Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемteacher2010.stavsu.ru
2 В XXI веке человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности. В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
3 Недостаточна подготовка населения в вопросах безопасного поведения в разных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей. В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
4 В связи с этим возникает комплекс проблем, связанных с необходимостью формирования культуры безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения в общеобразовательной школе - определение целей изучения, отбор содержания, выявление особенностей формирования культуры безопасности жизнедеятельности на разных ступенях обучения, а также подготовка и создание учебно-методического обеспечения.
5 Однако на первый план в теоретических исследованиях выступают проблемы стрессоустойчивости педагога (Баранов А.А., 2004), педагогические аспекты агрессивного поведения школьников (Копова А.С., 2007, Павлова Н.Н., 2009), педагогические основы физического саморазвития и безопасности жизнедеятельности учащихся в современных образовательных учреждениях (Костенюк П.И., 2003), гражданское и патриотическое воспитание школьников на основе русских традиций (Сиволобова Н.А., 2006) и другие.
6 Необходимо отметить, что в последние годы развернулась активная работа по созданию учебно-методических комплексов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». Практический опыт формирования различных аспектов культуры безопасности учащихся в средних ученых заведениях представлен в материалах региональных конференций (Санкт-Петербург, 2007), журнальных статьях (журнал «Основы безопасности жизни» и др.). Изучение данных публикаций показывает, что проблема создания системы формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в общеобразовательной школе не находит должного освещения в научной литературе.
7 Анализ опыта формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в гимназии 25 г. Ставрополя показывает, что возник ряд противоречий, требующих неотложного решения:
8 - между систематическим проведением мероприятий, классных часов, учебных курсов, направленных на знакомство учащихся с разными аспектами безопасности жизнедеятельности, и их недостаточным теоретическим, и дидактическим обоснованием, методическим и материальным обеспечением;
9 - между необходимостью последовательного формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся и отсутствием рекомендаций об особенностях проектирования и изучения основ обеспечения безопасности жизнедеятельности на разных ступенях обучения;
10 - между современным подходом к содержанию культуры безопасности жизнедеятельности, как к совокупности здорового образа жизни, культуры труда, быта, общения, уважения достоинства, полноправия и равноправия граждан, сознательного соблюдения моральных принципов и правовых норм, развитого правосознания, бережного отношения к природе, и недостаточным вниманием к правовой подготовке учащихся гимназии.
11 Выявленные противоречия обусловили актуальность и проблему нашего исследования: системный подход к формированию и развитию культуры безопасности жизнедеятельности учащихся средней школы, в данном случае гимназии 25.
12 Систему формирования и развития безопасности жизнедеятельности учащихся гимназии 25 г.Ставрополя можно представить в трех аспектах.
13 система формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся может быть представлена комплексом разнообразных материальных и духовных моделей жизнедеятельности, составляющих основу безопасности взаимоотношений личности, общества, государства, человечества: а) «человек- человек», в данном случае «ученик -ученик», «ученик - учитель», «ученик - родители»; б) «человек - природа» и «человек - общество»; в) «человек - производство».
14 формирование культуры безопасности жизнедеятельности рассматривается нами как совокупность взаимосвязанных, постепенно усложняющихся этапов деятельности учителей, учащихся и родителей: от формирования основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе к созданию условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод личности учащегося, возможностей для его саморазвития, реализации личных и групповых интересов, в старшей школе.
15 формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся может быть представлено как система мер в учебной и внеучебной деятельности, обеспечивающих взаимодействие учащихся начальной, средней и старшей школы и вместе с тем создающих условия для интеграции разных аспектов безопасности жизнедеятельности.
16 формирование культуры безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в гимназии 25.
17 система формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности учащихся гимназии 25.
18 теоретически обосновать систему формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности учащихся, подготовить на ее основе комплект учебно- методических материалов для средней школы.
19 Предмет исследования, выявленная проблема и поставленная цель определили гипотезу. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в гимназии 25 станет эффективным, если:
20 - организация изучения основ безопасности жизнедеятельности будет осуществляться на основе многоаспектного подхода (безопасность жизнедеятельности и производственная среда, безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда, безопасность жизнедеятельности и бытовая среда, безопасность жизнедеятельности и чрезвычайные ситуации, правовое регулирование безопасности жизнедеятельности);
21 - будут определены этапы формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся, их цели и задачи, содержание, методы, средства и формы организации деятельности учащихся на разных ступенях обучения;
22 - будут созданы условия для интеграции учебной и внеучебной деятельности, а также условия для взаимодействия всех участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);
23 - будет улучшено материально техническое оснащение учебных курсов, мероприятий по безопасности жизнедеятельности учащихся гимназии.
