Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемИлья Мезенцов
2 Самая последняя в XVIII веке и самая грандиозная в послепетровской истории царской России попытка российского императорского дома осчастливить Москву собственным «Царским Селом» – летней императорской резиденцией (отсюда название – Царицыно Село, Царицыно). Крупнейший в России архитектурный замысел XVIII века в «псевдоготическом» стиле, оригинально сплетающем художественные формы Древней Руси, западноевропейского средневековья и классицизма эпохи Просвещения. Единственно сохранившийся шедевр гениального зодчего XVIII века Василия Ивановича Баженова. Выдающееся творение другого великого московского зодчего XVIII века – Матвея Федоровича Казакова. Замечательный пейзажный («английский») парк конца XVIII - середины XIX веков с павильонами в стиле «ампир». Один из крупных комплексов славянской археологии с многочисленными курганами древних вятичей.
3 По поручению царицы Екатерины Второй архитектор Василий Иванович Баженов в 1775 году приступил к созданию в подмосковном селе Чёрная грязь, переименованном позднее в Царицыно, загородной царской дворцово- парковой резиденции. Архитектор создал вариант ансамбля, где европейские приёмы сочетаются с традициями полихромной архитектуры России 17 века. Летом 1785 года Екатерина Вторая осмотрела почти завершенный ансамбль и выразила архитектору своё неудовольствие. В. И. Баженов был отстранён от работ, дворец разобран, и в 1787 году вновь начал строиться по проекту М. Ф. Казакова. В 1803 году архитектор И. В. Еготов построил несколько сооружений в стиле классицизма.
4 Имя Василия Ивановича Баженова, русского архитектора второй половины XVIII в., известно всему миру. Сознательный творческий путь Баженова начался на стыке двух художественных эпох барокко и классицизма, что особым образом отразилось в его произведениях. Все его творчество пронизано просветительскими идеями, которыми жила передовая Европа того времени. Крупнейший градостроитель эпохи, Баженов в каждом своем произведении решал задачи органической связи отдельного сооружения или ансамбля с окружающей средой. Пример этого дворцово- парковый ансамбль Царицыно ( ): царская усадьба осталась недостроенной. Но те сооружения ансамбля, которые дошли до наших дней, поражают гармонией уравновешенности пропорций, сочностью скульптурной пластики, раскрывающими богатую фантазию и оригинальность мышления автора.
5 Екатерина II Алексеевна( )- российская императрица ,по происхождению немецкая принцесса София Августа Ангальт-Цербстская. Стала императрицей в результате дворцового переворота, который совершила гвардия, Свергнув с престола её мужа Петра III. Оформила сословные привилегии дворян. Была создана комиссия для составления Уложения (1767).Усиление крепостного гнёта Вызвало крестьянскую войну Пугачёва. Проведена губернская реформа и новая организация городского населения (Жалованные грамоты дворянству и городам 1785). При Екатерине велись успешные войны с Турцией, Швецией, проведены разделы Польши, по которым украинские и белорусские земли отошли к России. К Российской империи был присоединён Крым, принята под покровительство Грузия.
6 1. Большой дворец 2. Кухонный корпус 3. Малый дворец 4. Оперный дом 5. Фигурные ворота 6. Церковь Пресвятой Богородицы Живоносный Источник 7. Первый Кавалерский корпус 8. Второй Кавалерский корпус 9. Третий Кавалерский корпус 10. Фигурный мост 11. Большой мост через овраг 12. Галерея-ограда с воротами 13. Беседка Храм Цереры 14. Павильон Миловида 15. Башня-руина 16. Арка на острове 17. Павильон Нерастанкино 18. Большой и Малый гротесковые мосты 19. Оранжерейный мост 20. Пейзажный парк
7 Большой Дворец ( ), построен арх. М.Ф. Казаковым на месте разобранного Главного корпуса. Существовало несколько вариантов проекта Большого дворца, из которых осуществлен был второй, более упрощенный и уменьшенный вариант постройки. Строительство велось главным образом помощниками архитектора. Предполагавшаяся площадь постройки – около 8000 кв.м.
8 Малый (Полуциркульный) дворец ( , арх. В.И. Баженов) - один из трех дворцов, предназначенных зодчим для пребывания Екатерины II. Расположен на Березовой перспективе напротив Большого дворца. Площадь постройки - ок. 200 кв.м. В плане имеет форму полукруга. В 1804 Малый дворец передали под кофейню, которую содержал француз Лекеню. Затем, на протяжении более ста лет здание оставалось заброшенным. К середине ХХ века от дворца остались частично обвалившиеся наружные стены. Малый дворец был восстановлен в , а затем музеефицирован. В настоящее время открыт для посетителей, является местом проведения камерных музейных выставок.
