Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Кремер
1 Михаил Юрьевич Лермонтов ( ) Элегия «Дума»
2 Что характерно для эпохи Лермонтова? было подавление свободомыслия; было время тяжелейшей политической реакции; утверждения нового цензурного устава; расправы с освободительным движением в Европе
3 История создания. Стихотворение написано в 1838 году. В жизни своей и своего поколения Лермонтов не видел ничего великого - ни подвигов, ни активной гражданской доблести, ни самопожертвования ради других людей или Отчизны. Он винил в этом и общество, и себя, и поколение, и весь миропорядок. Об этом и написана «Дума». Трусость выдвигается причиной рабства, рабство – следствием бездействия.
4 «Ужасная эпитафия всему молодому поколению» Шевырев С.П.
5 «Дума» Печально я гляжу на ваше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно. Богаты мы, едва из колыбели, Ошибками отцов и поздних их умом, И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели, Как пир на празднике чужом. К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию – презренные рабы. Так тощий плод, до времени созрелый, Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, Висит между цветов, пришлец осиротелый, И час их красоты – его паденья час! Мы иссушили ум наукою бесплодной, Тая завистливо от ближних и друзей Надежды лучшие и голос благородный Неверием осмеянных страстей. Едва касались мы до чаши наслажденья, Но юных сил мы тем не сберегли; Из каждой радости, боятся пресыщенья, Мы лучший сок навеки изрекли. Мечты поэзии, создания искусства Восторгом сладостным наш ум не шевелят; Мы жадно бережём в груди остаток чувства – Закрытый скупостью и бесполезный клад. И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя не злобе, не любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. И предков скучны нам роскошные забавы, Их добросовестный, ребяческий разврат; И к гробу мы спешим без счастья и без славы, Глядя насмешливо назад. Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. И прах наш, с строгостью судьи и гражданина, Потомок оскорбит презрительных стихом, Насмешкою обманутого сына Над промотавшимся отцом. Эпитеты СравненияМетафоры Синекдоха
6 Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества. Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться. Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах. Тема: бездеятельности, отказа от борьбы, пассивности молодого поколения, его приспособленчества. Идея: автора волнует бездеятельность поколения, которое ко всему равнодушно и, он считает, что нужно с этим бороться. Автор использует такие эпитеты: «постыдно равнодушны», «позорно малодушны», «презренные рабы» и метафоры: «иссушили ум», «сок навеки изрекли» для того чтобы показать своё негодование к бездеятельности, которое и вырывается наружу в этих откровенных художественных средствах.
7 Рифма: перекрёстная. Размер: двусложный, ямб. Печально я гляжу на ваше поколенье! А Печально я гляжу на ваше поколенье! А Его грядущее - иль пусто, иль темно, Б Меж тем, под бременем познанья и сомненья, А В бездействии состарится оно. Б
8 Составьте цитатную характеристику поколения. «Богаты…ошибками отцов»; «К добру и злу постыдно равнодушны»; «Перед опасностью …малодушны»; «Перед властию… рабы»; «Иссушили ум наукою бесплодной» «И ненавидим мы и любим мы случайно »
9 БОРОДИНО - Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!
10 Общая мысль – упрек поколению 30-годов Героизм и мужество участников Отечественной войны 1812 г. В смертельной схватке с врагом – и позорное малодушие поколения 30-х гг. Единодушие и сплоченность героев 1812 г. – и полная разобщенность поколения 30-х гг. Герои войны 1812 г. навсегда останутся в памяти народа – поколение 30-х гг. «потомок оскорбит презрительным стихом»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.