Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНиколай Лачинов
1 Школа «молодого социального педагога» г. Измайлова Е.В.
2 Цель – актуализировать знания по методологии и методам психологических, педагогических, социологических исследований; определить сущность диагностической функции социального педагога.
3 «Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях». Ушинский К.Д.
4 Диагностика (с греческого dia – после, через и gnosis - знание т.е. способный распознавать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Диагноз – это определение состояния объекта. Диагностическая функция одна из основных в деятельности социального педагога. Согласно Методическому письму «О социально-педагогической работе с детьми» (1993), она предполагает постановку «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем.
5 Виды диагностик: Медицинская диагностика Социальная диагностика Психологическая диагностика Педагогическая диагностика Социально-педагогическая диагностика
6 1. Медицинская диагностика – процесс установления медицинского диагноза, т.е. заключения о характере и существе болезни пациента на основе принятой классификации. Социального педагога диагноз будет интересовать с точки зрения психосоциальных и педагогических аспектов.
7 2. Психологическая диагностика (психодиагностика) выявление индивидуально-психологических свойств личности. Цель психологического диагноза заключение об актуальном состоянии психологических особенностей личности (семьи, группы, коллектива), прогноз их дальнейшего развития. Диагностический минимум: 1 класс – Пакет методик на готовность, проективные методики, мотивационная анкета (Лусканова); 4 класс – Мотивационная анкета (Лусканова), интеллектуальный тест, тест тревожности (Филипс); 5 класс - Мотивационная анкета, тест тревожности (Филипс), психологический климат класса; 8 класс – Мотивационная анкета, личностный опросник (Р.Кеттела), психологический климат класса; 9, 10 класс – профориентационный тест, психологический климат класса, тревожность (Кандаш).
8 Психодиагностические признаки: низкая познавательная активность и личностная незрелость; низкий уровень самоконтроля и самоорганизации в деятельности и поведении; повышенный интерес к ситуациям, включающим жестокость и агрессию; немотивированность, неадекватность поведения; отрицательное отношение к учению, к школе, побеги из дома; сохранение инфантильности, слабоволие; раннее половое развитие.
9 3. Социальная диагностика – это комплексный подход выявления и изучения причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономические, культурно-правовые, нравственно-психологические, медико-биологические и санитарно-экологические состояния. Её целью является постановка социального диагноза, т. е. определение проблем людей и условий, необходимых для дифференцированной помощи.
10 Какие сложности присущи отношениям между лицами, входящими в семью (другую социальную группу)? Существуют ли проблемы среди членов семьи? Насколько эффективны (неэффективны) формы общения? Каковы основные возможности для реализации сути формальных и неформальных ролей каждого участника семьи? Кто из окружения подопечного принимает значимые решения, каковы их последствия? Каковы основные конфликты, касающиеся подопечного, какие меры принимаются для их разрешения? Какие ценности и нормы определяют поведение членов семьи (группы), как обеспечивается выполнение этих норм? Какие социокультурные контакты и взаимодействия семьи (микрогруппы, в которую входит ребенок) в рамках более крупных образований влияют на формирование личности ребенка (например, влияние религиозных организаций, принадлежность к национальной диаспоре и т.п.)? При проведении социальной диагностики можно использовать следующие вопросы:
11 4. Педагогическая диагностика – это изучение личности, индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания для более эффективной реализации его основных функций. Педагогическая диагностика оценивает ребёнка в сравнении с определёнными социальными нормами и эталонами. Наблюдение Анкетирование Анализ документации Тестирование Если психодиагностика стремится оценить личность и отдельные её стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты формирования личности учащегося, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
12 изучение личности должно быть направлено на поиск резервов личности, её нераскрытых возможностей; диагностика не должна быть самоцелью, а должна носить стимулирующий характер; изучение личности необходимо осуществлять в процессе деятельности и общения; личность изучается не изолированно, а в контексте социальных отношений; данные диагностики не должны быть направлены против самой личности; нельзя делать выводы о личности только на основе одного диагностического метода; необходимо изучать личность ребёнка в развитии и сравнивать её достижения не только с успехами других детей, но и, прежде всего, с его собственными показателями.
