Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнтон Васютинский
1 Макроэкономика. Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение Малышев Денис Перфильевич
2 1. Совокупный спрос и его факторы 2 ?
3 Базовая макроэкономическая модель - модель " совокупного спроса совокупного предложения " ( модель AD-AS ) Эта модель позволяет : выяснить условия макроэкономического равновесия определить величину равновесного объема выпуска и равновесного уровня цен объяснить колебания объема выпуска и уровня цен в экономике показать причины и последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения описать последствия разных вариантов экономической политики государства 3
4 Кривая совокупного спроса Совокупный спрос (aggregate demand AD) – это сумма спросов всех макроэкономических агентов на конечные товары и услуги Компонентами совокупного спроса выступают : спрос домохозяйств потребительский спрос ( С ) спрос фирм инвестиционный спрос (I) спрос со стороны государства государственные закупки товаров и услуг (G) спрос иностранного сектора чистый экспорт (Xn) 4
5 Формула совокупного спроса AD = C + I + G + Xn Она похожа на формулу подсчета ВВП по расходам Отличие состоит в том, что формула ВВП представляет собой сумму фактических расходов всех макроэкономических агентов, которые они сделали в течение года, в то время как формула совокупного спроса отражает расходы, которые намерены сделать макроэкономические агенты 5
6 Кривая совокупного спроса Величина совокупного спроса - количество конечных товаров и услуг, на которые будет предъявлен спрос всеми макроэкономическими агентами при каждом возможном уровне цен Чем выше общий уровень цен, тем меньше будет величина совокупного спроса, т. е. тем меньше расходов будут намерены сделать все агенты Следовательно, зависимость величины совокупного спроса от общего уровня цен обратная и графически может быть представлена в виде кривой, имеющей отрицательный наклон 6
7 Кривая совокупного спроса 7
8 Каждая точка кривой AD показывает величину совокупных расходов всех агентов при каждом возможном уровне цен По оси абсцисс откладывается реальный объем выпуска - реальный ВВП Y ( величина совокупного спроса ), измеряемый в денежных единицах По оси ординат - общий уровень цен Р ( дефлятор ВВП ), измеряемый в долях единицы При более высоком уровне цен ( Р 1 ) величина совокупного спроса будет меньше ( точка А ), чем при более низком уровне цен ( Р 2 ) - точка В Рост дохода у одних экономических агентов может быть скомпенсирован его снижением у других 8
9 Кривая AD Кривая AD не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса, так как она отражает соотношение совокупных величин Рост общего уровня цен ( дефлятора ВВП ) не означает повышения цен на все товары в экономике Отрицательный наклон кривой совокупного спроса не может быть объяснен эффектами, объясняющими отрицательный наклон кривых индивидуального и рыночного спроса, т. е. эффектом замещения * и эффектом дохода * *- вспомнить из микроэкономики 9
10 Отрицательный наклон кривой AD объясняется эффектом реального богатства, или эффектом реальных денежных запасов эффектом Пигу Под реальным богатством понимают отношение номинального финансового богатства индивида ( М ), выраженного в денежной форме, к общему уровню цен ( Р ): Это реальная покупательная способность накопленного номинального финансового богатства человека, которое включает наличные деньги и ценные бумаги 10
11 Суть эффекта Пигу Если уровень цен ( Р ) повышается, покупательная способность номинального богатства ( М ) ( т. е. величина реальных денежных запасов реального финансового богатства М / Р ) падает, т. е. на ту же сумму номинальных денежных запасов можно купить меньше товаров и услуг, чем раньше Люди чувствуют себя относительно беднее, чем раньше, и сокращают С, а поскольку С является частью AD, то величина AD уменьшается Эффект Пигу может быть представлен в виде логической цепочки 11
12 Отрицательный наклон кривой AD объясняется эффектом процентной ставки ( эффектом Кейнса ) Если уровень цен ( Р ) повышается, возрастает номинальный спрос на деньги ( М D ) Люди снимают деньги с банковских счетов, возможности банков по выдаче кредитов сокращаются, кредитные ресурсы становятся дороже, растет " цена " денег ( цена кредита ), т. е. ставка процента (R) Удорожание кредита, который берут фирмы, ведет к сокращению инвестиционного спроса (I), являющегося частью AD, и, следовательно, AD уменьшается Эффект Кейнса может быть представлен в виде логической цепочки Кредиты берут также и домохозяйства 12
