Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛариса Грановская
1 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Птущенко О.В., преподаватель ФГОУ СПО «Новочеркасский промышленно-гуманитарный колледж»
2 П РОФЕССИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ Профессиональная социализация рассматривается как явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с профессиональными отношениями и профессиональной деятельностью. Именно в процессе обучения в колледже происходит первичное «освоение» профессии, определяются жизненная и мировоззренческая позиции, индивидуализированные способы деятельности, формы поведения и общения, определяющие успешность будущей профессиональной деятельности.
3 А ГЕНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В процессе профессиональной социализации будущему специалисту приходится взаимодействовать с различными агентами социализации, оказывающими длительное воздействие на личность, обеспечивая изменение ее структур. К непосредственным агентам профессиональной социализации относятся работодатели и различные специалисты, составляющими профессиональное сообщество и тесно взаимодействующие с рынком труда.
4 Агентами профессиональной социализации в период обучения в колледже преимущественно являются преподаватели специальных дисциплин, руководители практики, мастера производственного обучения и другие специалисты.
5 Э ТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ В КОЛЛЕДЖЕ Процесс профессиональной социализации студентов в колледже условно можно разделить на несколько последовательных этапов, многие из которых идут параллельно в течение всего периода обучения: 1 Получение и усвоение общей информации о сфере будущей профессиональной деятельности, соответствующей получаемой специальности, формирование начальных представлений о будущей профессии 2 Оценка возможностей реализации целей, удовлетворения своих потребностей в данной сфере профессиональной деятельности 3 Формирование отношения к сфере профессиональной деятельности, появление интереса к профессии, получение новых знаний о ней для успешного «вхождения» в данную сферу деятельности Результат: Интерес к сфере профессиональной деятельности и высокая мотивация обучения
6 Э ТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) 4 Получение всесторонней необходимой информации о содержании профессиональной деятельности, ее статусно-ролевой структуре, профессиональных функциях и задачах, необходимых для успешной профессиональной деятельности, а также качествах, знаниях, умениях, навыках, которые позволят реализовать цели, удовлетворить потребности в данной сфере профессиональной деятельности 5 Осознанный выбор предпочтительных статусно- ролевых позиций в данной сфере профессиональной деятельности Результат: Четкое представление о предпочтительной сфере будущей профессиональной деятельности, статусно-ролевых позиций
7 Э ТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ( ПРОДОЛЖЕНИЕ ) 6 Осознанная целенаправленная работа по получению необходимых знаний и формированию умений 7 Формирование и развитие необходимых для будущей профессиональной деятельности качеств и способностей Результат: Четкое представление о задачах и средствах обучения. Высокий уровень знаний и умений, развитие профессиональных качеств и способностей
8 Специалиста характеризуют не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения. Преподаватель, куратор не только передает студенту знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определенной профессиональной культуре.
9 Р ОЛЬ КУРАТОРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ Задачи кураторов по организации процесса профессиональной социализации заключаются в выработке у студентов правильного представления об общественном значении и содержании будущей профессиональной деятельности: 1 Формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом. 2 Формирование и укрепление традиций профессиональной направленности в группе 3 Выработка стремления следить за всем прогрессивным в области будущей профессиональной деятельности, умения направлять все самовоспитание на пользу работе, постоянно пополняя свои знания.
10 Большое внимание в своей работе необходимо уделять проведению внеаудиторных мероприятий, так как они позволяют куратору раскрыть творческие возможности и способности студентов, увлечь, сплотить учебную группу в единый коллектив, учат конструктивно работать и общаться.
11 Активные виды и формы воспитательной работы Тематические классные часы (в форме круглого стола, конференции, дискуссии, встречи со специалистами) Экскурсии-посещения предприятий и организаций – мест будущей профессиональной деятельности (заводы, предприятия общественного питания, авторемонтные мастерские, другие профильные организации) Подготовка и участие в профессиональных конкурсах, соревнованиях Встречи с выпускниками колледжа, совместные чаепития в честь профессиональных праздников
12 Профессионально направленные тематические классные часы Классный час – консультация 50% на вопросы студентов; 50% времени отводится для ответов в том числе с привлечением специальных консультантов в области изучаемой проблемы. «Круглый стол» - сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией позволяет сформировать умения решать проблемы, научить культуре ведения дискуссии Классный час с разбором конкретной ситуации, изложенной устно или в виде видеозаписи и т.п. Студенты совместно анализируют и обсуждают представленный материал.
13 Классный час – пресс-конференция Куратор объявляет тему классного часа, представляет приглашенного специалиста Просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Студенты формулируют вопросы в течение 5 минут Далее преподаватель сортирует поступившие записки и читает в форме связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются ответы на заданные вопросы. В конце подводится итоговая оценка вопросов, выявляются знания и интересы студентов
14 Классный час - дискуссия целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе Виды дискуссий Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой мероприятия Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»
15 Классный час вдвоем Студентам дается материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей между собой Моделируются профессиональные дискуссии разными специалистами, например, теоретиком и практиком Диалог преподавателей демонстрирует культуру совместного поиска решений задач Студенты вовлекаются в общение, высказывают собственную позицию.
16 К ЛАССНЫЙ ЧАС – ВИЗУАЛИЗАЦИЯ - учит студента преобразовывать устную, письменную информацию в визуальную форму, выделяя значимые элементы. Используются схемы, рисунки, анимации для привлечения внимания.
17 Перечень прочих форм активных воспитательных мероприятий для формирования профессиональной социализации студентов Презентация темы Приглашение к чаю Сократовская беседа Защита проектного задания Пять минут с специалистом Проблемы и аргументы Мозговой штурм Деловые игры
18 В ЫВОДЫ Успешность процесса профессиональной социализации студентов зависит от степени выраженности мотивации, основанной на интересе к профессии К агентам профессиональной социализации можно отнести преподавательский состав колледжа и различных специалистов, составляющими профессиональное сообщество. Мощное социализирующее и воспитательное воздействие на личность студента оказывает сама среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение. Преподаватель-куратор должен знать и понимать закономерности этих процессов, организовывать деятельность так, чтобы оказывать благотворное воздействие на их становление.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.