13 5. Социально-педагогическая диагностика – это специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. В рамках социально-педагогической диагностики личности необходимо: выявление специфических социальных качеств, особенностей развития и поведения; уточнение социальной ситуации развития; определение степени развитости или деформации различных свойств и качеств, обусловленных прежде всего включением человека в различные социальные связи (социальные установки, позиции, процессы адаптации и социализации, коммуникативные способности, психологическая совместимость и т.п.); ранжирование, описание диагностируемых особенностей клиента, построение «социального портрета» личности.
14 Опросник А.Басса и А.Дарк Качества: все виды агрессии. Модификация теста Розенцвейга Качества: фрустрация. Тест «Конфликтная ли вы личность?» Качества: конфликтность. Тест – опросник Шмишека Качества: акцентуация. Тест школьной тревожности. Качества: тревожность. Шкала ситуативной тревожности и шкала личностной тревоги (опросник Спилберга) Качества: тревожность. Шкала одиночества (Д.Рассе, Л.Пепо, М.Фергюсон) Качества: социальная изоляция, депрессия, скука.
15 Методы исследования: 1) Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребёнка, так как оно является односторонним и субъективным. Поэтому надо учитывать результаты наблюдений и других людей. 2) Метод беседы обязывает социального педагога прислушиваться к суждениям окружающих ребёнка (учителей, родителей, одноклассников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями. 3) Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать своё мнение, дать совет, как относиться к определённому явлению, поведению, проблеме. 4) Метод социометрического выбора помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребёнка в коллективе сверстников. 5) Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций учащихся. 6) Метод изучения поведения детей в определённой педагогической ситуации. Является одним из достоверных диагностических методов в педагогике. Но пока этот метод не получил широкого применения в практике, хотя и считается весьма перспективным для изучения личности и коллектива. 7) Метод анализа продуктов творчества учащихся в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетической, трудовой, учебной и др. 8) Метод анкетирования позволяет выяснить не только мнение ребят по интересующим вас вопросам, но и выявить их склонности, связи и оценочные суждения. Анкетирование является одним из самых популярных методов диагностики.
16 1. Определение цели и задач исследования. 2. Подбор критериев и показателей для определения результативности изучаемого явления. 3. Выбор методик изучения. 4. Подготовка диагностического инструментария. 5. Обработка и интерпретация результатов исследования.
17 Реализуя диагностическую функцию, социальный педагог руководствуется в своей деятельности следующими требованиями: соблюдать общие технологические требования: определить цель, выбрать наиболее эффективный диагностический инструментарий, непосредственно получить данные и провести их отбор, переработать и интерпретировать данные (статистическая обработка и качественный анализ), установить диагноз, составить прогноз развития ситуации и определить содержание социально-педагогической деятельности (особенности социально- педагогической деятельности) с конкретным подопечным; соблюдать этические нормы; защищать интересы подопечного: соблюдать принцип добровольности при обследовании; сообщать обследуемому цели изучения; информировать его о том, кто будет ознакомлен с полученными данными; знакомить его с результатами исследования, предоставляя ему возможность некоторой корректировки этих результатов, а также в собственно педагогических целях; обладать профессиональной компетенцией: знать теоретические основы, используемые средства диагностики; вести картотеки используемых методов, квалификационных нормативов, соблюдать профессиональную этику (сохранять втайне результаты, не допускать непрофессионалов к осуществлению методик и т.п.).
18 Рекомендуемая литература: 1. Диагностическая и терапевтическая техника / Под ред. В.С. Маята. – М., Никитина, В.Б., Василенко, Т.Д. Психодиагностика в системе социальной работы – М., Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога – М., Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», – 272 с.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.