13 Отрицательный наклон кривой AD объясняется эффектом импортных закупок ( эффектом чистого экспорта ) ( эффектом Манделла Флеминга ) Если уровень цен ( Р ) в стране повышается, то товары данной страны становятся относительно более дорогими для иностранцев и поэтому экспорт ( Ех ) сокращается Импортные же товары становятся относительно более дешевыми для граждан данной страны, поэтому импорт (I т ) увеличивается В результате чистый экспорт (Xn) сокращается, а значит AD уменьшается Эффект Манделла Флеминга может быть представлен логической цепочкой 13
14 Ценовые и неценовые факторы AD Зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса обратная, следовательно, кривая AD должна иметь отрицательный наклон Эти три эффекта показывают воздействие ценовых факторов, которые при неизменных неценовых факторах влияют на величину совокупного спроса и обусловливают движение вдоль кривой AD Неценовые факторы влияют на сам совокупный спрос, т. е. величина совокупного спроса изменяется при каждом уровне цен ( происходит сдвиг кривой AD) Если под воздействием неценовых факторов совокупный спрос увеличивается, кривая AD сдвигается вправо, если сокращается, то влево 14
15 Неценовые факторы AD К неценовым факторам изменения совокупного спроса относятся факторы, влияющие на каждый из компонентов совокупных расходов : на совокупные потребительские расходы на совокупные инвестиционные расходы на государственные закупки товаров и услуг на чистый экспорт 15
16 Влияющие на потребительские расходы уровень благосостояния, или величина богатства (wealth Ω ). Чем выше уровень благосостояния, т. е. величина богатства, тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос кривая AD сдвигается вправо и наоборот Его следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обусловливающим движение вдоль кривой AD уровень текущего дохода (yield, income Y). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и поэтому к увеличению совокупного спроса ( сдвиг кривой AD вправо ) 16
17 Влияющие на потребительские расходы ожидания потребителей, которые включают : ожидания изменения дохода в будущем ( У e ) если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса ( сдвиг кривой AD вправо ) ожидания изменения уровня цен ( π e ) если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше в настоящем ( так называемая инфляционная психология ), что ведет к увеличению совокупного спроса 17
18 Влияющие на потребительские расходы налоги ( Тх ). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса и сдвигу кривой AD влево ; трансферты (Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах рост располагаемого дохода, поэтому потребительские расходы и совокупный спрос растут ( сдвиг AD вправо ) 18
19 Влияющие на потребительские расходы уровень задолженности домохозяйств (debt D). Чем выше степень задолженности, тем большую долю дохода домохозяйства вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты в будущем, что ведет к сокращению С и AD ( сдвиг AD влево ) ставка процента по потребительскому кредиту (interest rate R) чем выше ставка процента по потребительскому кредиту, который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы ( сдвиг AD влево ) 19
20 Функция потребления имеет вид где знаки «+» и «-» показывают соответственно прямую или обратную зависимость потребительских расходов от каждого фактора 20
21 Влияющие на инвестиционные расходы ожидания инвесторов ( фирм ), которые связаны с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (internal rate of return - IRR), т. е. ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы прибыли, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличится, и кривая совокупного спроса сдвинется вправо. ставка процента (R) чем выше ставка процента, т. е. чем дороже кредиты, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиции, AD сдвигается влево Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта процентной ставки, являющегося ценовым фактором и обусловливающим движение вдоль кривой AD 21
