Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПолина Воротинцева
1 Дом – жилище человека МОУ Маныч-Балабинская ООШ
2 Цели и задачи: Цель: рассмотреть жилище как предмет творчества и жизненную необходимость. Задачи: - проследить историю развития жилища, дать характеристику видов жилища у разных народов ; - изучить традиции создания крестьянского дома, - выявить особенности интерьера избы.
3 Первобытные люди
4 Древний Рим
5 Россия Русская изба
6 Русская изба. Общая характеристика Крестьянский дом в массовом сознании ассоциировался со словом изба. Причём в это слово вкладывалось несколько значений: во-первых, изба – это крестьянский дом вообще, со всеми надворными постройками, хозяйственными помещениями; во-вторых, это лишь жилая часть дома; в-третьих, только отапливаемое русской духовой печью помещение.
7 Слово «изба» и его варианты: ыстьба, истьба, истра, истобъка, истопка, и степка – были известны ещё в Древней Руси для обозначения жилого помещения. Принято считать, что они происходят от глагола «истопить».
8 Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу – обеспечить крышу над головой для себя и для своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью, покоем.
9 Выбор дерева для постройки избы Лучшими породами дерева для построек считались сосна и ель, но сосне всегда отдавалось предпочтение.
10 Лиственница и дуб ценились за прочность древесины, но они были тяжелы и трудны в обработке. Их применяли только в нижних венцах срубов, для устройства погребов. Другие породы деревьев, особенно лиственные (берёза, ольха, осина) применялись в строительстве хозяйственных зданий.
11 Выбор места будущего дома Часто Боги говорили с людьми через свои священные изображения, в том числе указывали место, где можно возвести дом или деревню. Подобные обычаи выяснения божественной воли встречались не только у славян, да и традициям отнюдь не пересеклась после принятия христианства.
12 Собираясь закладывать новую деревню, уже в христианские времена, славяне нередко запрягали в сани молодого «неезженого» жеребца и, усердно помолясь, отправлялись в лес. Там в сани грузили 1-ое подходящее строевое дерево, после чего жеребцу позволяли идти, куда он пожелает. Где он остановиться, там можно селиться.
13 Выбор инструмента Избу срубить – дело непростое, тут нужны уменье и сноровка. Главным инструментом в таком строительстве был обычный топор, бывало всю избу от «подклети» до конька наверху делали без единого гвоздя.
14 Кладка бревна Жилая изба IX-XI веков в городе Ладога – обычно это была квадратная постройка со стороной 4-5 м. Иногда сруб возводили на месте будущего дома, иногда же сначала собирали в лесу, а затем, разобрав, перевозили на место строительства и складывали уже заново.
15 Чтобы бревна плотней прилегали друг к другу, в одном из них делали продольное углубление, куда входил выпуклый бок другого. Современные строители предпочитают делать углубление в верхнем бревне, чтобы меньше впитывалась влага, и дом не подгнивал. Древние мастера делали углубление в нижнем бревне
16 Дом как Мироздание Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек стоят потемневшие от времени величавые избы. Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом. В. Федотов
17 Крыша и верхняя часть дома связывались в народных представлениях с небом, клеть (крытый прямоугольный деревянный сруб с окнами, дверью, полом) – с землёй, а подклеть (подполье) – с подземным миром. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.
18 Примером такого отражения большого мира Вселенной в малом Мире повседневного быта может служить украшение наружной части дома.
19 Конь - охлупень Лобовая доска Причелина Фронтон
20 Крышу дома венчает горделивый конь-охлупень. Конь с широким размахом крыльев-крыши словно парит над землёй как птица, которая заботливо накрыла большими крыльями дом-гнездо, где обитают люди. Кажется, что конь-птица охраняет домашний очаг. Конь в поэтических представлениях народа был олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу.
21 Доски-полотенца, а также доски-причелины, спускающиеся по краю крыши, украшают спереди фронтон избы. Резные круглые розетки и полу розетки – это символическое изображение солнца. Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники, а также ряды небольших отверстий были символами земли.
22 Дом смотрел на мир окнами-очами. Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так торжественно- наряден был декор окон. Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа.
23 солнце конёк лев русалки
24 Внутренний мир русской избы Всё здесь, кроме печи, деревянное: потолок, гладко обтёсанные стены, пристроенные к ним лавки, протянувшиеся вдоль стен, полати, обеденный стол, стоящий у окна, нехитрая домашняя утварь. Некрашеное дерево излучает мягкий приглушённо- золотистый цвет.
25 «Чудо» крестьянской избы Изба без печи - не изба. С печью, занимающей едва ли половину дома, связан весь быт русского крестьянина - от рождения до смерти. Печь была основой жизни, главном оберегом семьи, семейным очагом. Печь кормила, спасала от холода, избавляла от хвори. А сколько сказок было рассказано детям на печи! Недаром говорится: «Печь краса – в доме чудеса!»
26 Интерьер избы Интерьер избы отличался простотой и целесообразным размещением включённых в него предметов. Сравнительно небольшое пространство избы, около кв.м, было организовано таким образом, что в нём с большим или меньшим удобством располагалась довольно большая семья в семь-восемь человек. Это достигалось благодаря тому, что каждый член семьи знал своё место в общем пространстве.
27 Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы крестьянского дома. Красный угол обращён был к юго-востоку. Он принимал первые лучи солнца и как бы олицетворял собой зарю. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.
28 Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Иконы были прикрыты божником- узким длинным полотенцем из холста, украшенное на концах вышивкой, тканым орнаментом или лентами и кружевом( лики святых не прикрывали). Иконы
29 В переднем углу устанавливался стол, который назывался большим. К большому столу вдоль стены приставляли ещё один стол, который назывался прямым. Вдоль стен избы стояли лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась большая лавка. В красном углу, на большой лавке за столом сидел хозяин дома.стол
30 Значительное место в избе занимал деревянный ткацкий станок – кросно. Его отдельные детали нередко украшались круглыми розетками – знаками солнца, а также скульптурными изображениями коней.
31 Для новорождённого подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Мягко покачиваясь, она убаюкивала младенца под напевную песнь крестьянки. Висячее положение колыбели обуславливалось не только соображениями удобства, но и наполнялось мифологическим содержанием.
32 По полу тянулись радужные домотканые половики, или дорожки. Половики и впрямь напоминали дорогу, стелющуюся по земле.
33 Во многих северных деревнях, а также в Сибири, на Урале, на Алтае сохранились дома с расписными интерьерами. Диковинные кусты расцвели в простенках между окон, а на потолке венок из цветов и травинок смотрится как солнце. Потолок нередко расписывали небесной символикой: он был подобен небесному своду.
34 Список используемой литературы 1. Большая энциклопедия России «Культура и традиции России». СD-rom. 2.Н. А. Горяева, О. В. Островская. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, М.В. Короткова, «Путешествие в историю русского быта». Москва, 2002 год. 4. Русская изба: Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-СПБ, Сайт «Русская изба». 6. Сайт «Этнолог». 7.М.Семенова «Мы - Славяне», Санкт-Петербург, «Азбука», 1998 год.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.