Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГеннадий Шихматов
1 СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Бочарова Ирина Алексеевна главный детский специалист-психиатр департамента здравоохранения Кировской области г. Киров
2 Суицид осознанные преднамеренные действия, направленные на добровольное лишение себя жизни и приведшие к смерти. Д.б. знания о возможности достижения смерти таким образом и ожиданием смертельного исхода в результате подобных действий.
3 Статистика В России частота суицидальных действий среди детей и подростков, в течение последних 20 лет удвоилась. Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире по уровню смертности от самоубийств среди подростков 15–19 лет. (По числу самоубийств во всех возрастных группах Россия находится на шестом месте после Литвы, Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии). В Кировской области статистика законченных суицидов среди детей до 18 лет: человек человек человек человек 10,5 месяцев 2013 – 1 4 человек человек человек 2012 – 11 человек
4 Статистика На 100 тыс. несовершеннолетних приходится 19,8 случаев суицидов. В последние годы частота суицидов 10–14-летних детей колеблется в пределах от трех до четырех случаев на 100 тыс. Среди подростков 15–19 лет 19–20 случаев, превышая средний мировой показатель по этой возрастной категории населения в 2,7 раза. В среднем в стране ежегодно кончают с собой более 200 детей и 1,5 тыс. подростков.
5 Типы суицидального поведения Демонстративное (стремление обратить на себя внимание) Аффективное (суицидальные действия совершенные под влиянием ярких эмоций) Истинное (характеризуется продуманным планом действий)
6 Мотивы суицида протест; призыв; избежание (наказания, страдания); отказ.
7 Лично-семейные конфликты несправедливое отношение (оскорбления, унижения, обвинения) со стороны родственников и окружающих; ревность; потеря значимого друга, болезнь, смерть близких; препятствия к удовлетворению ситуационной актуальной потребности; неудачная любовь; недостаток внимания, заботы со стороны окружающих; половая несостоятельность.
8 Причины суицида Психическое состояние -Острые и пролонгированные реакции (тревожные и депрессивные) на стресс -Депрессии -Другие психические расстройства Физическое состояние здоровья Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента: -опасение судебной ответственности; -боязнь иного наказания или позора; -самоосуждение за неблаговидный поступок
9 Причины суицида Конфликты в учебной сфере: -несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа; -несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей. Материально-бытовые трудности.
10 Причины суицида В случае подростков суицидальное поведение может стать подражательным. Подростки копируют образцы поведения, которые они видят вокруг себя, которые им предлагает TV, массовая литература. «Суициды опасны и заразны»
11 К группе риска по суициду относятся подростки С нарушением межличностных отношений (одиночки) Злоупотребляющие алкоголем или наркотиками С затяжным депрессивным состоянием Сверхкритичные к себе подростки страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат, от хронических или смертельных болезней Страдающие от болезней или покинутые окружением Из социально-неблагополучных семей – уход из семьи или развод родителей Из семей, в которых были случаи суицидов
12 Особенности суицидального поведения подростков Недостаточно адекватную оценку ими последствий своих суицидальных действий из-за отсутствия четкого представления о том, что такое смерть, и предвидения смертельного исхода. Отсутствие в этом возрасте четких различий между истинными суицидальными намерениями и демонстративно-шантажными действиями. Несоответствие между внешним поводом и реакцией на него, т.е. «незначительность», «мимолетность», «несерьезность», с точки зрения взрослых, мотивов суицидальных попыток - отсюда «неожиданность» факта. Опосредующее влияние неблагоприятной, психотравмирующей, микросоциальной среды (семьи, школы, ближайшего окружения сверстников), а не степень выраженности тех или иных психопатологических нарушений. Наличие взаимосвязи самоубийств и суицидальных попыток с некоторыми проявлениями отклоняющегося от нормы поведения: побегами из дома, интерната, прогулами уроков, ранним курением, случаями алкоголизации, наркотизации, конфликтными отношениями с родителями, мелкими правонарушениями и др.
13 Данные исследования суицидального поведения у подростков 26% случаев - болезненные состояния (психозы 10%, пограничные состояния 15%, соматические заболевания 1%), 12% трудная семейная ситуация, 18% сложная романтическая ситуация, 15% нездоровые отношения со сверстниками, особенно в неформальных группах, 8% нездоровые отношения со взрослыми, в том числе с учителями (дидактогении), 7% боязнь ответственности и стыд за совершенное правонарушение, 5% пьянство и употребление наркотиков, 9% прочие, в том числе и невыясненные, причины.
14 В 90% случаев суициды в подростковом возрасте это «крик о помощи» и лишь в 10% случаев истинное желание покончить с собой. Частота завершенных попыток по сравнению с покушениями соотносится как 1:50.
15 Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления (едва уловимые намеки; угрозы). 3/4 тех, кто совершает самоубийства, посещают врачей, психологов, педагогов, работников социальных служб, до этого по какому-либо поводу в течение ближайших недель и месяцев. Они ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Очень часто специалисты и семья не слышат их.
16 Динамика развития суицидального поведения 1 стадия – стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Формируются суицидальные мысли. Характеризуется снижением адаптационных способностей Не возникает внезапно и непредсказуемо, а является последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации
17 Динамика развития суицидального поведения 2 стадия – суицидальные замыслы (активная форма проявления желания покончить с собой) 3 стадия – суицидальные намерения и собственно суицидальная попытка (присоединение волевого решения, ведущего к внешнему поведению, к поступку)
18 Постсуицидальный период актуальность конфликта; степень фиксированности суицидальных тенденций; особенности отношения к совершенной попытке
19 Постсуицидальный период Критический Манипулятивный Аналитический Суицидально-фиксированный
20 Профилактика 1. Первичная -информирование педагогов, родителей о признаках депрессии и суицидального поведения у подростков -активное выявление детей и подростков с поведением, угрожаемым по суициду 2. Вторичная Не допустить смертельного исхода. 3. Третичная Сопровождение подростка в соответствии с видом постсуицидального периода.
21 1. Установить контакт (постоянное сопровождение). 2. Оценить риск совершения суицида. При необходимости обратиться к специалистам. 3. Слушать суицидента. 4. Заключить контракт. 5. Искать ресурсы в окружающем социуме. 6. Менять отношение к ситуации, которая вызвала суицидальную настроенность. 7. Снизить степень сопровождения суицидента до минимума.
22 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ
23 Сопровождение подростка с суицидальным поведением Оцените степень риска самоубийства. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Обратитесь за помощью к специалистам. Важность сохранения заботы и поддержки.
24 Сопровождение подростка с суицидальным поведением Подбирайте ключи к разгадке суицида. Примите суицидента как личность. Установите заботливые взаимоотношения. Будьте внимательным слушателем. Не спорьте. Задавайте вопросы. Не предлагайте неоправданных утешений. Предложите конструктивные подходы. Вселяйте надежду.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.