22 Влияющие на инвестиционные расходы величина дохода (Y) поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы. Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment) налоги ( Тх ) рост налогов снижает доходы ( прибыль ) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основой чистых инвестиций. Инвестиционные расходы уменьшаются (AD влево ) 22
23 Влияющие на инвестиционные расходы трансферты фирмам (Tr) они выступают в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос ( вправо ) технологии (technological progress τ ) появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой AD вправо 23
24 Влияющие на инвестиционные расходы избыточные производственные мощности (K excess ) их наличие снижает инвестиционный спрос фирм, поскольку увеличение запаса капитала в условиях недоиспользования уже имеющегося у фирм количества оборудования бессмысленно величина запаса капитала фирм ( К 0 ) если фирмы имеют оптимальный запас капитала, при котором их прибыль максимальна, то они не будут делать инвестиции. Чем меньше изменится у фирм запас капитала по сравнению с оптимальным, тем больше инвестиционный спрос 24
25 Инвестиционная функция имеет вид 25
26 Влияющие на государственные закупки Величина G является, как правило, экзогенной переменной, параметром управления и определяется государственными законодательными органами при разработке государственного бюджета : Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос ( сдвиг кривой AD вправо ), а их снижение сокращает Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики ( фискальной политики ), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен 26
27 Влияющие на чистый экспорт величина ВВП и НД в других странах (Y F ). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны и к увеличению ее экспорта ( и чистого экспорта ), AD растет величина ВВП и НД в данной стране (Y). Если ВВП и НД в стране увеличиваются, то ее экономические агенты увеличивают спрос на товары и услуги других стран ( иностранного сектора ), что ведет к росту импорта, сокращению чистого экспорта и, следовательно, сокращению совокупного спроса в данной стране (AD сдвигается влево ) 27
28 Влияющие на чистый экспорт валютный курс национальной денежной единицы ( е ). Валютный курс это цена национальной денежной единицы, выраженная в определенном количестве денежных единиц другой страны, т. е. это то количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны Чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос Изменение чистого экспорта в результате изменения валютного курса как неценового фактора изменения совокупного спроса, сдвигающего кривую AD, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора ( т. е. изменения уровня цен ), что обусловливает движение вдоль кривой AD 28
29 Функция чистого экспорта имеет вид 29
30 Денежные факторы Неценовыми факторами также являются денежные факторы Кривая AD может быть получена из уравнения количественной теории денег ( также называемого уравнением обмена ), которая появилась еще в XVIII в. и развивалась в работах Д. Юма, а позже Д. Рикардо, Ж.- Б. Сэя, А. Маршалла и т. д.: MV=PY, где М - масса ( количество ) денег в обращении, V скорость обращения денег ( величина, показывающая количество оборотов, которое в среднем совершает за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица ), Р уровень цен в экономике, Y - реальный ВВП 30
31 Из уравнения количественной теории денег при заданных М и V ( т. е. при прочих равных условиях ) получаем обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен : Это означает, что ценовой фактор ( изменение уровня цен ) влияет на величину совокупного спроса, обусловливая движение вдоль кривой AD 31
32 Два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос, сдвигая AD: масса денег в обращении ( предложение денег ). Рост предложения денег снижает ставку процента, делая кредиты более дешевыми, что увеличивает С и I, и соответственно AD ( и наоборот ). Регулирование денежной массы осуществляет центральный банк страны, что лежит в основе монетарной политики скорость обращения денег. Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос также растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса 32
33 2. Совокупное предложение в классической и кейнсианской моделях 33 ?
