Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРимма Грищук
1 Шепеленко Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Персональный сайт: Муниципальное казённое образовательное учреждение Рамонская средняя общеобразовательная школа 2 Рамонского муниципального района Воронежской области
2 Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин». (9 класс)
3 Создание романа Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это самое крупное художественное произведение, оказавшее наибольшее влияние на судьбу всей русской литературы. Роман создавался около 8 лет (с 1823 по 1831), а в 1833 г вышел в свет. Охватывает события с 1819 по 1825 г (времена правления Александра I)
4 С «Евгения Онегина» начинается история русского реалистического романа. А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Первое издание)
5 Сюжет Провинциальная девушка Татьяна Ларина полюбила петербургского «светского льва» Евгения Онегина, разочарованного в жизни и ко всему равнодушного. Любовное признание Татьяны не вызвало в Онегине ответного чувства. Дуэль с другом, путешествие Онегина разлучили Татьяну с любимым. Она вышла замуж и стала блистательной дамой. Вернувшись из путешествия, Онегин увидел Татьяну на балу и понял, что любит её. Увы! Татьяна не может принести любви в жертву счастье и покой своей семьи.
6 Проблематика Анализируя роман, В.Г.Белинский указал, что в начале XIXв образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества» и что Пушкин в «Онегине» «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху».
7 Проблематика В центре романа – любовная интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и долга. Главный герой, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, не может найти применения себе в обществе. Автор ставит вопрос: почему так произошло? Для того чтобы ответить на него, он исследует личность своего героя, Евгения Онегина, и среду, которая его сформировала.
8 Пушкин писал Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Жанр Роман в стихах
9 «Онегинская строфа» 14 стихов четырёхстопного ямба со строгой рифмовкой Онегинской строфой написан весь роман за исключением некоторых вставных элементов: писем Татьяны и Онегина и песни девушек. Каждая онегинская строфа – определённый элемент в движении сюжета.
10 Реализм романа Это первый реалистический роман в русской литературе. 1. Нетрадиционное вступление Роман начинается с размышлений неизвестного читателю героя об умирающем дяде. Нет описания обстановки действия, представления действующих лиц и формального начала.
11 Реализм романа Это первый реалистический роман в русской литературе. 2. Нетрадиционная развязка Традиционны были два варианта развязки: печальный (гибель главного героя) и счастливый (женитьба героев). Мы расстаёмся с Онегиным и не знаем, что будет дальше (автор предлагает «додумать» конец читателю).
12 Реализм романа Это первый реалистический роман в русской литературе. 3. Герои романа – обыкновенные люди Меняются не только обстоятельства в жизни героев – меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам, как обыкновенные люди. Изображаются типичные герои в типичных обстоятельствах.
13 Реализм романа Это первый реалистический роман в русской литературе. 4. Реалистические приёмы для раскрытия образов Автор использовал собственную речь героев, их размышления; описание быта, условий воспитания, круга интересов; прямые авторские характеристики; оценку «со стороны» (деревенских соседей, например); авторскую иронию.
14 Реализм романа Это первый реалистический роман в русской литературе. 5. Переплетение лирического и эпического начал Автор свободно прерывает сюжетную линию и показывает жизнь светского общества, картины русской природы, размышляет о жизни. Лирические отступления делают роман свободным путешествием по жизни – «энциклопедией русской жизни начала XIX века».
15 «Энциклопедия русской жизни» Со страниц романа мы многое узнаём об эпохе: - о воспитании детей в дворянской семье, - о моде в высшем свете, - об образовании, - о культуре, репертуаре театров, - о высшем свете Петербурга, - о патриархальной Москве, - о жизни провинциальных помещиков, - о деталях быта.
16 Композиция сюжета: Глава 1 – развёрнутая экспозиция Глава 2 – завязка второй сюжетной линии (знакомство Онегина с Ленским) Глава 3 – завязка первой сюжетной линии (знакомство Онегина с Татьяной) Глава 6 – дуэль (кульминация и развязка второй линии) Глава 8 – развязка первой линии
17 СЮЖЕТ Ленский - Ольга Онегин - Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Главное действующее лицо - повествователь
18 Сюжетные линии: Онегин и Татьяна: - Знакомство с Татьяной, - Разговор с няней, - Письмо Татьяны к Онегину, - Объяснение в саду, - Сон Татьяны. Именины, - Посещение дома Онегина, - Отъезд в Москву, - Встреча на балу в Петербурге через 2 года, - Письмо к Татьяне (объяснение), - Вечер у Татьяны. Онегин и Ленский: - Знакомство в деревне, - Разговор после вечера у Лариных, - Визит Ленского к Онегину, - Именины Татьяны, - Дуэль (Ленский погибает).
