Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИван Вердеревский
1 Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений и предупреждение перегрузки учащихся Зам. директора по УВР МБОУ СОШ 3 Г. Светлого Савенкова Т.А.
2 Цель: выработка позиции учителей по поводу домашнего задания Сколько? – Зачем? – Что? – Как? Объём - Цель – Содержание - Методика
3 Задачи: 1) систематизировать и обобщить сложившуюся в школе работу по данному направлению; 2) ознакомить учителей с новыми педагогическими технологиями и применять их на практике; 3) обмен опытом.
4 Анкета для учащихся: «Домашнее задание» 1. Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашних заданий? а) 2-2,5 ч б) 1-2 ч в) 2,5-3 ч г) менее 1 ч д) более 3 ч 2. Сколько времени вы затрачиваете на выполнение домашних заданий по отдельным предметам? а) мин б) мин в) мин г) менее 20 мин д) более 40 мин 3. С каким настроением вы приступаете к выполнению домашних заданий? а) с большим желанием и интересом б) без желания, но с чувством долга в) без интереса и желания 4. Выполняется домашнее задания: а) самостоятельно б) с помощью … в) не выполняю
5 Анкета для учащихся: «Домашнее задание» 5. Выполняется домашнее задания: а) через 2 часа после окончания занятий в школе б) через 3-4 часа в) в вечернее время г) сразу после школы 6. Получаете ли вы индивидуальные домашние задания: а)всегда б)иногда в)никогда 7. Домашние задания по объёму и сложности соответствуют уровню ваших способностей и возможностей? а) полностью б) частично в) не соответствуют 8. Устаёте ли вы от выполнения домашних заданий? а) нет б) иногда в) да
6 Затраты времени в целом
7 Затраты времени по отдельным предметам
8 Эмоциональное состояние учащихся при выполнении домашнего задания
9 Самостоятельность выполнения домашних заданий
10 Соблюдение режима дня
11 Соответствие содержания домашних заданий уровню обученности
12 Состояние здоровья после выполнения домашних заданий
13 Для чего служит домашняя работа: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Чарльз Дарвин. концентрация внимания на основополагающих знаниях и умениях; повышение точности, систематичности, прочности и, главное, применимости знаний и умений; прочное овладение всеми учащимися основными знаниями и умениями. 1) данное, скажем, в начале или середине урока домашнее задание поможет направить внимание учеников в нужное преподавателю русло, подготовит восприятие нового материала; 2) правильно подготовленное и организованное задание сможет превратить сам факт домашнего труда из скучной и нудной необходимости в увлекательную; 3) сделать последующий урок, на котором оно будет выслушано и проверено, значительно содержательнее, эффективнее, интереснее; 4) даст возможность гармонично связать несколько уроков в единую систему; 5) сделать приобретение знаний учениками личностным процессом, то есть превратить знания в инструмент познания; 6) может помочь в сплочении классного коллектива; 7) оказать неоценимую помощь в формировании характера, личности ученика.
14 Каковы цели домашнего задания? домашнее задание способствует овладению знаниями всеми учащимися. Отсюда вытекает постановка целей: – запоминание и тренировка; – применение знаний и умений; – систематизация; – контроль и самоконтроль; – самостоятельное знакомство с новым материалом. Как отбирать содержание домашнего задания? Четкая постановка целей помогает грамотно отобрать содержание домашнего задания. Отбор содержания должен соответствовать уровню развития учащихся и уровню обученности на данном уроке. Содержание домашнего задания должно плавно вытекать из содержания урока и связывать его с последующим уроком. Учащиеся должны хорошо понять смысл задания. Нельзя на домашнее задание перекладывать то, что не успели на уроке.
15 Какова методика задавания? Домашнее задание должно быть личностно значимым, творческим, практически направленным, вариативным, дифференцированным. При соблюдении данных принципов можно давать домашнее задание на любом этапе урока. Категорически нельзя давать за несколько минут до конца урока, и конечно же, после звонка. Домашнее задание следует написать на доске, разъяснить его смысл, выслушать вопросы учащихся и проконтролировать запись в дневнике. Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся?Как организовать домашнее задание для слабоуспевающих учащихся? Слабоуспевающий учащийся нуждается в нашем постоянном сопровождении. – специально подбирать наиболее рациональную для слабых учащихся систему упражнений, а не механически увеличивать число однотипных заданий; более подробно объяснять порядок выполнения домашнего задания, предупреждая о возможных затруднениях в работе; давать карточки-инструкции для выполнения определенного вида заданий; давать задания по повторению пройденного материала, который требуется для усвоения новой темы; необходимо составлять план ликвидации пробелов в знаниях учащихся, указать содержание задания или номера упражнений, сроки их выполнения.
