Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГригорий Миллер
1 Выполнила: ученица 11 класса Черных Зоя Учитель: Тарасенко С. И. Символы вечности в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матёрой»
2 Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет: Матеру ей подавай, оголодала она. Одну бы только Матеру?! Из повести
3 Повесть в оценке критики С.Семенова: «Прощание с Матерой» – не столько повествование о некоем конкретном затоплении одного сибирского острова, сколько философская повесть, ставящая вопрос о границах и нравственных пределах прогресса. Насыщенно-символическое ее звучание расширяет смысл происходящего до судьбы целой земли…»
4 Цели работы определить на основе сюжета основную идею повести; связать представление о теме и идее произведения с отношением к затоплению Матеры представителями разных поколений семьи Пинигиных; выразить свое понимание значения образов-символов в повести.
5 Сюжет Действие книги происходит в 60-ых годах XX века в деревне Матёре, расположенной посередине реки Ангары. В связи со строительством Братской ГЭС деревня должна быть затоплена, а жители переселены. Многие люди не хотят оставить Матёру, в которой провели всю свою жизнь. Это преимущественно старики, принимающие согласие на затопление деревни как измену предкам, похороненным в родной земле. Главная героиня, Дарья Пинигина, белит свою избу, которую через несколько дней предаст огню санитарная бригада и не соглашается, чтобы сын перевёз её в город. Старушка не знает, что будет делать после гибели деревни, боится перемен..
6 Сюжет В аналогичной ситуации находятся другие старики, которые уже не в состоянии привыкнуть к городской жизни. Сосед Дарьи, Егор, вскоре после уезда в город умирает, а его жена, Настасья, возвращается в Матёру. Гораздо легче переносит прощание с родной землёй молодёжь внук Дарьи, Андрей, или её соседка, Клавка. Молодое поколение верит, что в городе найдёт лучшую жизнь, не ценит родной деревни. Книга говорит о борьбе старой и новой жизни, традиции и современной техники. Старую жизнь символизирует фантастический персонаж Хозяин Острова, дух, который охраняет деревню и гибнет вместе с нею, а также царский листвень, мощное дерево, которое пожогщики санитары так и не смогли ни свалить, ни сжечь.
7 Главный вопрос автора Стоит ли технический прогресс того, чтобы лишать людей, без их на то согласия, привычного уклада жизни, отрывать от родной почвы? А не кроется ли в достижениях технического прогресса разрушительная сила, которая приведет к уничтожению природной среды? Открытый финал
8 Смысл названия повести 1. «Прощание» от слова «проститься» 2. «Матёра»: а) - материк, берег у реки, гора, горный, твердая земля, нетронутый пласт поверхности земли нашей, кряж природный, не насыпной, ненаносной; остров, суша (по В.И.Далю); б) Материк – земля, окружённая со всех сторон океаном (остров Матёра – это как бы «малый материк»); в) мать – земля, мать – Родина; г) Матёрый – здоровый, крепкий (народный уклад жизни) а) обменяться приветствиями при расставании; б) покинуть что-нибудь, расстаться;
9 Персонажи повести Повесть "Прощание с Матерой" была написана в 1976 г. Это произведение о человеке и земле, на которой он живет и которая для него является малой родиной. Дарья Пинигина – старуха, старожил Егор сосед Дарьи Пинигиной Настасья жена Егора Андрей внук Дарьи Пинигиной Клавка соседка Андрея ДАРЬЯ - ПАВЕЛ - АНДРЕЙ
10 Центральный персонаж повести Она самая старая из старух, самая уважаемая. У Дарьи могучий, несгибаемый характер. К ней тянутся люди, потому что от неё веет силой и уверенностью. Она винит себя и в том, что землю её предков затопят. Дарья пытается уговорить сына и внука перевести родные могилы, но это не удаётся, и старуха винит себя и в этом. Дарья и представить себе не может, что уедет жить в город, покинет избу своих предков, старуха готовит свой дом к смерти: перед сожжением она обряжает его, как обряжают покойника. Смерть не страшна для Дарьи. Гораздо страшнее для неё предать Матёру. Поэтому героиня, собрав вокруг себя«единомышленников», остаётся с островом до последнего. Дарья является воплощением вековых нравственных устоев Дарья - сильная, побеждающая; «обладающая добром, благой» (перс.) «…Дарья ничем не могла помочь старухам, но они шли к ней, собираясь вместе, чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать смелей и надёжней»
11 Сильный женский характер «Меня всегда привлекали образы простых женщин, отличающихся самоотверженностью, добротой, способностью понимать другого. В сибирских деревнях постоянно встречаю женщин с сильными характерами. Их знают односельчане, к ним идут советоваться, жаловаться, просить поддержки…» (В.Г.Распутин)
12 Отношение поколений к происходящему «Старые»«Молодые» Отношение к «малой родине» Дарья любовно, бережно относится к родному месту – Матёре. Здесь всё для нее родное – она не мыслит своей жизни без Матёры. 1. Павел не чувствует «какого-то надрывного чувства», когда видит пожар родной избы. 2. Петруха сжёг свой дом, чтобы получить за него деньги Отношение к предкам Дарья в самое трудное время идёт на могилу родителей, просит у них совета. Она хочет перевести с собой в городской посёлок их могилы. 1. Павел так и не перевёз могилы. 2. Андрею эта идея кажется странной. 3. Петруха оставляет мать без дома. Она вынуждена искать приют у подруги. Отношение к природе Человек и природа слитны воедино Человек оторван от природы
13 «ОТЦЫ» люди, для которых разрыв с землей смертелен, они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это Богодул, дед Егор, Настасья, Сима, Катерина «ДЕТИ» молодежь, которая так легко оставила на произвол судьбы деревню с историей в триста лет. Это Андрей, Петруха, Клавка ?