19 Главный герой романа. Евгений Онегин. Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию. Перед нами типичный представитель своего времени. «Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. Быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».
20 Главный герой романа. Евгений Онегин. Знаток «науки страсти нежной» сразу разглядел в Татьяне её глубину, непохожесть на других. Получив её признание в любви, не обманул, не воспользовался доверчивостью и наивностью девушки, а повёл себя как воспитанный, порядочный человек. В нём сложное переплетение «старого» и «нового»: пошёл на дуэль с Ленским, испугавшись «мненья света», которое сам же презирал.
21 Главный герой романа. Евгений Онегин. Напряженные переживания (убийство Ленского), размышления, путешествия обогатили его внутренний мир – теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Любовь для Пушкина – пробуждение души. В конце романа перед нами уже не романтический «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой. Жаждущий счастья и любви.
22 День светского молодого человека начала XIXв Онегин ведёт жизнь человека, свободного от служебных обязательств Утро Просыпаться как можно позже – признак аристократизма. Эта привычка имела такое же значение, как и обыкновение светских аристократов являться позже других. Прогулка Утренний туалет, чашка кофе или чаю сменялись к двум-трём часам прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час – два. Излюбленными местами гуляний петербургских франтов в 1810 – 1820 гг были Невский проспект и Английская набережная Невы.
23 День светского молодого человека начала XIXв Онегин ведёт жизнь человека, свободного от служебных обязательств Обед Около четырёх пополудни наступало время обеда. Молодой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара и обедал в ресторане. Каждый ресторан посещался определённым кругом лиц. Появиться в ресторане означало явиться на сборный пункт холостой молодёжи. А это обязывало к определенному стилю поведения на всё другое время. Театр Послеобеденное время молодой франт стремился «убить», заполняя промежуток между рестораном и балом. Одной из возможностей был театр, который являлся не только художественным зрелищем, но и своеобразным клубом, где происходили светские встречи, любовные увлечения.
24 Онегин и Ленский Онегин Ленский Получил традиционное дворянское воспитание и образование. Учился в Германии. Результат образования – романтическое мировосприятие. У обоих широкий круг интересов: история, философия, литература. Чувствует себя уставшим от жизни. Для него нет никаких ценностей, он не верит в искренность чувств. Открыт для любви, дружбы и творчества, весь в ожидании счастья, восторженный мечтатель. Не верит ни в какую высокую цель.Уверен, что есть какая-то высшая цель в жизни, он только пока её не знает. Не имел ни способности сочинять, ни желания читать стихи. К стихам относится с иронией. Поэт, вдохновлён творчеством поэтов- романтиков Шиллера и Гёте. Его стихи сентиментальны, их содержанием является любовь. Это антиподы – «волна и камень», «лёд и пламень». Друзьями они стали от «делать нечего». Умный скептик Наивно-восторженный энтузиаст
25 Дуэль. История вопроса. Поединок по правилам Цель дуэли – восстановить честь, снять с обиженного позор, нанесённый оскорблением. Дуэль подразумевала исполнение строгого ритуала – это отличало поединок от убийства.
26 Дуэль. История вопроса. Ритуал дуэли Сатисфакция Вызов Секунданты Картель (письменный вызов через секундантов) Дуэль считалась преступлением: и участники и секунданты несли уголовную ответственность. Суд приговаривал дуэлянтов к смертной казни, которая для офицеров чаще всего заканчивалась разжалованием в солдаты.
27 Дуэль Онегина с Ленским Нелепость дуэли Условия дуэли были очень жестокими, хотя причин для смертельной вражды явно не было (всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении).
28 Дуэль Онегина с Ленским Нарушение правил дуэли Секундант Ленского, Зарецкий, был единственным распорядителем дуэли (это означает, что поединок проходил не по правилам) и вёл дуэль с большими нарушениями. Он не пытался помирить противников, не объявил дуэль несостоявшейся. Он вёл себя как лицо, заинтересованное в скандале.
29 Дуэль Онегина с Ленским Почему Онегин не отказался от выстрела в друга Выстрел в сторону считался бы новым оскорблением и не мог способствовать примирению дуэлянтов. Боязнь быть смешным или сделать предметом сплетен сильно повлияли на поведение Онегина во время дуэли.