16 Как организовать домашнее задание для успешных и одарённых детей? Всемерно содействовать развитию умственных способностей одаренных детей. Для этого следует предлагать им дифференцированные задания и задания по выбору, задания повышенной трудности, учитывать индивидуальные особенности и интересы в процессе урока, давать возможность проявлять способности во внеурочной деятельности. Как контролировать, оценивать домашнее задание?Как контролировать, оценивать домашнее задание? Давать только такое домашнее задание, которое можно проконтролировать. Контроль в значительной степени, даже исключительно, направлен на оценку результатов усвоения материала учениками. Исследования, проведенные среди старшеклассников, показывают, что ученики высоко оценивают регулярное проведение через короткие промежутки времени небольших контрольных работ с выставлением оценок. Проведение большого числа контрольных работ дает ученику многократную возможность показать, на что он способен, и исправить плохие отметки.
17 Как контролировать, оценивать домашнее задание? (продолжение). контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся; контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей; внеурочная проверка учителем тетрадей; непрямой контроль, основанный на наблюдении за работой ученика на уроке, если предпосылкой для активности школьника являлось выполнение домашнего задания; взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников); самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведенным с помощью интерактивной доски правильным вариантом; контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.
18 Вывод: Домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся. Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся. Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания. Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех, и других научить самостоятельному познанию. При подготовке домашнего задания выясните, требует ли оно участия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание. Изучите воспитательные возможности добровольного домашнего задания и используйте его для повышения эффективности вашей преподавательской и воспитательной деятельности. Помните, что особенно важно связать качество выполнения добровольного домашнего задания с результативностью всего урока и успешностью обучения всего классного коллектива.
19 Функция: Развитие самостоятельности мышления путём выполнения индивидуальных заданий в объёме, выходящем за рамки программного материала, также очень важна.
20 Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. Могут быть полезны следующие советы:Могут быть полезны следующие советы: Стремитесь к тому, чтобы задания на усвоение основных знаний и умений одновременно развивали бы определенные качества личности. Умейте видеть и отразить в характере заданий обусловленность их содержания и воздействия на личность. Заботьтесь о многообразии домашних заданий, так как однообразие деятельности повлечет за собой односторонность развития личности. Сознательно используйте домашнее задание в целях развития любознательности, интереса к учебе и творческих способностей; политического, мировоззренческого и нравственного воспитания, а также в целях оптимального развития каждого ученика. Особенно ориентируйтесь на те цели, которые, с вашей точки зрения, с точки зрения ваших коллег и классного руководителя, являются актуальными для данного класса.
21 Виды домашней работы: 1) индивидуальная 2) групповая 3) творческая 4) дифференцированная 5) одна на весь класс
22 Рекомендации по дозированию домашнего задания: время подготовки обязательного домашнего задания: в начальных классах не должно превышать 45 мин. в день; в средних классах – 60 мин.; в старших – 90 мин.; в выпускном классе – 120 мин. в день.
23 Рекомендации по дозированию домашнего задания необходимо: на объяснение домашнего задания отводить не менее 1–2 минут от урока; осуществлять инструктаж по выполнению домашнего задания; предупреждать учащихся о возможных затруднениях; включать в содержание домашнего задания работу над ошибками; осуществлять дифференцированный подход к подбору домашнего задания; проверять наличие записей домашнего задания в дневниках учащихся; давать для работы дома задания, подобные которым выполнялись на уроке; при выдаче домашнего задания продумывать его оптимальный объем; систематически проверять домашнюю работу учащихся; учитывать нормы продолжительности домашней подготовки к урокам: по Сан ПиН домашнее задание : в 1 классе –не задают во 2 классе – до 1,5 часов; в 3–5 классе – до 2 часов; в 6–7 классе – до 2,5 часов; в 8 классе – до 3 часов; в 9–11 классах – не более 4 часов.
24 Нельзя: завышать объем предлагаемой домашней работы; давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни; перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогов развития их самостоятельности); предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу); задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений; предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке; давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения); отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти; не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности. Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
25 Классификация ТДЗ По содержанию По виду деятельности По уровню оформления 1. вопросник 1. индивидуальная 1. Рабочая ( в тетради «с листа»…) 2. кроссворд 2. парная 2. Экспозиционная 3. макет, модель 3. Мелкогрупповая (3-7 чел.) (на отдельном формате, содержащая 4. ребус 4. Групповая (10-15 чел.) Иллюстрации, схемы, таблицы…) 5. сообщение 5. коллективная- файл-лист; 6. доклад- буклет; 7. сочинение- альбом; 8. реферат- «раскладушка»; 9. исследование- Презентация и т.д. 10. эссе 11. упражнение 12. Решить задачи
26 Формирование у школьников положительного отношения к учению в процессе выполнения домашних заданий является важнейшей задачей учителя в любом классе. В. А. Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» писал : «Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда,...наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики». Это правомерно всегда, а особенно для домашнего задания.
27 Рекомендации: 1. Учитывать нормы продолжительности подготовки учащимися домашнего задания, соблюдать методику. 2. С этой целью систематически проводить мониторинг домашнего задания (отв. замдиректора). 3. Учителям тщательно продумывать цели, содержание, методику домашнего задания. 4. Подготовить материал «Все о домашнем задании» и разместить его в методическом кабинете (отв. замдиректора по УВР).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.