Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнна Рябинина
1 Материал предназначен для занятий с детьми 6-9 лет Выполнила: Белостоцкая Наталья Майданская роспись Майданская роспись
2 Нижегородский край знаменит своими деревянными игрушками - городецкими, семеновскими, федосеевскими. А полков-майданские из них самые молодые.Прежде всего мастера делали игрушки для детей разных возрастов на любой вкус: пирамидки, матрешки, каталки на палочке, детские балалайки. Все эти изделия называли забавным словом «таратушки». А уж потом, если оставалось время, точили посуду. Но и она у мастеров получалась забавная, по-детски смешная. Разнообразные пестрые деревянные игрушки отличаются от изделий прочих промыслов простым незатейливым рисунком и яркостью красок. Считается, что промысел возник в первой четверти XX века, хотя деревянную посуду местные токари точили еще за сто лет до этого.
3 Началось все с того, что на юге Нижегородской области, в селе Полховский Майдан,местный мастер Павел Полин купил аппарат для выжигания по дереву. Надоело ему продавать задешево свою «точенку» или «белье». «Бельем» раньше, да и сейчас называют деревянную неокрашенную посуду – ложки, миски, плошки, поставцы. Труда много, а денег совсем ничего. Такая же, но расписанная посуда на ярмарке в Хохломе продавалась намного дороже. Решил мастер украшать свою посуду так же, но не красками, а выжженными по контуру цветами. Дело пошло веселей.
4 Потом кому-то пришла в голову мысль заполнить пространство, обрамленное тонкой выжженной линией, краской. Получилось неплохо, но все же нехватало чего-то – то ли яркости, то ли сочности. Когда появились яркие анилиновые краски – это было то, чего не доставало новому промыслу. Начиная с 1930 года, полков-майданские изделия засияли новыми красками. Спрос на такую красоту резко возрос. Процесс изготовления изделия необходимо было ускорить. Прожженную бороздку заменили черной линией, которую очень быстро можно было наносить стальным пером и тушью. Чтобы тушь не растекалась по волокнам древесины, «точенку» обмазывали тонким слоем крахмального клея. Так постепенно складывалась современная технология изготовления майданских изделий. Игрушки постепенно вытесняли посуду. Самым популярным среди них стала матрешка.
5 В народе с яркими красками всегда связывалось представление о празднике. Только внимательно присмотревшись к майданской росписи, с удивлением понимаешь, что красок не так уж и много: красная, синяя, желтая, да еще чернильно-фиолетовая, а остальные цвета получились путем смешения исходных красок. Случайно или специально, но не все цвета связаны между собой; они подобраны таким образом, что усиливают яркость друг друга. Если зеленый поставить рядом с красным, то каждый зазвучит еще ярче. Порой кажется, будто бы краски светятся изнутри, как витраж. В ярких красках раскрывается мироощущения деревенских живописцев, простодушное восхищение жизнью. Все на картинке бесхитростно и красиво – домик желтый, крыша красная, трава зеленая, река синяя. Современная полков-майданская роспись необычайно яркая, чистая, непосредственная, чем-то близкая детскому рисунку и детскому восприятию.
6 Майданские образы не копируют настоящие. Они создают свой особый мир. И не форму, душу этого особого мира стараются передать мастера. Например, полков-майданские яблоки – это не обычное плодово-ягодная культура, а символ изобилия. Таких плодов не бывает. Где вы видели яблоки, которые намного больше дома, в палисаднике которого они растут? Самое интересное, что яблоки в Полхов-Майдане не растут вовсе. Тут невольно вспомнишь русскую народную сказку о золотых молодильных яблоках. Жизнь сильно меняется, особенно в наше бурное время. Но, несмотря ни на что, люди по- прежнему покупают изделия майданских мастеров. Ими украшают картины, кухни, в поставцах и солонках хранят различные сыпучие продукты, игрушки и свистульки до сих пор вызывают неподдельный восторг не только у детей, но и у взрослых. Полхов-майданская роспись – это живая ветвь на могучем стволе русского народного искусства, продолжающая расти и радовать нас.
7 А теперь давайте познакомимся с основными элементами Полхов-Майданской росписи. Традиционная техника росписи состоит из четырех этапов – крахмальная грунтовка, «наводка», окраска и лакировка. Так как мы используем акварель вместо анилиновых красок, то изменяется и обычная технология росписи. Этапы росписи будут следующие: карандашная разметка, акварельная окраска, «наводка». «Наводка» производится после окраски акварелью, так как водная краска размывает черный контур. Следует помнить, что детям легче писать пером, чем рисовать им.
8 «Листья и веточки» Цель: знакомство с росписью и особенностью палитры. Освоение простейших элементов – «листьев» и «веточек»
9 «Ягоды и бутоны» Цель: освоение элементов росписи – «ягода» и «бутон» построение простейших композиций
10 «Цветочки» Цель: освоение элементов росписи - «цветочек». Развитие детской фантазии. Майданские цветы не копируют настоящие. Народные умельцы стремятся создавать свои прекрасные неповторимые цветы.
11 Знаменитый пейзаж. Домики, берёзы, иногда с яблоками, волнистые тропинки или речушка, ёлочки, птицы, облачка, цветы.
12 Вопросы: 1. Какой край знаменит своими городецкими, семеновскими и федосеевскими игрушками? 2. В каком веке возник промысел полков-майданских мастеров? 3. В связи с чем пришлось ускорить процесс изготовления изделий? 4. Какое самое популярное изделие среди всех майданских игрушек?
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.