30 Дуэль Онегина с Ленским Исход дуэли Онегин, как не служащий дворянин, вероятней всего, отделался бы месяцем-двумя крепости и последующим церковным покаянием. Но дуэль не разбиралась в суде. Это могло произойти, если бы смерть Ленского зафиксировали как несчастный случай или самоубийство. Ленский был похоронен вне кладбищенской ограды, т.е. как самоубийца.
31 Интересы и занятия молодой дворянской женщины На общем фоне быта русского дворянства начала XIXв мир женщины был обособленной сферой. Образование Образование девушек было домашним и поверхностным. Девочки воспитывались под руководством гувернантки-француженки. Обычно образование ограничивалось: - разговором на одном-двух иностранных языках; - умением танцевать и держаться в обществе; - элементарными навыками рисования, пения, игры на каком-либо музыкальном инструменте; - знакомство с историей, географией, словесностью. Главная цель образования – сделать из девушки привлекательную невесту. Со вступлением в брак обучение прекращалось.
32 Интересы и занятия молодой дворянской женщины Вступление в брак В XVIIIв замуж отдавали в лет, в начале XIXв молодые дворянки вступали в брак в лет. Но «сердечная жизнь», время первых увлечений начинались значительно раньше. Мужчины смотрели на юную дворянку как на женщину в том возрасте, в котором мы увидали бы в ней лишь ребёнка. Выйдя замуж, юная мечтательница часто превращалась в домовитую помещицу-крепостницу (как Прасковья Ларина), в столичную светскую даму или в провинциальную сплетницу. В 40 лет женщина считалась уже довольно пожилой.
33 Татьяна Ларина «Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой»: шумным играм предпочитала уединение, кукол в руки не брала – ей нравилось читать, слушать рассказы няни о старине. Портрет «Ни красотой сестры своей, Ни свежестью её румяной Ни привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива»
34 Татьяна Ларина Отличается от светских девушек: нет кокетства, жеманства, неестественности. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием прочитанных романов создаёт в своём воображении романтический образ возлюбленного и сразу узнаёт его в Онегине. Проявляет решительность и смелость, открывшись ему, своим письмом фактически бросает вызов светским условностям. В любви
35 Татьяна Ларина Тонко чувствует природу; её душевная чуткость делает её ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Даже имя её привычнее в народной среде (так называли горничных, служанок, дворовых девушек). Им впервые названа героиня романа. Неслучайны эпизоды о гаданиях и сне Татьяны – подчёркнута связь с фольклорными традициями. В основе её мира – духовная культура
36 Татьяна Ларина Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нам неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром. Она проявляет высокую нравственность в сцене последнего объяснения с Онегиным. В ответ на любовное признание, продолжая его любить, она говорит: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна». Она воплощение идеального образа русской женщины, в котором отражены пушкинские понятия о нравственности. «Милый идеал» А.С.Пушкина
37 Татьяна Ларина Став светской дамой, женой генерала, она остаётся прежней простой девушкой. Не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе искренность и чистоту. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Проявляется цельность натуры. В светской жизни
38 Две столицы в романе Санкт-Петербург Москва Светское общество столицы отличается аристократизмом, сдержанностью, благопристойностью, отсутствием вульгарности, здесь царствуют строгие правила. Черты московского дворянства – патриархальность и нежелание менять старые устои: Но в них не видно перемены: Всё в них на старый образец. Представители петербургского дворянства в своём кругу играют для себя определённые заученные роли. Жизнь общества «однообразна и пестра»: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемые лица Необходимые глупцы; Тут были дамы пожилые В чепцах и в розах, с виду злые… Автор выражает свою любовь к Москве: Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Автор выражает патетическое отношение к прошлому (лирическое отступление о войне 1812 г): Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою.
39 Две столицы в романе Санкт-Петербург Москва Петербургское общество – холодная и скучная среда: …порядок стройный Олигархических бесед, И холод гордости спокойной, И эта смесь чинов и лет. Московское общество – это скука, сплетни и равнодушие: Всё в них бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей; Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки… Круг общения в обеих столицах скучен и утомителен и для Онегина, и для Татьяны. Они тяготятся правилами общения высшего общества, и оба остаются непонятными в этой среде, не находя «ни общих мнений, ни страстей».
40 Использованные источники: 1. jpg 2. jpg jpg
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.