Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭдуард Аммосов
1 Организация исследовательской деятельности учащихся Александр Владимирович Леонтович к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи (ДНТТМ) Московского городского Дворца детского(юношеского) творчества, научный руководитель Лицея 1553 «Лицей на Донской»
2 Проектные и исследовательские методики в сфере дополнительного образования детей
3 Цели разных видов образования Общее Формирование среднестатистического члена общества Дополнительное Развитие индивидуальных склонностей и способностей каждого Профессиональное Получение профессиональных навыков
4 Способы организации учебной деятельности Учебный материал Репродуктивный способ Продуктивный, творческий способ у с в о е н и е Метод проектов Классно-урочная система
5 Содержательное наполнение метода проектов Метод проектов Освоение техники построения деятельности методом проектов Реализация содержания образования с использованием метода проектов Формальные навыки выделения проблемы, формулировки целей и задач, реализации проектного цикла Восприятие культурных норм, ценностей и традиций через реализацию учебных задач
6 Особенности дополнительного образования Возможность разработки образовательных программ для отдельных контингентов учащихся и условий образования Возможность применения индивидуальных форм работы
7 Основные различения проектирования и исследования в образовании
8 Соотношение проектирования и проектного метода организации исследования П р о е к т и р о в а н и е И с с л е д о в а н и е Главная цель – уяснение сущности явления, истина Главная цель – реализация проектного замысла Средство: проектирование Средство: исследование
9 Уровни проектирования Ученический исследовательский проект Констатация факта, подтверждение гипотезы Проектирование учебной деятельности ученика (учительский проект) Достижение образовательного результата Проект развития учреждения на основе исследовательской деятельности учащихся Создание «лица» учреждения, развитие коллектива
10 Фильм об учебном исследовании
11 Модель реализации исследовательской деятельности учащихся Теоретические источники Основные понятия Содержание Средства и формы реализации Результат
12 Источники концепции исследовательской деятельности учащихся Л.С.Выготский: понятие зоны ближайшего развития и культурно-историческая теория С.Т.Шацкий: представления о развивающей образовательной среде В.В.Давыдов: понятие о теоретическом мышлении И.Я.Лернер: концепция проблемного обучения Н.Г.Алексеев: теория рефлексивного мышления М.Г.Ярошевский: теория научных школ В.И.Вернадский: мысль как планетарное явление
13 Современные разработчики В.И.Слободчиков: представления о субъ-ектной позиции и со-бытийной общности; А.Н.Поддъяков: концепция исследовательского поведения А.И.Савенков: концепция исследовательского обучения А.С.Обухов: исследовательская позиция личности А.В.Леонтович: модель реализации исследовательской деятельности Л.Ю.Ляшко: молодежное движение
14 Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования): Изучение теоретического материала Освоение методики исследования Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования Сбор собственного экспериментального материала Обработка материала Обобщение, анализ, выводы Представление исследовательской работы Формулировка рабочей гипотезы
15 Учебное исследование - образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности. Выделение в учебном материале проблемных точек; Развитие навыка формирования или выделения нескольких версий, гипотез; Развитие навыка работы с разными версиями на основе анализа свидетельств или первоисточников; Работа с первоисточниками, «свидетельствами» при разработке версий; Развитие навыков анализа и принятия на основе анализа одной версии в качестве истинной.
16 Исследовательское поведение – одна из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленная на его познание, сущностную характеристику деятельности человека (А.Н.Поддьяков)
17 Исследовательские способности – особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления исследовательской деятельности (А.И.Савенков)
18 Исследовательский проект Исследование – процесс открытия или создания новых знаний о мире, в котором мы живем. Исследовательские задачи решаются с помощью научного метода. Предполагают получение в процессе экспериментирования количественных данных, которые потом можно проанализировать и практически применить. Этапы: выбор конкретного объекта, определение проблемы; изучение литературы (background) выработка гипотезы (предположения) разработка эксперимента сравнение гипотезы с результатами эксперимента формулировка выводов, основанных на экспериментальных данных подготовка доклада и презентации обсуждение результатов с профессиональными учеными постановка новых задач, которые могут появиться в результате дискуссии
19 Не во всех областях научный метод является лучшим для решения проблем. В них существуют свои пути и методы. Например - инженерные проекты (Engineering projects).