34 Совокупное предложение (aggregate supply AS) это стоимость того количества конечных товаров и услуг, которые предлагают на рынок к продаже все производители ( частные фирмы и государственные предприятия ) Величина совокупного предложения представляет собой объем выпуска, который все производители готовы ( намерены ) произвести и предложить к продаже на рынке при каждом возможном уровне цен 34
35 Вид кривой AS Соотношение между величиной совокупного предложения и уровнем цен зависит от периода времени и определяется скоростью адаптации всех цен к изменению рыночной конъюнктуры ( соотношения спроса и предложения на рынке ), т. е. скоростью уравновешивания рынков Поэтому кривая совокупного предложения имеет разный вид в краткосрочном и долгосрочном периодах. Критерием деления периодов в макроэкономике является изменение цен на ресурсы ( в микроэкономике - изменение количества ресурсов ) 35
36 Классическая и кейнсианская модели В соответствии с трактовкой вопросов о степени гибкости цен и о способности рынка к восстановлению равновесия ( к самоуравновешиванию ) в макроэкономике существует два подхода к анализу макроэкономических процессов, две макроэкономические модели : классическая и кейнсианская 36
37 Классическая макроэкономическая модель Основы классической модели были заложены еще в XVIII в., ее положения развивали такие выдающиеся экономисты, как : А. Смит Д. Рикардо Ж.- Б. Сэй Дж.- С. Милль А. Маршалл А. Пигу и др. 37
38 Основные положения классической модели Экономика делится на два независимых сектора : реальный и денежный ( принцип классической дихотомии ) Изменение предложения денег не оказывает воздействия на реальные показатели, а влияет только на номинальные ( принцип нейтральности денег ) Поэтому в классической модели денежный рынок отсутствует, а реальный сектор состоит из трех рынков : рынка труда, рынка капитала ( заемных средств ) и товарного рынка 38
39 Основные положения классической модели На всех рынках в реальном секторе действует совершенная конкуренция, что соответствовало экономической ситуации конца XVIII в. и всего XIX в. Экономические агенты являются поэтому ценополучателями, т. е. не могут воздействовать на рыночную ситуацию и ориентируются на тот уровень цен, который сложился на рынке 39
40 Основные положения классической модели Все цены ( номинальные показатели ) в условиях совершенной конкуренции гибкие Они меняются, приспосабливаясь к изменениям соотношения спроса и предложения ( рыночной конъюнктуры ), и обеспечивают автоматическое восстановление нарушенного равновесия на любом из рынков и в экономике в целом Это относится к цене труда, капитала, товаров В экономике действует выведенный А. Смитом принцип " невидимой руки ", принцип самоуравновешивания, саморегулирования рынков 40
41 Основные положения классической модели Автоматическое обеспечение равновесия означает, что внешняя сила ( внешний агент ) не должны вмешиваться в процесс регулирования, а тем более в функционирование экономики Так обосновывался принцип государственного невмешательства в управление экономикой, который получил название "laissez faire, laissez passer» (« пусть все делается, как делается, пусть все идет, как идет ») 41
42 Основные положения классической модели Основная проблема в экономике ограниченность ресурсов ( они должны использоваться полностью ) Поэтому объем выпуска всегда находится на своем потенциальном ( естественном ) уровне, который соответствует объему выпуска при полной занятости всех экономических ресурсов Полная занятость ресурсов не означает их 100%- й занятости, а соответствует наиболее эффективному и рациональному их использованию, что соответствует системе совершенной конкуренции 42
43 Основные положения классической модели Ограниченность ресурсов выдвигает на первый план проблему производства, т. е. совокупного предложения Поэтому классическая модель это модель, изучающая экономику со стороны совокупного предложения Совокупный спрос всегда соответствует совокупному предложению В экономике действует так называемый закон Сэя (XIX в. - Жан - Батист Сэй ) - " предложение порождает адекватный спрос ", поскольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Поэтому проблем с совокупным спросом быть не может, так как все агенты полностью превращают свои доходы в расходы. 43