9 Хлебный дом (Кухни, Кухонный корпус) ( , арх. В.И. Баженов). Одна из самых значительных и крупных построек Царицына. Расположен у Оранжерейного моста на границе пейзажного парка и архитектурного ансамбля. Площадь здания - ок м. кв. К лету 1785 корпус был возведен.
10 А.Н. Голицын. Гуляющие в парке у Среднего дворца Б., кар., акв. ГИМ Оперный дом ( , архитектор В.И. Баженов) - "средний" из дворцов Екатерины II. Первоначально назывался также "дворец, что на луговине, сбоку саду", что указывало на расположение постройки в ансамбле. Нарядный, имеющий богатый белокаменный декор Оперный дом, вероятнее всего, был задуман как место проведения придворных праздников и церемоний.
11 Фигурные ворота (Виноградные) ( ), арх. В.И. Баженов. Находятся рядом с Оперным домом в конце аллеи (б. Березовой перспективы), ведущей из архитектурного ансамбля в парк. Это одно из самых удивительных и самых замечательных сооружений в Царицыне. Иногда их называют Виноградными - по белокаменной грозди винограда, "гирькой" свисающей в проеме арки. В декоративном убранстве этого сооружения множество различных архитектурных тем и приемов. Ворота стали своеобразной эмблемой царицынского ансамбля.
12 Церковь во имя Иконы Божьей Матери Живоносный Источник в Царицыно основана в период владения Черной Грязью боярами Голицыными ( ). В 1722 деревянная церковь голицинского периода заменяется на каменную с деревянным восьмериком. На месте этого здания в была построена ныне существующая церковь. В церковь была закрыта и использовалась под хозяйственные нужды, церковные реликвии и иконы были разграблены, некоторые оказались в музейных собраниях Москвы. В церковь отреставрирована, в 1990 освящена. В настоящее время храм является действующим и принадлежит Русской Православной Церкви.
13 Первый Кавалерский корпус - условное название одного из трех служебных зданий - так называемых кавалерских корпусов. Был построен в В.И. Баженовым. Расположен между Вторым Кавалерским корпусом и Хлебным домом.
14 Второй Кавалерский корпус (Восьмигранник) - был построен в В.И. Баженовым. Расположен между Первым и Третьим Кавалерскими корпусами. Гармоничный восьмигранный объем Второго Кавалерского корпуса, классического по своей цельности и лаконичности, дал ему другое название - "Восьмигранник". Позже появляется и третье название - "Лакейский дом".
15 Третий Кавалерский корпус - условное название одного из трех служебных корпусов, который был выстроен в В.И. Баженовым. Краснокирпичный с резным белокаменным декором дворец расположен между Фигурным мостом и церковью.
16 Фигурный мост ( ), арх. В.И. Баженов. Располагается между Третьим Кавалерским корпусом и церковью, с одной стороны, и Малым дворцом, с другой. Соединяет два отрезка бывшей Березовой перспективы, идущей от Большого моста через овраг к Малому дворцу и Оперному дому. Относится к типу моста виадука.
17 Большой мост через овраг (1778, ), сооружен архитектором В.И. Баженовым, за исключением парапета, который Баженов не успел построить. Парапет был сделан в 1808 из кирпича двух разобранных по ветхости "домиков". Мост через овраг находится между Третьим Кавалерским корпусом и церковью. При постройке грунт был укреплен деревянными сваями, на которые опирался мост.
18 Построена в В.И. Баженовым. Расположена между Большим дворцом и Хлебным домом. Фантастический оригинальный силуэт арки контрастирует со спокойными ритмами фасадов Хлебного дома и Большого дворца.
19 "Храм Цереры" ("Золотой сноп") - беседка, построена в 1805 архитектором И.В. Еготовым. Принадлежит к широко распространенному во второй половине XVIII - первой трети XIX в. типу садовых построек.. Свое название получила в честь древнеримской богини плодородия, статуя которой украшала беседку. Стоит у границы парка на вершине возвышающегося за долиной "Галереи Нерастанкиной" холма. Играет роль последнего яркого архитектурного акцента в береговой панораме пейзажного парка.