24 1. Провести анализ нормативно-правовых актов, научно-педагогической литературы, материалов периодической печати по вопросам формирования культуры безопасности жизнедеятельности в современной школе.
25 2. Изучить практику формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся в школах города Ставрополя, обобщить и систематизировать опыт обеспечения безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в гимназии 25.
26 - обоснование целей и задач изучения различных аспектов культуры безопасности жизнедеятельности на разных ступенях обучения; - отбор содержания материала по основам безопасности жизнедеятельности для начальной, основной и средней школы; - определение методических путей, средств и форм организации деятельности учащихся начальной, основной и средней школы в ходе изучения безопасности жизнедеятельности; - создание учебно-методического комплекта, включающего образовательную программу формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школы, программы элективных курсов для старших классов по основам безопасности жизнедеятельности, методические пособия по проведению классных часов, мероприятий, курсов для разного возраста учащихся, в том числе и мультимедиа пособия и видеоматериалы.
27 4. Экспериментально проверить педагогическую эффективность предложенного учебно-методического комплекта в практике обучения.
28 В ходе работы над проектом будут применены методы: анализ психолого-педагогической литературы; сравнительный анализ моделей образовательных программ средних учебных заведений города Ставрополя, изучение и обобщение педагогического опыта гимназии 25 и других школ, моделирование, опытное преподавание, анкетирование учителей и учащихся, педагогическое наблюдение.
29 Работа над проектом будет проходить в 4 этапа: этап создания модели образовательной программы, этап подготовки учебно- методических материалов по разным аспектам безопасности жизнедеятельности для начальной, основной и средней школы, этап экспериментальной проверки педагогической эффективности предлагаемых материалов, этап внесения корректив, публикации комплекта учебно-методических материалов, его презентации перед педагогической общественностью города Ставрополя.
30 1. Безопасность жизнедеятельности и производственная среда; 2. Безопасность жизнедеятельности и окружающая природная среда; 3. Безопасность жизнедеятельности и бытовая среда; 4. Безопасность жизнедеятельности и военно-патриотическое воспитание учащихся; 5. Безопасность жизнедеятельности и здоровый образ жизни; 6. Правовое регулирование безопасности жизнедеятельности; 7. Психологическая безопасность участников образовательного процесса.
31 Пятый и седьмой этап предполагает совместную деятельность учителей- организаторов ОБЖ города Ставрополя и преподавателей Ставропольского государственного университета. В целом план работы над проектом можно представить в следующей плане:
32 Этап Сроки выполнения Содержание деятельности 1.Май - сентябрь изучение нормативно-правовых документов, научной литературы, периодической печати по проблеме исследования; - знакомство с моделями образовательных программ школ города Ставрополя; - обобщение и систематизация опыта обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся гимназии 25; - создание модели образовательной программы гимназии, учитывающей требования обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся. 2.Сентябрь-октябрь изучение научной литературы по отдельным аспектам культуры безопасности жизнедеятельности; - определение целей изучения, отбор содержания курсов, мероприятий по отдельным аспектам безопасности жизнедеятельности для начальной, основной и средней школы, выявление наиболее эффективных методов, средств и форм организации деятельности учащихся разного возраста; - подготовка программ курсов, конспектов мероприятий и других учебно-методических материалов с учетом национально- регионального компонента. 3.Ноябрь апрель экспериментальная проверка педагогической эффективности подготовленной образовательной программы и разработанных на ее основе учебно-методических комплектов; - анализ результатов, внесение корректив в учебно-методический комплект. 4.Май – июнь подготовка учебно-методического комплекта по культуре безопасности жизнедеятельности учащихся средней школы (гимназии 25) с учетом результатов экспериментальной работы; - публикация учебно-методического комплекта по культуре безопасности жизнедеятельности учащихся средней школы; - проведение конференции на базе гимназии 25 по теме «Формирование и развитие культуры безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса», презентация комплекта методических материалов.
33 Практическая и научная значимость результатов проекта заключается в том, что будет разработан комплект учебно- методических материалов по культуре безопасности жизнедеятельности учащихся для средней школы, который включает в себя программы курсов, методические рекомендации по формированию культуры безопасности жизнедеятельности для конкретных классов, мультимедиа и видео материалы.
34 Данный комплект материалов в дальнейшем будет использован в практике обучения гимназии 25 и может быть применен в других школах города Ставрополя для формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. Важно подчеркнуть, что логическим завершением работы над проектом станет проведение научно- практической конференции по теме: «Формирования и развития культуры безопасности жизнедеятельности учащихся» и презентация разработанных учебно- методических комплектов. В работе конференции смогут принять участие учителя-организаторы ОБЖ города Ставрополя и преподаватели Ставропольского государственного университета.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.