёки «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!» и др.; Отсутствие средств наглядности или формальное их использование; Безразличие к пассивной позиции учащихся (не использование приёмов фасилитации); Неиспользование ТСО; Несвязанность нового материала с ранее изученным; Констатирующий характер объяснения; Отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала (особенно нового) и др.
6 Гигиенические условия на уроке По Сан ПиН – 10. Температура воздуха в классе 18 – 24 0 С. Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами. Освещённость на рабочем столе 300 – 500 лк, на доске лк. Относительная влажность воздуха должна составлять %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.
7 Динамика работоспособности на уроке Врабатывание - первые 3-5 мин. привыкание к учителю и предмету. Оптимальная устойчивая работоспособность длится около мин. для младших школьников, 20 – 25 мин – для среднего звена, 25 – 30 мин. – для старшеклассников. Предутомление, или неустойчивая работоспособность на несколько минут. Если не изменить педагогическую тактику, наступит состояние утомления, при котором работоспособность школьников заметно падает, ещё боле снижается интерес к происходящему в классе. Это пока ещё не утомление, но если не устраивать физкультминуток, оно от урока к уроку будет накапливаться, наступит Переутомление, с которым невозможно справиться только педагогическими методами.
8 Составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока Показателями рациональной организации учебного процесса являются: - Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий; - Нагрузка от дополнительных занятий в школе; - Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п
9 Внешние признаки усталости ученика: - частая смена позы, - потягивание, - встряхивание руками, - зевота, -закрывание глаз, - подпирание головы, - остановившийся взгляд, - ненужное перекладывание предметов, - разговор с соседом, - увеличение количества ошибок в ответах, - не восприятие вопроса, - задержка с ответом, - частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
10 Анализ проведения урока с позиции здоровьесбережения - строгая дозировка учебной нагрузки; - построение урока с учетом работоспособности учащихся; - соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота); - благоприятный эмоциональный настрой; - проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
11 Не нужно забывать о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4 -7 смен видов деятельности на уроке: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др.
12 Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: Мне тогда все понятно, когда интересно. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как бывает, например, при выполнении контрольной работы. Сочинение более творческая задача, и коэффициент утомления при этой форме работы несколько ниже.
13 Наоборот: частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий: ориентировочная норма средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. не менее трех; чередование видов преподавания не позже чем через минут;
14 наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это такие методы: - метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); - активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); - методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
15 место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения; позы учащихся, чередование поз (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы); физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке их место, содержание и продолжительность. Норма на минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 - повторениями каждого упражнения;
16 Психологический климат на уроке Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.), используемые учителем методы повышения этой мотивации; Психологический климат на уроке; наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т.п. способствуют снятию напряжения, лучшему усвоению изучаемого материала
17 В конце урока следует обратить внимание на следующее: плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма не менее 60% и не более 7580% ; момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы. Норма не ранее чем через минут в 1-м классе; минут в начальной школе; 40 минут в средней и старшей школе; 30 минут для учащихся классов компенсирующего обучения;
18 Гигиенические критерии рациональной организации урока п/п Факторы урока Уровни гигиенической рациональности урока Рациональн ый Недостаточно рациональный Нерациональн ый 1Плотность урока Не менее 60 % и не более % 85 – 90 %Более 90 % 2Число видов учебной деятельности Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности Не более 10 мин. 11 – 15 мин Более 15 мин. 4Частота чередования различных видов учебной деятельности Смена не позже чем через 7 – 10 мин. Смена через 11 – 15 мин. Смена через 15 – 20 мин.
19 Гигиенические критерии рациональной организации урока 5Число видов преподавания Не менее 321 6Чередование видов преподавания Не позже чем через 10 – 15 мин. Через 15 – 20 мин. Не чередуются 7Наличие эмоциональных разрядок (число) Нет 8Место и длительность применения ТСО В соответствии с гигиеническими нормами С частичным соблюдением гигиенических норм В произвольной форме 9Чередование позы Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает а посадкой обучающихся Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся. Частые несоответствия позы виду работы. Поза не контролируется учителем
20 Гигиенические критерии рациональной организации урока 10Физкультминутки Две за урок, состоящие из 3-х лёгких упражнений, по 3 – 5 повторений каждого 1 физкультминутка за урок, с недостаточной продолжительностью Отсутствует 11Психологический климат Преобладают положительные эмоции Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный Преобладают отрицательные эмоции 12Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности Не ранее чем через 40 мин. Не ранее чем через з 5 – з 7 мин. Менее чем через 30 мин.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.