Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМарина Щукина
1 СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральный закон от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
2 Нормативно-правовые акты -Федеральный закон от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»; -Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 152-ФЗ «О персональных данных»; -Постановление Правительства РФ от «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг»; - Постановление Правительства РФ от «Об утверждении правил размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно- телекоммуникационной сети «интернет»; -Приказ Минтрудсоцзащиты РФ от г. N 258 н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания»; -Приказ Минтрудсоцзащиты РФ от г. 159 н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг»; -Приказ Минтрудсоцзащиты РФ от г. 874 н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг»; -Приказ Минтрудсоцзащиты РФ от г. 954 н «Об утверждении рекомендуемых норм питания при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания» и др.
3 Федеральный закон от ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» Направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в России, повышение его уровня, качества и эффективности. Устанавливает: 1)правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; 2)полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; 3)права и обязанности получателей социальных услуг; 4)права и обязанности поставщиков социальных услуг. Определяет: 1)основные принципы социального обслуживания; 2)систему социального обслуживания 3)формы социального обслуживания; 4)виды социальных услуг и условия их предоставления; 5)принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания; 6)перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания и др.
4 Новеллы Закона и основные понятия, используемые в ФЗ 442-ФЗ 1)"получатель социальных услуг" - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; 2) "поставщик социальных услуг" - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; 3)"профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании", - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; 4) "стандарт социальной услуги" - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг; 5)социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; 6)социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
5 Принципы социального обслуживания 1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. 2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах: 1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям; 2) адресность предоставления социальных услуг; 3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг; 4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде; 5) добровольность; 6) конфиденциальность.
6 Система социального обслуживания Система социального обслуживания включает в себя: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере социального обслуживания; Министерство труда и социальной защиты РФ является федеральным органом исполнительной власти, 2) орган государственной власти субъекта РФ, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания; 3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; 4) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации; 5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; 6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.
7 Права и обязанности получателей социальных услуг Получатели социальных услуг имеют право на: 1) уважительное и гуманное отношение; 2) получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; 3) выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; 4) отказ от предоставления социальных услуг; 5) защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации; 6) участие в составлении индивидуальных программ; 7) обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям, а также на надлежащий уход; 8) свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; 9) социальное сопровождение в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона. Получатели социальных услуг обязаны: 1) предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; 2) своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; 3) соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.
8 Права поставщиков социальных услуг Поставщики социальных услуг имеют право: 1) запрашивать соответствующие органы государственной власти, а также органы местного самоуправления и получать от указанных органов информацию, необходимую для организации социального обслуживания; 2) отказать в предоставлении социальной услуги получателю социальных услуг в случае нарушения им условий договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с получателем социальных услуг или его законным представителем, а также в случае, предусмотренном ч.3 ст.18 настоящего ФЗ; 3) быть включенными в реестр поставщиков социальных услуг субъекта РФ; 4) получать в течение двух рабочих дней информацию о включении их в перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг. 2. Поставщики социальных услуг вправе предоставлять гражданам по их желанию, выраженному в письменной или электронной форме, дополнительные социальные услуги за плату. Поставщики социальных услуг при оказании социальных услуг не вправе: 1) ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, в том числе при использовании лекарственных препаратов для медицинского применения; 2) применять физическое или психологическое насилие в отношении получателей социальных услуг, допускать их оскорбление, грубое обращение с ними; 3) помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот.