20 Инженерный проект Инженеры создают прежде несуществовавшие вещи, ставят конструкторские цели, проектируют процесс, оценивают результат. Этапы: определение необходимости «Как я могу сделать это лучше?» определение критериев результативности предварительные исследования и поиск литературы: что по этой проблеме сделано, какие продукты уже существуют, в чем их преимущества и недостатки? Разработка предварительного плана и необходимых ресурсов, определение стоимости, необходимых требований реализации Реализация и оценка реального прототипа вашей первоначальной идеи. Оценка реальности, пригодности, применимости Корректировка, в случае необходимости. Окончательная проверка Презентация результатов
21 Содержание исследовательской деятельности Знания, позволяющие ориентироваться в информационных потоках Опыт проведения предметной исследовательской деятельности Практика выстраивания личностного отношения к деятельности и ее результатам Способность строить эффективные коммуникации для достижения целей
22 Образовательный результат Формальный: Выполненное исследование (работа, проект, вывод) Неформальный: Становление исследовательской позиции учащихся, развитие исследовательских способностей
23 Этапы проектирования ученических исследований
24 Функции исследовательской деятельности на разных ступенях в дошкольном образовании и начальной школе – сохранение и развитие исследовательского поведения учащихся как средства развития способностей и навыков к учебной деятельности; в основной школе – развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности; в старшей школе – развитие исследовательской компетентности и пред профессиональных навыков как основы профильного обучения;
25 Направленности, в рамках которых реализуется исследовательская деятельность Естественнонаучная Эколого-биологическая Культурологическая Туристско-краеведческая Социально-педагогическая Художественно-эстетическая
26 Как включить исследовательскую деятельность учащихся в программу работы учреждения?
27 Формы организации исследовательской деятельности учащихся 1. Элементы исследования в рамках учебных предметов 2. Предметы в рамках базисного компонента 3. Элективные курсы – школьный компонент 4. Группы дополнительного образования 5. Экскурсия 6. Общешкольный исследовательский проект 7. Поход или экспедиция 8. Профильная смена или выездная школа 9. Конференция или конкурс 10. Клуб или молодежное объединение
28 Фильмы о формах организации исследовательской деятельности учащихся Международная исследовательская школа Исследовательская экспедиция – Белое море Исследовательская экспедиция Научно-практическая конференция – EXPO SCIENCEНаучно-практическая конференция – EXPO SCIENCE Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского Всероссийские юношеские чтения им. В.И.Вернадского
29 Признаки исследовательской образовательной программы Наличие исследовательских целей и задач в учебных заданиях Освоение и применение исследовательских методик Представление результатов выполнения учебных заданий по структуре исследования
30 Практическое занятие по типологии творческих работ учащихся
31 Основные типы творческих работ учащихся, организуемых проектным методом Реферативные Сбор и представление информации по избранной теме Экспериментальные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Проектные Достижение и описание заранее спланированного результата Описательные Фиксация результата сбора данных по определенной методике Исследовательские Выводы о характере исследования явления на основе собранных и обработанных данных
32 Принципы распространения проектно-исследовательской технологии в образовательной системе
33 Структура системы развития исследовательской деятельности учащихся Группа по разработке теории ИДУ Банк методик ИДУ Журнал «Исследовательская работа школьников Интернет- портал Курсы повышения квалификации руководителей Городская экспериментальная площадка Конференции и конкурсы, игры Экспедиции, профильные смены образовательные учреждения массовая образовательная практика
34 Система мероприятий ДНТТМ Исследовательские конференции и конкурсы (чтения им. В.И.Вернадского, «Поиск» и др.); Проектно-исследовательские игры (тематические, геокешинг и др.); Научно-методические семинары и конференции для педагогов; Программа «Гражданское образование молодежи»; Интеллектуальные турниры и олимпиады.
36 Подписка на новости исследовательской деятельности учащихся
37 Портал исследовательской деятельности учащихся
38 Сайт Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, номинация «Лучшая исследовательская работа школьников»
39 Благодарю за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.