Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРостислав Глушановский
1 Шахматы Выполнила: Любовь Васильевна Шлыкова Учитель физической культуры МБОУ «НОШ 5»
2 Восточная поговорка гласит. «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие этого,- они невежды, избегай их. Есть шахматисты, играющие слабо и знающие это,- они разумные помоги им. Есть шахматисты, играющие сильно и не знающие этого,- они МУДРЕЦЫ, следуй им!»
3 «Шахматы - превосходная школа последовательного логического мышления. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. Они должны войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры...» В.А.Сухомлинский
4 Волшебная доска На доске стоят 32 фигуры. Доска делится на 64 поля или клетки. На шахматной доске есть: - горизонталь - вертикаль - диагональ
5 Начало игры. Что такое ход? Ходом считается передвижение фигуры с одного поля на другое, если оно не занято своей фигурой. Если на этом поле оказывается фигура противника, то она снимается с доски, а на это место ставится фигура которая сходила. Ни одна из фигур,кроме коня, не может перепрыгивать через фигуры – свои и фигуры противника. Если при своей очёреди хода дотронулся до фигуры, ты обязан ходить Существует такое правило «ТРОНУЛ - ХОДИ!» оно должно соблюдаться строго. Если хочешь поправить свои или чужие фигуры, нужно предупредить партнёра. В таких случаях говорят «ПОПРАВЛЯЮ» Брать ход обратно нельзя. «Начинают игру белые фигуры»
6 Шахматная доска. Перед началом игры доска располагается между партнёрами так, чтобы угловое поле справа от каждого шахматиста было белым. На доске 64 поля.(32 белых поля и 32 чёрных поля) У каждого игрока по 16 фигур. Горизонталь обозначается цифрами Вертикаль обозначается буквами (латинскими) abcdefgh abcdefgh
7 Горизонталь * Прямые линии которые идут слева на право (или справа на лево), называются ГОРИЗОНТАЛЯМИ или горизонтальными линиями. * Обозначается горизонталь цифрами 1,2,3,4,5,6,7,8. * самая большая горизонталь имеет 8 полей (4 черных и 4 белых поля) * самая маленькая горизонталь -2 поля (1 черное и 1 белое) abcdefgh abcdefgh
8 Вертикаль abcdefgh abcdefgh * Прямые линии указанные на доске называются ВЕРТИКАЛЯМИ. * Обозначается вертикаль латинскими буквами a,b,c,d,e,f,g,h. * самая большая вертикаль- 8 полей (4 черных, 4 белых) * самая маленькая вертикаль -2 поля (1 черное и 1 белое)
9 Диагональ abcdefgh abcdefgh *Диагонали бывают белые и черные. *самая большая диагональ -8 полей. (Белого или чёрного цвета) *Самая маленькая диагональ имеет 2 поля (Белого или чёрного цвета)
10 Шахматные фигуры. Король Ферзь Слон Конь Ладья Пешка Игру ведут два партнёра, по очереди передвигая на доске 32 шахматные фигуры. У каждого из партнёров по 16 шахматных фигур. 8 – пешек 2 – ладьи 2 – коня 2 – слона 1 - ферзь 1 - король Кр Ф С К Л П.
11 Шахматные фигуры. Пешка. У каждого из соперников по 8 пешек Пешки ходят только вперёд по вертикали на одну клетку (если она не занята своей или чужой фигурой) Каждая пешка может один раз за всю игру пойти сразу на два поля вперёд. Только пешка бьёт чужие фигуры не так, как ходит, а наискосок на одну клетку по диагонали. Если пешка достигает последней горизонтали (белая - восьмую, черная - первую),она тут же может превращаться в любую другую фигуру своего цвета, кроме короля. Причём не важно, находится ли такая фигура на доске или выбыла из игры.
12 Пешка- её ход. abcdefgh abcdefgh
13 Вот так ходит и бьёт пешка. На 1 и 8 поле она может превратится в любую другую фигуру.
14 Король. Король -главная фигура на доске. Может пойти на любое соседнее поле, если оно не занято своей фигурой. Король может взять любую чужую фигуру, если она не защищена другой фигурой. Короля не бьют, ему объявляют шах и мат. Король, единственная фигура, которая не может встать рядом с королём противника, между ними всегда должно находиться одно свободное поле.
15 Король. abcdefgh abcdefgh Король находясь на поле Крf3 может поочерёдно пойти на восемь разных полей. Со своего начального Кре 8 места король может пойти поочерёдно на пять полей. С углового поля Кра 8 может сделать поочерёдно на три поля. * Один раз во время игры каждый король (белый или чёрный) может сделать рокировку, при условии если он не покидал своё место.
16 Ладья. Ладья ходит прямо на любое количество полей вперёд по горизонтали или вертикали. Ладья не может перескакивать через фигуры. Ладья бьёт так же, как и ходит. Оценивается ладья в пять очков, т.к. в силе равна пяти пешкам.
17 Ладья. abcdefgh abcdefgh *Со своего начального положения (Ла 8) ладья может сходить по двум направлениям (горизонтали и вертикали)на любое свободное поле. На середине поля (Лd5) ладья может пойти в четырёх направлениях (горизонтали и вертикали) на любое свободное поле. Ладья единственная фигура, которая может один раз за игру рокироваться с королём, при условии если она не покидала свое место.