14 Самые сильные эпизоды повести Разорение кладбища Прощание Дарьи с избой Уничтожение «царского лиственная»
15 Царский листвень, ему отведена отдельная глава в повести. Это глава-притча. Огромная лиственница. Но это ОН – листвень, без него нельзя представить Матёру, так вечно, могуче и властно стоял он на бугре в полуверсте от деревни, заметный почти отовсюду и знаемый всеми. С ним связана вся жизнь Матёры. Вот и до него добрались люди, которым приказано очистить остров. Они рубили листвень топором – но топор отскакивал обратно, пытались пилить – не брала его пила, обливали бензином и поджигали – но огонь не приставал, только мазал его сажей. Люди вошли в азарт, им хотелось победы, злились, придумывали новые способы. Но на голой и обезображенной уже в этом месте Матере продолжал властвовать царский листвень. «Царский листвень»
16 образ огня образ «царского лиственная» образ хозяина Символы повести ЖИЗНЬ СВЕТ СМЕРТЬ МРАК
17 Образ огня Огонь является символом торжества света и жизни над смертью и мраком. Символ очищения и домашнего богатства. Символ обновления и рождения в новом воплощении. Огонь можно разделить на две составляющие - свет и жар. Если первое понятие отвечает за интеллект, эмоции, то второе – за тепло и уют, благополучие. Образ «царского лиственная» K категории почитаемых и священных деревьев относились особенно старые деревья, растущие в поле или вблизи целебных источников. Вблизи священных деревьев совершались различные обряды. Запрещалось рубить их и наносить вообще какой – нибудь вред. Нарушение этих запретов приводило к смерти человека, мору скота, неурожаю. Такие деревья считались покровителями окрестностей - сел, домов, колодцев, озер, охраняли от града, пожаров и т.д. Образ хозяина Хозяин острова – маленький, чуть больше кошки, ни на кого не похожий зверёк. Он является добрым духом острова. Никто его не видел и не встречал. Хозяин знает все, что происходит в его владениях. Он кружит над островом в надежде защитить от беды. В конце повести Хозяин вместе с Матерой уходит в неизвестность. В народных поверьях говорится о добрых духах – покровителях. Например, дом охраняет Домовой, баню – Банник, лес – Леший и т.д. По образу этих духов Распутин создал своего Хозяина –покровителя Матеры. Символы повести
18 Образ Матёры «Матера» - главный образ – символ повести. Это и название деревни, и острова, на котором она стоит. Этот образ ассоциируется и со Всемирным потопом и с Атлантидой. Матёра – это и образ матери – земли, и метафорическое название России, родной страны, где «от края до края хватало и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости.
19 Прощание с Матерой «Каждое прощание не может происходить без боли и трагедии, разрыва с таким устоявшимся порядком». «Прощаться надо, без него нет движения, вопрос о том, как прощаться, отбросив все, как старую рухлядь, или любовно, по - человечески, не отряхивая родной прах с новой обуви, не забыв взять с собой все то нетленное, что выработали поколения живых людей до тебя». С.Семенова
20 Проблематика повести города и деревни жизни и смерти исторической памяти свободы выбора (остаться в деревне или ехать в город) пагубного влияния человека на природу взаимоотношений поколений («отцов» и «детей») власти и народа гибели деревни под напором цивилизации любви к своей малой родине
21 Актуальность и значение повести Потеря Матеры – тоже опыт, тоже важное и необходимое нам разумение о том, откуда мы родом, и о том, что мы, народ, испытали, какую лепту внесли во всеобщую историю человечества, о чем человечеству можем нынче поведать. В потере Матеры – отчет эмоциональный, отчет чувства и переживания (С.Залыгин)
22 Информационные ресурсы D0%BD%D0%B0+%D D0%BD%D0%B0+%D BB%D0%B0%D0%B2%0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B5+%D1%81+%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B2% D0%B0%D1%80% 0%BE%D0%BC&hl=ru&newwindow=1&sa=X&tm=isch&prmd=imvns&tbnid=H yhyTHE1z5Z3M:&imgrefurl= 0%25BE%25D0% 5B2%25D1%2581%25D025BA%25D0%25B8%25D0%25B5&docid=AvBohAmfMNpSMM&imgurl= radi kal.ru/i425/ /f5d08af6dd0d.jpg&w=1570&h=1954&ei=cNfZTGsOoqEwbws6GJCA&zoom=1&iact=hc&vpx=783&vpy=397&d ur=1878&hovh=2 1&hovw=201&tx=115&ty=162&sig= &page=3&tbnh=14&tbnw=119&start=62&ndsp=3 3&ved=1t:429,r:2,s:62,i:341&biw=1440&bih= jpg semej-rabota-ljudi-s.html persidskogo-obladajuschaja.html D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82% 0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&noreask=1&img_url=de.academic.ru%2Fpictures%2Fdewiki%2F77%2FMeleze en_Automne.JPG&pos=3&rpt=simage&lr=11451
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.