9 Обязанности поставщиков социальных услуг Поставщики социальных услуг обязаны: 1) осуществлять свою деятельность в соответствии с настоящим ФЗ и др.нормативно-правовыми актами субъекта РФ; 2) предоставлять социальные услуги получателям социальных услуг в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров, заключенных с получателями социальных услуг или их законными представителями, на основании требований настоящего ФЗ; 3) предоставлять срочные социальные услуги в соответствии со ст.21 настоящего ФЗ; 4) предоставлять бесплатно в доступной форме получателям социальных услуг или их законным представителям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг либо о возможности получать их бесплатно; 5) использовать информацию о получателях социальных услуг в соответствии с установленными законодательством РФ о персональных данных требованиями о защите персональных данных; 6) предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей соц. услуг; 7) осуществлять социальное сопровождение в соответствии со ст.22 настоящего ФЗ; 8) обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы, проводимой в установленном законодательством РФ порядке федеральными учреждениями медико- социальной экспертизы; 9) предоставлять получателям социальных услуг возможность пользоваться услугами связи, в том числе сети "Интернет" и услугами почтовой связи, при получении услуг в организациях социального обслуживания; 10) выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания; 11) обеспечивать получателям социальных услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время; 12) обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей социальных услуг; 13) исполнять иные обязанности, связанные с реализацией прав получателей соц. услуг на социальное обслуживание.
10 Предоставление социального обслуживания Социальное обслуживание граждан носит заявительный характер и основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является заявление гражданина, либо его законного представителя. Граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании при следующих обстоятельствах: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан. 2. Уполномоченный орган субъекта РФ принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно. 3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.
11 Формы социального обслуживания Полу- стационарная Стационарная На дому Предоставляется в определенное время суток. Предоставляется при постоянном, временном или 5-дневном круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. При предоставлении социальных услуг должны быть обеспечены: 1) возможность сопровождения получателя соц.услуг при передвижении по территории организации соц.обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией; 2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации соц.обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации; 3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак- проводников; 4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика; 5) оказание иных видов посторонней помощи.
12 Виды социальных услуг: 1)социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; 2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; 3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; 4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей; 5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией; 6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг; 7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; 8) срочные социальные услуги.
13 ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ПО ВИДАМ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ 1. Социально-бытовые услуги: а) в полустационарной или стационарной формах социального обслуживания: обеспечение площадью жилых помещений в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение питанием в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение мягким инвентарем (одеждой, обувью, нательным бельем и постельными принадлежностями) в соответствии с утвержденными нормативами; обеспечение за счет средств получателя социальных услуг книгами, журналами, газетами, настольными играми; б) в форме социального обслуживания на дому: покупка за счет средств получателя социальных услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов; помощь в приготовлении пищи; оплата за счет средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи; сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка; покупка за счет средств получателя социальных услуг топлива, топка печей, обеспечение водой (в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); организация помощи в проведении ремонта жилых помещений; обеспечение кратковременного присмотра за детьми; уборка жилых помещений; в) во всех формах социального обслуживания: предоставление гигиенических услуг лицам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно осуществлять за собой уход; отправка за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции; помощь в приеме пищи (кормление). продолжение…..
14 продолжение Социально-медицинские услуги во всех формах социального обслуживания: а) выполнение процедур, связанных с организацией ухода, наблюдением за состоянием здоровья получателей социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарственных препаратов и др.); б) оказание содействия в проведении оздоровительных мероприятий; в) систематическое наблюдение за получателями социальных услуг в целях выявления отклонений в состоянии их здоровья; г) проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни; д) проведение занятий по адаптивной физической культуре; е) консультирование по социально-медицинским вопросам (поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг, проведение оздоровительных мероприятий, выявление отклонений в состоянии их здоровья). 3. Социально-психологические услуги во всех формах социального обслуживания: а) социально-психологическое консультирование (в т.ч. по вопросам внутрисемейных отношений); б) социально-психологический патронаж; в) оказание консультационной психологической помощи анонимно (в т.ч. с использованием телефона доверия). 4. Социально-педагогические услуги во всех формах социального обслуживания: а) обучение практическим навыкам общего ухода за тяжелобольными получателями соц.услуг, получателями соц. услуг, имеющими ограничения жизнедеятельности, в т.ч. за детьми-инвалидами; б) организация помощи родителям и иным законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения, направленным на развитие личности; в) социально-педагогическая коррекция, включая диагностику и консультирование; г) формирование позитивных интересов (в том числе в сфере досуга); д) организация досуга (праздники, экскурсии и другие культурные мероприятия). продолжение…
15 продолжение Социально-трудовые услуги во всех формах социального обслуживания: а) проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам; б) оказание помощи в трудоустройстве; в) организация помощи в получении образования, в том числе профессионального образования, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с их способностями. 6. Социально-правовые услуги во всех формах социального обслуживания: а) оказание помощи в оформлении и восстановлении утраченных документов получателей социальных услуг; б) оказание помощи в получении юридических услуг (в том числе бесплатно); в) оказание помощи в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг. 7. Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, во всех формах социального обслуживания: а) обучение инвалидов (детей-инвалидов) пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации; б) проведение социально-реабилитационных мероприятий в сфере социального обслуживания; в) обучение навыкам поведения в быту и общественных местах; г) оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности. 8. Срочные социальные услуги: а) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; б) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; в) содействие в получении временного жилого помещения; г) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; д) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей.