18 Слон. Слон ходит по диагонали на любое число полей, если они не заняты своими фигурами. Каждый из игроков имеет по два слона. Один слон называется «белопольный» он ходит только по белым диагоналям. Второй слон называется «чернопольным» он ходит только по чёрным диагоналям. Слон бьёт так же, как и ходит, он не может перескакивать через фигуры. Оценивается слон в три очка, т.к. в силе равен трём пешкам.
19 Слон. abcdefgh abcdefgh Чёрный слон с поля Сd5 может пойти в четырёх направлениях по белым диагоналям на любое число полей. *С поля Cа 5 белый слон может сделать ходы в двух направлениях на любое число полей.
20 Ферзь. Ферзь самая сильная, могучая фигура. Ферзь совмещает ходы слона и ладьи. Ферзь ходит по горизонтали, вертикали и по диагонали, бьёт так же, как и ходит. Может пойти на любое поле если оно не занято своими фигурами. «Ферзь любит свой цвет» Это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета. Оценивается ферзь в восемь очков, т.к. в силе равен восьми пешкам.
21 Ферзь. abcdefgh abcdefgh *Ферзь с поля Фе 4 может пойти в любом направлении, на любое число полей. * Ферзь с поля Фа 1 может пойти в трёх направлениях на любое число полей.
22 Конь. Конь единственная фигура, способная перепрыгивать через все фигуры; и свои и противника. Конь ходит буквой «Г», он всегда ходит с белого поля на чёрное или наоборот с чёрного на белое. Конь бьёт так же, как и ходит. Оценивается конь в три очка, т.к. по силе равен трём пешкам.
23 Конь. abcdefgh abcdefgh Конь с белого поля Ке 8 может пойти на четыре поля чёрного цвета. Конь с белого поля Кd3 может пойти на восемь полей чёрного цвета.
24 Правила и условия рокировки. Во время партии каждый из игроков может сделать один раз рокировку. Рокировка разрешается если ни король, ни ладьи не трогались со своего места. Если между королём и ладьями нет ни своих, ни неприятельских фигур. После рокировки король не должен попадать под шах от любой фигуры или пешки Король во время рокировки не находится под шахом. При рокировке король не должен переходить, перескакивать поле, атакованное неприятельской фигурой или пешкой
25 Рокировка.
26 Рокировка не возможна Белый и чёрный короли не могут рокироваться ни в какую сторону. Белый король не может рокироваться Поле f1 атаковано черным ферзём. -вторая ладья делала ход с поля а 1 на поле b1 Чёрный король не может рокироваться--- -Поле b8 атаковано белым слоном. -- между королём и ладьёй стоит своя фигура конь.
27 Обозначение шахматных полей. abcdefgh 8 а 8b8c8d8e8f8g8h8 8 7 а 7b7c7d7e7f7g7h7 7 6 а 6b6c6d6e6f6g6h6 6 5 а 5b5c5d5e5f5g5h5 5 4 а 4b4c4d4e4f4g4h4 4 3 а 3b3c3d3e3f3g3h3 3 2 а 2b2c2d2e2f2g2h2 2 1 а 1b1c1d1e1f1g1h1 1 abcdefgh Горизонтальные ряды доски, обозначают цифрами от 1 до 8, а вертикальные ряды латинскими буквами (их тебе надо запомнить по-русски) – а (а), Ь (б), с (ц), d (д), е (е), f(ф), g (ж), h (аш). Называя сначала букву для вертикали, а затем цифру горизонтали, можно обозначить любое поле шахматной доски.
28 Шахматная доска это не только место сражения пешек и фигур, что важно не только знать, как они располагаются и передвигаются по доске, но и уметь записывать шахматные партии. Не будь этих записей, не сохранились бы многие партии мастеров и гроссмейстеров, да и просто любителям игры невозможно было бы восстановить только что сыгранные партии. Запись шахматных партий называется шахматной нотацией. Она существует совсем недавно: с середины XVIII в. Без хорошего знания шахматной нотации не может обойтись никто. Нотация Это система ходов в шахматной партии с помощью букв латинского алфавита, сокращенного названия фигур (Кр король, Ф ферзь, Л ладья, С -г слон, К конь, п. пешка), цифр (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8) и специальных шахматных обозначений-символов:
29 Специальные шахматные обозначения - символов. (знак тире) обозначает, что сделан любой ход; : (знак двоеточие) обозначает, что побита пешка или фигура; + (знак плюс) обозначает, что королю сделан шах; X (знак умножения) обозначает, что королю мат (конец игры); ? (один вопросительный знак) плохой ход; ?? (два вопросительных знака) обозначают грубую ошибку; ! (один восклицательный знак) хороший ход; !! (два восклицательных знака) очень хороший, отличный ход; ОО (два нуля через черточку) короткая рокировка; ООО (три нуля через две черточки) длинная рокировка.
30 Как записать партию? Горизонтальные ряды доски, начиная от играющего белыми, обозначаются цифрами от 1 до 8. Вертикальные ряды слева направо от играющего белыми – латинскими буквами. Существует два вида записи – полная, краткая. При полной записи, сначала обозначается поле, которое фигура покидает, а потом – поле, на которое она идёт. Краткая запись показывает лишь поле, на которое передвигается фигура
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.