44 Основные положения классической модели Решение проблемы ограниченности ресурсов, технологический прогресс и увеличение производственных возможностей протекают медленно Взаимное уравновешивание рынков и адаптация цен к изменению соотношения между спросом и предложением также происходят в течение длительного периода времени Поэтому классическая модель описывает поведение экономики в долгосрочном периоде ( модель "long- run") 44
45 Вид кривой AS в классической модели Поскольку в экономике благодаря гибкости цен всегда существует полная занятость ресурсов и объем производства находится на уровне потенциального (Y*), то кривая AS вертикальна, отражает равновесие в долгосрочном периоде и обозначается LRAS (long- run aggregate supply curve) Рассмотрим, как согласно классической модели устанавливается равновесие в реальном секторе экономики ( включающем рынок труда, рынок капитала ( заемных средств ) и рынок товаров ), и как взаимодействуют эти рынки между собой 45
46 Равновесие на рынке труда 46
47 Рынок труда Главным рынком в классической модели выступает рынок труда, поскольку именно он обеспечивает совокупное предложение, совокупный выпуск Так как ресурсы используются полностью ( на уровне полной занятости ), то кривая предложения труда (L s ) вертикальна и объем предлагаемого труда равен L F (full employment) Величина спроса на труд находится в обратной зависимости от номинальной ставки заработной платы (W), ( чем выше ставка заработной платы, тем выше издержки фирм и тем меньше рабочих они нанимают ). Поэтому кривая спроса на труд (L D ) имеет отрицательный наклон. 47
48 Установление равновесие на рынке труда Первоначально равновесие устанавливается в точке А, что соответствует равновесной ставке номинальной заработной платы W 1 и количеству занятых L F ( точка пересечения кривой предложения труда L s и кривой спроса на труд L D 1 ) Предположим, что спрос на труд уменьшился ( сдвиг влево кривой спроса на труд от L D 1 до L D 2 ) Равновесная ставка заработной платы снизится до W 2. При номинальной ставке заработной платы W 1 ( точка В ) предприниматели захотят нанять количество рабочих L 2 Разница между L F и L 2 это безработица 48
49 Добровольный характер безработицы В XIX в. не существовало пособий по безработице, поэтому, по мнению классиков, рабочие предпочтут получать более низкий доход, чем не получать никакого На рынке труда вновь восстановится полная занятость L F Безработица в классической модели имеет добровольный характер, поскольку ее причиной выступает отказ рабочего трудиться за данную ставку номинальной заработной платы (W 2 ) 49
50 Рынок капитала ( заемных средств ) 50
51 Рынок капитала На рынке капитала присутствуют инвестиции (I) и сбережения (S) и устанавливается равновесная ставка процента (R) Спрос на заемные средства предъявляют фирмы. Чем выше R, тем меньше величина инвестиционных расходов фирм, т. е. инвестиции находятся в обратной зависимости от R, поэтому кривая инвестиций имеет отрицательный наклон Предложение капитала осуществляют домохозяйства, предоставляя взаймы свои сбережения. Чем выше R, тем больший доход получают домохозяйства по сбережениям, т. е. зависимость прямая, поэтому кривая сбережений имеет положительный наклон 51
52 Равновесие на рынке капитала Первоначально равновесие на рынке заемных средств устанавливается в точке А : при величине ставки процента R 1, инвестиции равны сбережениям (I 1 = S 1 ) Если сбережения увеличиваются ( кривая сбережений S 1 сдвигается вправо до S 2 ), то ставка падает до R 2 При прежней ставке R 1 часть сбережений ( АС ), не будет приносить дохода. Сберегатели предпочтут получать доход на все свои сбережения ( даже по более низкой ставке ) При ставке R 2 кредитные средства будут использоваться полностью, т. к. при более низкой ставке инвесторы возьмут больше кредитов, и величина инвестиций возрастет до I 2, т. е. I 2 = S 2 ( точка В ) Равновесие восстановлено ( на уровне полной занятости ресурсов ) 52
53 Рынок товаров 53
54 Равновесие на рынке товаров На рынке товаров первоначально равновесие находится в точке А на уровне выпуска Y*, являющегося потенциальным объемом выпуска ( объемом выпуска при полной занятости ресурсов ) При уровне цен Р 1 величина совокупного предложения AS равна величине совокупного спроса AD 1 Поскольку все рынки связаны друг с другом, то снижение номинальной ставки заработной платы на рынке труда (W 1 < W 2 ), ( что уменьшает доходы домохозяйств ) и рост сбережений на рынке капитала, обусловливают сокращение потребительских расходов, что уменьшает совокупный спрос 54
