Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Грищук
1 Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МОУ лицея «Серпухов» г.Серпухов Московской области Можаева Татьяна Петровна Стихи и проза. Ритм, рифма, смысл. Урок литературы в 5 классе.
2 познакомиться с понятием рифма, ритм, видами рифмовок; узнать, чем отличается стихотворная речь от прозаической. - Тема урока: Цели:
3 Где стихи, а где проза? Царь с царицею простился, В путь дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. А.С. Пушкин
4 Стихи и проза. Стихотворение – речь, подчинённая рифме, ритму, смыслу. Проза ( в переводе с латинского означает) «речь, которая ведется прямо вперед», «вольный, освобожденный, прямой».
5 Николай Носов
6 Я – поэт! Зовусь Незнайка! От меня вам – балалайка! А помните, как поэт Цветик объяснял Незнайке, что такое рифма?
7 Рифма Рифма - это когда слова в концах стихотворных строчек заканчиваются одинаково,- объяснил Цветик.- Например: утка – шутка, коржик – моржик.
8 Рифма. Рифма – созвучие окончании стихотворных строк.
9 Перекрёстная рифма А) У лукоморья дуб зелёный; Б) Златая цепь на дубе том: А) И днём и ночью кот учёный Б) Всё ходит по цепи кругом. А Б
10 Парная рифма А) Там ступа с Бабою Ягой А) Идёт, бредёт сама собой; Б) Там царь Кащей над златом чахнет; Б) Там русский дух... Там Русью пахнет! А А Б Б
11 Опоясывающая рифма А) И там я был, и мёд я пил; Б) У моря видел дуб зелёный; Б) Под ним сидел, и кот учёный А) Свои мне сказки говорил. А Б Б А
12 . ? Незнайка придумал свою рифму: палка – селёдка. Но Цветик с такой рифмой не согласился. Почему?
13 Ритм Ритм – это повторение каких-лггибо однозначных явлении через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов в строке). Например: У Лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом…
14 Поиграем -постучим Например: Люблю /грозу /в нача/ле ма/я, Когда/ весен/нии пер/вый гром/, Как бы /резвая/ся и /игра/я, Грохо/чет в не/бе го/лубом/.
15 Или так… Например: Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крута. То как зверь она завоет, То заплачет, как дита. А.С. Пушкин
16 Буря/ мглою/ небо /кроет/, Вихри/ снежны/е кру/та. То как/ зверь о/на за/воет, То за/плачет/, как дита/. А.С. Пушкин
17 Ритм Ритм создаёт определённое настроение, окрашивает стихотворение единым тоном.
18 Ритм подчёркивает характер героинь. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась – и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого...
19 Ритм подчёркивает характер героинь. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами. И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь...
20 Рифмовки-чистоговорки. Можно прямо на ходу придумывать рифмовки-чистоговорки. Они помогают почувствовать ритм стиха. - Ча-ча-ча, мы были у… - Жа-жа-жа, нашли в лесу … - От-от-от, мурлычет рыжий… - Иб-ггиб-ггиб, в лесочке вырос…
21 Шедевры Незнайки Знайка шёл гулять на речку, Перепрыгнул через овечку. Торопыжка был голодный, Проглотил утюг холодный. В чём их недостаток?
22 Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли. Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык. Беседа, позови, припев, победа, доев, Китай, о любви, покатай.
23 Поэт Никифор Ляпис Прггиблизительно так сочинял стихи поэт Никифор Ляпис, герой книги И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев». Служил Гаврила почтальоном, Гаврила письма разносил. Гаврила ждал в засаде зайца, Гаврила зайца подстрелил. Пешком ходил он по деревне, Сидеть на лавочке любил.
24 А теперь поиграем. Я называю первую строчку, а вы сочиняете вторую. (Репортер, дворник, инженер, учитель, депутат, акробат). Какие слова не подходят и почему? Служил Гаврила педагогом...
26 Продолжи фразы: Урок привлёк меня тем, что… Мне больше всего удалось… Это необходимо мне… Мне было интересно познакомиться с…
27 Домашнее задание 1) Прочитать текст на стр.94 – 95, подготовиться к беседе по вопросам. 2) Творческое задание: дано буриме (рифмованные концы): небес, лес, дожди, подожди, сочинить по ним «стишки». 3) Рифма посложнее: в зоопарке-делом- жарко-мелом.
28 АБАБ
29 Найди рифмующееся слово.
30 Подбери рифму к слову.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.