Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФёдор Мятлев
1 Психоанализ Зигмунд Фрейд Подготовил: студент 1 курса ФИСЭУ группа 3601 Артёменко А. И. Проверил: Лупанов В.Н.
2 Один из самых знаменитых врачей мировой истории, философ, «духовный отец» психоанализа. Сегодня психоанализ широко распространен. И он охватывает несколько областей: 1. Терапия психических заболеваний. 2. Теория о развитии человеческой личности. 3. Теории о функционировании человека в обществе. Несмотря на единую научную базу, существует много психоаналитических школ и разногласий по методике современного психоанализа.
3 История психоанализа. Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций. Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и отреагировать забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза. Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине XX века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда. В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие). Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Однако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно теряет популярность, вытесняется более новыми, модными «авторскими методиками» (психодрама и др.). Оказал существенное влияние и на формирование идей последующей сексуальной революции. Американская психологическая ассоциация одно из наиболее влиятельных объединений профессиональных психологов в мире включает в себя отделение психоанализа.
4 Структура психики I.Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование Оно. Это резервуар психической энергии, кипящий котёл влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой. II.Вторая психическая структура – сознательное Я формируется как оттиск внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования Я особую роль психоанализ придаёт идентификации. Я – посредник между внешним миром и Оно, влечением и удовлетворением. Я руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы Оно с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя. III.Третья психическая структура – Сверх-Я формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. Сверх-Я функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования Сверх-Я весь психический аппарат начинает функционировать как целое.
5 Замещение Реактивное образование Компенсация Вытеснение Отрицание Проекция Сублимация Рационализация Регрессия
6 Основные идеи психоанализа Бессознательное Предсознательное Сознательное
7 Сознание, представляющее собой более высокий уровень психической организации по сравнению с восприятием, включает осознание материала, получаемого при восприятии внутренних и внешних событий, интеграцию этого материала, а также готовность к ответу но влияния внешнего мира. Сознание отражает индивидуальный, субъективный опыт, оно непрерывно во времени (включая сон и состояния диссоциации), но изменчиво по содержанию. Оно является продуктом того, что в свое время обозначалось Фрейдом как система восприятия-сознания и рассматривалось им в качестве ядра Я. Система В-Сз функционирует таким образом, что восприятие внешних стимулов органами чувств становится основой функции проверки реальности. Следовательно, она предназначено для оценки качеств (приятное/неприятное) внутренних ощущений, инстинктивных желаний, воспоминаний, фантазий и мыслительных процессов. Фрейд сравнивал эту систему с органом чувств для восприятия психических качеств. Она может включать также некоторые формы осознания места и времени
8 Предсознательное В классическом психоанализе З. Фрейда одна из трех систем психики человека, основным отличительным признаком которой выступает наличие в ней информации и процессов, не являющихся сознательными душевными актами (например, воспоминаний, неактуализированных знаний и т. д.), но способных стать сознательными (осознанными) при совпадении определенных условий. Для предсознательного также характерно наличие в нем преимущественно «связанной» энергии и вторичных процессов. В общем предсознательное существенно отличается от бессознательного и сознания по содержанию ( в том числе возможности и мере осознанности-неосознанности), форме энергии, типу процессов, характеру и форме информации и функциям. Как система психики предсознательное обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие сознания и бессознательного.
9 Бессознательное совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. Термин «бессознательное» широко употребляется в философии, психологии и психоанализе, а также в психиатрии, психофизиологии, юридических науках, искусствоведении. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: не всё, что не относится к бессознательному осознаётся.
10 Комплексы Эдипов комплекс понятие, введенное в психоанализ Зигмундом Фрейдом, обозначающее бессознательное сексуальное влечение к родителю противоположного пола и враждебное побуждение к родителю того же пола. В общем же смысле Эдипов комплекс обозначает имманентное, соответствующее бисексуальному расположению, универсальное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю. Данное понятие является одним из ключевых в психоаналитической теории. Сексуальный комплекс это имеющие негативную эмоциональную окраску представления личности (ощущения неудовлетворённости, страха, греха), связанные с половыми отношениями, оказывающие существенное, а иногда и определяющее влияние как на половую жизнь, так и в целом на поведение. Сексуальные комплексы являются разновидностью психологических проблем, не связанных с заболеваниями. Их коррекция осуществляется с использованием методов психотерапии. Комплекс Электры явление, аналогичное по сути эдипову комплексу и проявляющееся у девочек на фаллической фазе развития. Оно заключается в неосознанном влечении девочек к собственному отцу и соперничестве с матерью за его внимание. Комплекс неполноценности совокупность психологических и эмоциональных ощущений человека, выражающихся в чувстве собственной ущербности и иррациональной вере в превосходство окружающих над собой. Комплекс неполноценности возникает вследствие разнообразных причин, таких, как: дискриминация, душевные травмы, свои собственные ошибки и неудачи, и т. п.
11 Техники Метод свободных ассоциаций психоаналитическая процедура изучения бессознательного, в процессе которого индивидуум свободно говорит обо всём, что приходит в голову, невзирая на то, насколько абсурдным или непристойным это может показаться. Один из первых проективных методов. Метод активно используется в психологии, социологии, психиатрии, социальной работе, психолингвистике. Теория сновидений Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений, писал Фрейд, есть Via Regia к познанию бессознательного, самое определённое основание психоанализа и та область, в которой всякий исследователь приобретает свою убеждённость и своё образование. Когда меня спрашивают, как можно сделаться психоаналитиком, я всегда отвечаю: с помощью изучения своих собственных сновидений» Перенос (трансфер) - это неосознанное воспроизведение пациентом во взаимоотношениях "здесь и теперь" раннего опыта отношений со значимыми людьми из своего окружения. Таким образом, на реального человека в настоящем (например психоаналитика) проецируются чувства и импульсы прошлых конфликтов. Перенос представляет собой волну из прошлого, которая захлестывает настоящее и оставляет следы, которые невозможно ни с чем спутать. Интерпретация центральный этап техники психоанализа (предшествующий этап обнаружение проблем; следующий этап их проработка). Аналитик истолковывает глубинные причины, «проливает свет осознания» на возможные истоки проблем, обнаруженных у анализанта ранее.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.