Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Глушановская
1 Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «ВСЁ РАВНО ОСТАЛСЯ Я ПОЭТОМ ЗОЛОТОЙ БРЕВЕНЧАТОЙ ИЗБЫ…»
2 Цель Показать, что в стихах художественный образ Дома изображается в развитии.
3 «Гой ты, Русь, моя родная!» В первой строфе рождается удивительный образ крестьянской избы – «хаты – в ризах образа». Метафора «хаты – образа» соседствует с цветовым образом «только синь сосёт глаза». Цветопись у Есенина символична, синий и голубой цвета в ранней лирике поэта означают небесный, горний, возвышенный. «Синее что-то» Есенин слышал даже в слове «Россия». Выходит, что крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое, проявление божественного на земле. Дом – это воплощение любви.
4 «Гой ты, Русь, моя родная!» Итак, библейские, звуковые образы, светопись и даже тонко подобранное древнерусское слово «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времен, единство человека и природы. Такая глубина в 20 строках юношеского стихотворения! Исследователи говорят, что у Есенина практически не было ученического периода – он сразу заявил о себе как о большом самобытном поэте. Образ крестьянской избы в ранней лирике Есенина – это олицетворение Родины, природы, исторических традиций народа.
5 Образ избы наравне с березкой и месяцем кочует из одного стихотворения в другое. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины… Где ты, где ты, отчий дом, Гревший спину под бугром?.. Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь…
6 А в двадцатые годы резко изменится настроение стихов, и на смену романтическому образу избы придет жуткий образ «скелетов домов». Все настойчивее в 20-ые годы звучит мотив возвращения в родной дом. («Русь Советская», «Русь уходящая»). В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнает родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин», «точь-в-точь как в городе». Город надвигается на деревню, душит ее «каменными руками шоссе».
7 Есенин раньше всех почувствовал гибель деревни. И хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо Библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признается: Но отчего-то все-таки с поклоном Сажусь на деревянную скамью. А в другом стихотворении «Спит ковыль, равнина дорогая…» поэт бунтует против новой жизни: Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
8 Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни Есенин был дома пять раз. В это время он пишет стихи-послания деду, сестре, три стихотворения посвящает поэт матери, Татьяне Федоровне. С. Есенин и Татьяна Федоровна Есенина
9 «Письмо матери» Подобно нимбу, струится сияние над избушкой (ибо это не просто избушка, а отчий дом), над простой женщиной в «старомодном ветхом шушуне» (ибо она Мать, ангел- хранитель). Нам показалось, что стихотворение и картина К.Петрова- Водкина, современника Есенина, очень созвучны. И поэт, и художник воспевают материнскую любовь. Обе женщины связаны с избой. Те же бревенчатые стены, дощатый стол, кринка с молоком. Но в простоте таится поэзия жизни.
10 Обратите внимание на киот – место для икон. Киот разорен. И у Есенина: И молиться не учи, не надо… Но богородица не покинула дом; у художника, как и у поэта, она обрела облик женщины- матери, разница только в том, что на картине – молодая мать. К.С. Петров-Водкин. Мать.
11 Тот же, что и в стихотворении, синий свет струится через окно в горницу. Окно занимает важное место в композиции картины, оно как бы связывает маленький уютный мир дома с огромным миром. Как будто художник хочет сказать, что только мать своей всепрощающей любовью спасет мир, погрязший в бесконечных войнах, вражде. Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение святой материнской любви.
12 «Отговорила роща золотая» Поэту скоро 30, да к тому же, как и все поэты, Есенин пророчески предвидел скорую гибель. И вот он подводит итоги. Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать: Облетает моя голова, Куст волос золотых вянет…
13 Дом – весь мир, земная жизнь, вечная природа. «Не обгорят рябиновые кисти», и трава зазеленеет, и журавли вернутся. Природа вселяет оптимизм в поэта.
14 Вывод Дом в лирике Сергея Есенина – это олицетворение Родины, природы; семейного очага, согретого материнской любовью; дом – это историческая память, духовная колыбель.
15 Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, Песенное слово: Поэт. Мастерство С. Есенина/Бельская Л.Л. – М.: Просвещение, С.А. Есенин. Художественный образ и действительность/Шетракова С.Н. – Рязань: Издательство «Поверенный», 2004.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.