Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПавел Глазенап
1 Использование малых форм фольклора в речевом развитии ребенка Формы работы над загадкой Бакланова Оксана Анатольевна Воспитатель 1 квалификационной категории
2 Цель Развитие образной речи дошкольников с помощью фольклорного жанра, загадок Показать основные приемы развития образной речи в работе с детьми Уточнение и расширение представления детей о слове и предложении Развитие слухового внимания и умения подбирать в речи признаки к предметам
3 Принципы работы Обучение грамоте должно естественно входить в целостный образовательный процесс Обучение грамоте должно проходить с учетом принципа постепенного перехода от простого к сложному Создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды Отбор методов и приемов, способствующих повышению познавательной активности детей
4 Актуальность 1. Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. 2. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. 3. У детей старшего дошкольного возраста развивается понимание образной стороны речи. 4. Важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы. 5. Способствует расширению знаний учащихся об устном народном творчестве, об особенностях русского языка.
5 Диагностика На основе полученных и сделанных выводов была поставлена цель: разработать и апробировать систему занятий, игр и упражнений, способствующих развитию образной речи детей пяти-семи лет средствами малых форм фольклора. Вывод
6 Анкета для родителей Какие малые формы фольклора Вы знаете? Какие используете с детьми? С какой целью? Загадываете ли детям загадки? Как часто? Какие потешки Вы знаете? Поете ли Вы своим детям колыбельные песни? Какие? Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?
7 Методика использования малых форм фольклора в речевом развитии ребенка Этапы работы Основной этап (непосредственно обучение) на занятиях в повседневной жизни Подготовительный этап
8 Работа над загадкой Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Коррекционно-развивающие возможности загадки: стимуляция умственной активности; развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорной сферы; воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции.
9 Некоторые причины ошибок при отгадывании загадок: невнимательно слушают текст загадки; не запоминают полностью содержание загадки; полностью или частично не понимают текст загадки; при отгадывании и сравнении используют не все признаки; не имеют достаточных знаний о загаданном; не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки. Признаки целенаправленного отгадывания: дошкольника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки; в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке; ребенок сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке; дошкольник стремится объяснить свой ответ, доказать его правильность; в случае ошибки ребенок продолжает поиск верного ответа; дошкольник не испытывает трудностей при сравнении загадок. (Е. Кудрявцева)
10 Классификация загадок I уровень сложности основанные на перечислении признаков предмета, явления ( форма, цвет, вкус, звучание, движение, материал, назначение) с перечислением признаков, в которых зарифмовано слово-отгадка II уровень сложности характеристика предмета дается кратко, по 1-2 признакам нужно восстановить целостный образ предмета основанные на отрицании или сопоставлении предметов, на сравнении предметов или явлений III уровень сложности Метафо - рические загадки
11 Какой? На что похож? желтая с хвостиком круглая солнцемышкаколобок а не но не как Что это? Методика обучения детей составлению загадок ( по Кожечко А.Н.)
12 Что делает? Кто (что) делает так же? идет а не человек стучит (по крыше) но не молоток поливает как лейка
13 Какой? Что делает? На кого (что) похож? Кто (что) делает так же? а не блестящий но не с мотором серебро Карлсон птица как летает
14 На кого (что) похож?Чем отличается? лягушка огурчик гусеница не квакает не овощ прыгает
15 Желтая, а не солнце. С хвостиком, но не мышка. Круглая, как колобок. (репка) Идет, а не человек. Стучит, но не молоток. Поливает, как лейка. (дождик) Желтая, а не солнце. С хвостиком, но не мышка. Круглая, как колобок. (репка) Идет, а не человек. Стучит, но не молоток. Поливает, как лейка. (дождик) Блестящий, а не серебро. С мотором, но не Карлсон. Летит, как птица. (самолет) Как лягушка, но не квакает. Как огурчик, но не овощ. Как гусеница, но прыгает. (кузнечик)
16 Учитывать программные требования к подбору загадок. Предметный мир (игрушки, посуда….) Социальное окружение (профессии, мой город…) Экология (животный мир, овощи, растения…) Занятия, на которых используется загадка. Ознакомление с окружающим миром, Развитие речи, Ознакомление с художественной литературой и др. Виды загадок.Загадки – описание, загадки – рифмовки, загадки с отрицанием, загадки – обманки, загадки с метафорой, загадки со скрытым сравнением и др. Методические приемы работы с загадкой. 1. Предварительная работа: (ознакомление с предметами, действия с ними, чтение художественной литературы, дидактическая игра, рассматривание иллюстраций.) 2. Работа с загадкой: использование наглядности, интонационное выделение существенных признаков, повторное зачитывание, наводящие вопросы, личный опыт, работа с моделью загадки, выявление метафор, составление загадок и т.д. Система использования загадок в разных возрастных группах
17 Дидактические игры
18 Анкетирование Беседы Консультации Выставка рисунков Выставка рисунков Рубрика: «Учите с нами» «Почитай, мама!» Рубрика: «Учите с нами» «Почитай, мама!» Родительские собрания Родительские собрания Игротека «В кругу семьи» Игротека «В кругу семьи» Выставка художественной литературы «Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться её сокровищами» Тихеева Е.И.
19 Результаты диагностики
20 Вывод Результаты работы по использованию малых форм фольклора в процессе развития детской речи: прослеживается динамика повышения уровня речевого развития : процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 30% количество детей со средним уровнем развития увеличилось на 20%, с высоким уровнем – на 10%. в процессе работы были замечены такие изменения: у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают игры – забавы с помощью считалок.
21 Литература
22 - Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Страна загадок Сборник загадок Загадки для детей. А ну-ка, угадай! Развитие и коррекция речи Развитие познавательных способностей младших школьников на основе технологии развивающего обучения Загадка как средство развития мышления и речи дошкольников с ОНР История происхождения загадки Загадка в работе с детьми Интернет – ресурс
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.