Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемКристина Окулова
1 Протопоп Аввакум Астахов Артем, Матюхова Клавдия, учащиеся ГБОУ СОШ с углубленным изучением английского языка 1354 г. Москва Учитель Королева Ольга Олеговна
2 Жизнь. Происходивший из бедной семьи, довольно начитанный, строгого нрава, он приобрёл известность довольно рано как подвижник православия, занимавшийся также изгнанием бесов. Родившись « в нижегородских пределах за Кудмою рекою, в селе Григорове » от отца - священника, и матери « постницы и молитвенницы », Аввакум рано лишился отца и много вытерпел от своего сиротства. Только в выборе жены ему очень посчастливилось. По указанию матери женился он девятнадцати лет на обедневшей купеческой дочери « Анастасии Марковне », которая была ему истинной « помощницей ко спасению », верным другом во всех его невзгодах. После женитьбы Аввакум был посвящён в диаконы.
3 Около 1640 года он стал священником села Лопатицы Макарьевского уезда Нижегородской губернии. Уже здесь резко определился в нём тот незнающий ни малейших уступок ригоризм, который и сделал его жизнь рядом непрерывных мучений. В это время (1648 год ) плыл Волгою мимо Лопатиц воевода Шереметев. Ему пожаловались на самоуправство Аввакума. Шереметев призвал его к себе, попенял и хотел было уже отпустить, велев только на « прощание благословить сына своего Матвея, брадобрейца ». Но приверженец старины, « видя блудоносный образ » молодого боярина, не убоялся гнева воеводы и наотрез отказался благословить боярина. Прихожан своих Аввакум беспрерывно уличал и стыдил за разные пороки, а священников соседних за то, что они плохо исполняют церковные правила и предписания.
4 Москва. После того как Аввакуму два раза пришлось бегством спасаться из Лопатиц в Москву, он был назначен протопопом в Юрьевец - Повольский. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы Юрьевца в Москву. Здесь Аввакум Петрович, считавшийся учёным и лично известный царю, находившийся в самых дружеских отношениях с царским духовником Стефаном Вонифантьевым, участвовал в проводимой при патриархе Иосифе « книжной справе »
5 Ссылка. После долгого и мучительного пути приехал протопоп в Тобольск. Здесь он, было, покровительствуемый архиепископом, хорошо устроился. Но ряд фанатических и грубых выходок вроде того, что он за один проступок некоего дьяка Ивана Струну « постегал ремнем », а тело боярского сына Бекетова, в церкви обругавшего его и архиепископа, велел « среди улицы собакам бросить », более же всего то, что Аввакум ревностно продолжал « бранить от писания и укорять ересь Никонову », привели к тому, что его увезли за Лену, а когда приехал он в Енисейск, то пришёл из Москвы другой приказ : везти его к воеводе Афанасию Пашкову, посланному для завоевания « Даурской земли ».
6 Возвращение в Москву. Между тем Никон потерял всякое влияние при дворе, и в 1663 году Аввакум был возвращён в Москву. Обратный путь был тоже страшен и длился он три года. Всё время пути Аввакум « по всем городам и по селам, в церквах и на торгах кричал, проповедуя слово Божие, и уча и обличая безбожную лесть », то есть никонианские новшества. Первые месяцы его возвращения в Москву были временем большого личного торжества Аввакума. Ничто не мешало москвичам, между которыми было много явных и тайных сторонников раскола, восторженно чествовать страдальца, по их просьбам возвращённого. Сам царь показывал расположение к нему, велел его « поставить на монастырском подворье в Кремле » и, « в походы мимо моего двора ходя », рассказывает Аввакум, « кланялся часто со мною, низенько таки, а сам говорит : благослови де меня и помолится о мне ; и шапку в иную пору мурманску снимаючи, с головы уронил, будучи верхом. Из кареты бывало высунется ко мне », и все « бояре после царя челом, да челом : протопоп ! благослови и молится о нас ».
7 Пустозёрск. 14 лет он просидел на хлебе и воде в земляной тюрьме в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его товарищей : все они были сожжены в срубе в Пустозёрске.
8 Итоги. Аввакум - противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века ; духовный писатель. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое « Житие », « Книга бесед », « Книга толкований », « Книга обличений » и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума священномучеником и исповедником.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.