20 Павильон "Миловида" или "Миловидова галерея" (нач. XIX в.), построен, вероятнее всего, по проекту архитектора И.В. Еготова. Расположен на Глухом проспекте (Несторовой аллее) у соединения ее с Утренней дорожкой. Один из самых знаменитых павильонов царицынского парка, откуда открывается великолепная видовая перспектива на Верхнецарицынский пруд и запрудные дали.
21 Башня-руина - одна из романтических построек парка. Сооружена из "дикого камня" в по проекту И.В. Еготова. Воспроизводит в миниатюре угловую башню замка и части полуразрушенной крепостной стены. Расположена возле Утренней дорожки на повороте "Несторовой аллеи" (Глухого проспекта) к Большому проспекту и издалека привлекает к себе внимание.
22 Сооружена в 1804 на острове Верхнецарицынского пруда после его углубления. Автор проекта - И.В.Еготов (?). Позднее получила поэтическое название - "Русалкины ворота". Представляла собой башенку - бельведер с примыкавшей к ней легкой аркой, которая была перекинута через протоку, разделившую остров на две части. Из-под арки открывался великолепный вид на павильон "Нерастанкино".
23 Большой и Малый гротесковые мосты построены по проекту архитектора И.В. Еготова в Расположены на "сухом" овраге между "Нерастанкино" и "Храмом Цереры". Входили в группу романтических гротесковых сооружений парка, большая часть которых не сохранилась (один из гротесковых мостов, павильон "Палаты дружины" и др.).
24 Мост "Оранжерейная плотина" или Оранжерейный мост - возведен в начале XIX века, возможно, по проекту И.В.Еготова, из красного кирпича с белокаменным декором, несколько напоминающим постройки Баженова. Стоит вблизи Хлебного дома на овраге, соединяя территорию, на которой стояли царицынские оранжереи и основную часть ансамбля.
26 По замыслу архитектора В.И. Баженова, отраженному на Генеральном плане села Царицына, в центре ансамбля располагался «Главный корпус дворца Её Императорского величества и всей императорской фамилии», представляющий собой два симметричных и одинаковых по объему дворца: для императрицы (ближе к берегу пруда) и для наследника Павла Петровича (ближе к Кухонному корпусу), объединенных в единый комплекс Генеральный план села Царицына
27 Центральная группа зданий в ансамбле Баженова была разобрана при переделке ансамбля и строительстве на этом месте Большого дворца М.Ф. Казакова. Благодаря осуществленной электронной реконструкции царицынского ансамбля Баженова мы имеем возможность представить, как выглядело ядро царицынского ансамбля Баженова. Электронная реконструкция царицынского ансамбля В.И. Баженова.
28 Гораздо более скромная постройка, Камер- юнфарский корпус, расположенный по соседству с дворцами императрицы и предназначенный, как следует из названия для камер-фрейлин, был уничтожен в 1795 году. Фасад Камер-юнфарского корпуса
29 Два миниатюрных павильона-беседки, Шестиугольный и Крестообразный корпуса, расположенные Баженовым на выступе берега между Фигурным мостом и Третьим Кавалерским корпусом, были разобраны за ветхостью в начале XIX века. Фасад Шестиугольного павильона Фасад Крестообразного павильона
30 Не все сооружения пейзажного парка Царицына выдержали натиск времени. В первую очередь разрушенными оказались легкие деревянные павильоны, беседки и кухни. «За ветхостью» в 1877 году была разобрана одна из наиболее оригинальных построек – Хижина, стоявшая в тенистой роще между Глухим и Центральным проспектами и хорошо укрытая от посторонних взоров. Павильон «Хижина» в Царицынском парке 1807 г.
31 Вместе с деревянными постройками время уничтожило многочисленные гроты Царицына. Самый большой среди них находился у Березовой дорожки между «Миловидой» и Башней- руиной. Построен был в 1807 – 1809 годах по предложению К.С. Унгебауэра. Грот имел три подземных камеры, убранные «белым мохом» и «разными каменьями», а в открытой нише была установлена мраморная статуя. Несохранившийся гротесковый мост через овраг
32 Воплотись в Царицыне мечта Екатерины Второй о подмосковном Царском Селе, быть бы ему сегодня музеем царской роскоши (подобно Петергофу, Царскому Селу, Павловску и другим императорским и велико-княжеским резиденциям под Санкт- Петербургом). Стань Царицыно царским подарком кому-либо из придворных вельмож, было бы оно ныне музеем московского аристократического быта XVIII - XIX веков (вроде музеев-усадеб в Кускове, Архангельском, Останкине).
33 Сейчас в усадьбе Царицыно устраиваются музыкальные вечера, концерты, здесь всегда много туристов.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.