16 Примерная номенклатура организаций социального обслуживания 1.Организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание : В состав организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения полустационарного социального обслуживания. дом-интернат (пансионат), в т.ч. детский, малой вместимости, для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, милосердия; специальный дом-интернат, в том числе для престарелых; психоневрологический интернат, в том числе детский; специальный дом для одиноких престарелых; социально-оздоровительный центр; геронтологический центр; геронтопсихиатрический центр; иные организации, осуществляющие стационарное социальное обслуживание. 2. Организации, осуществляющие полустационарное соц. обслуживание : В состав организаций, осуществляющих полустационарное социальное обслуживание, могут быть включены отделения стационарного социального обслуживания и отделения социального обслуживания на дому. социально-реабилитационный центр, в том числе для несовершеннолетних; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационный центр, в т.ч. для детей с ограниченными возможностями; кризисный центр помощи женщинам; центр психолого-педагогической помощи населению; центр социального обслуживания населения; центр социальной адаптации (помощи), в т.ч. для лиц «БОМЖ» и занятий; дом ночного пребывания; социальный приют, социальная гостиница; иные организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание.
17 Требования к порядку предоставления социальных услуг 1. Порядок предоставления социальных услуг обязателен для исполнения поставщиками социальных услуг. 2. Порядок предоставления социальных услуг устанавливается по формам социального обслуживания, видам социальных услуг и включает в себя: 1) наименование социальной услуги; 2) стандарт социальной услуги; 3) правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату; 4) требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания; 5) перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги, с указанием документов и информации, которые должен представить получатель социальной услуги, и документов, которые подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия или представляются получателем социальной услуги по собственной инициативе; 6) иные положения в зависимости от формы социального обслуживания, видов социальных услуг. 3. Стандарт социальной услуги включает в себя: 1) описание социальной услуги, в том числе ее объем; 2) сроки предоставления социальной услуги; 3) подушевой норматив финансирования социальной услуги; 4) показатели качества и оценку результатов предоставления социальной услуги; 5) условия предоставления социальной услуги, в том числе условия доступности предоставления социальной услуги для инвалидов и других лиц с учетом ограничений их жизнедеятельности; 6) иные необходимые для предоставления социальной услуги положения.
18 Финансовое обеспечение социального обслуживания и контроль 1. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания являются: 1) средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 2) благотворительные взносы и пожертвования; 3) средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату; 4) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно, за плату или частичную оплату. (порядок предоставления определен ст. 31 и ст. 32 ФЗ-442). Государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, организацией и проведением проверок поставщиков социальных услуг, применяются положения ФЗ от N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Региональный государственный контроль в сфере соц. обслуживания осуществляется уполномоченным органом субъекта РФ в порядке, установленном органом государственной власти субъекта РФ. Общественный контроль в сфере социального обслуживания осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. Органы государственной власти субъектов РФ в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере социального обслуживания.
19 Действие Федерального закона от ФЗ распространяется на граждан РФ, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории РФ, беженцев, а также на юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание граждан. «Россия меняется: повышается уровень и качество жизни наших граждан, улучшается состояние социальной сферы….» Президент Российской Федерации В.В. Путин В.В. Путин
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.