55 Равновесие на рынке товаров Кривая AD 1 сдвигается влево до AD 2, и уровень цен падает до Р 2 При уровне цен Р 1 ( точка В ) фирмы смогут продать не всю продукцию, а только ее часть, равную Y 2 Однако в условиях совершенной конкуренции они предпочтут продать весь произведенный объем производства по более низким ценам ( Р 2 ) В результате рынок товаров вернется к равновесию на уровне потенциального выпуска Y* ( точка С ) 55
56 Равновесие на рыках Все рынки уравновесились сами за счет гибкости цен, причем на уровне полной занятости Изменились только номинальные показатели, а реальные остались без изменения ( в классической модели номинальные показатели гибкие, а реальные жесткие ) Цены на всех рынках меняются пропорционально друг другу, поэтому W 1 /P 1 = W 2 /P 2, а отношение номинальной заработной платы к общему уровню цен (W/P) - это реальная заработная плата 56
57 Взаимное уравновешивание рынков Падение номинального дохода не привело к изменению реального дохода рабочих, прибыль предпринимателей также не снизилась, несмотря на падение уровня цен При этом падение совокупного спроса не приведет к сокращению производства, т. к. снижение потребительского спроса будет скомпенсировано увеличением инвестиционного спроса в результате падения ставки процента на рынке капитала Равновесие установилось не только на каждом из рынков, но произошло и взаимное уравновешивание всех рынков 57
58 Механизм изменения цен Из положений классической модели следует, что затяжные кризисы в экономике невозможны, а могут иметь место лишь временные диспропорции, которые постепенно ликвидируются автоматически в результате действия рыночного механизма механизма изменения цен 58
59 Великая депрессия в США * Кризис гг., начавшийся в США и охвативший ведущие страны мира, показал несостоятельность положений и выводов классической модели и, прежде всего, идеи о саморегулирующейся экономике * - рассмотреть причины и последствия 59
60 Кейнсианская революция Кризис был подробно проанализирован в книге Дж. М. Кейнса « Общая теория занятости, процента и денег » (1936 г.) Результат выхода в свет книги : макроэкономика выделилась в самостоятельный раздел экономической теории с собственным предметом и методами анализа появился новый подход к анализу экономических процессов, что получило название кейнсианской революции 60
61 Причины несостоятельности выводов Несостоятельность положений классиков состояла не в том, что ее представители в принципе приходили к неправильным выводам, а в том, что эта теория разрабатывалась в XIX в. в эпоху совершенной конкуренции Но эти положения и выводы не соответствовали экономической ситуации первой трети XX в., характерной чертой которой стала несовершенная конкуренция Кейнс опроверг положения классиков 61
62 Положения кейнсианской макроэкономической модели Реальный и денежный секторы тесно взаимосвязаны Принцип нейтральности денег был заменен принципом « деньги имеют значение » Деньги влияют на реальные показатели Денежный рынок стал макроэкономическим рынком На рынках труда и товаров действует несовершенная конкуренция Цены ( номинальные показатели ) жесткие ( по терминологии Кейнса липкие ). Они " залипают " на определенном уровне и не изменяются в течение некоторого периода времени 62
63 На рынке труда жесткость цены труда ( номинальной ставки заработной платы ) обусловлена : существованием контрактной системы деятельностью профсоюзов, которые подписывают коллективные договоры с предпринимателями государственными законами о минимуме заработной платы ( МРОТ ), ниже которого фирмы не могут платить рабочим Поэтому на графике рынка труда при сокращении спроса на труд ( сдвиг кривой L D 1 до L D 2 ) номинальная ставка заработной платы не снизится до W 2, а останется (" залипнет ") на уровне W 1 63
64 Жесткость цен на товарном рынке На товарном рынке жесткость цен объясняется тем, что в условиях несовершенной конкуренции на нем действуют фирмы, которые имеют возможность фиксировать цены и являются ценодавателями Поэтому на графике товарного рынка при сокращении спроса на товары уровень цен не снизится до Р 2, а сохранится на уровне P 1 64
65 Формирование ставки процента по Кейнсу Ставка процента формируется не на рынке капитала, а на денежном рынке по соотношению спроса на деньги и предложения денег Это положение Кейнс обосновывал тем, что при одном и том же уровне ставки фактические инвестиции и сбережения могут быть не равны, так как их делают разные экономические агенты, которые имеют разные цели и мотивы поведения Инвестиции делают фирмы, а сбережения домохозяйства 65
66 IRR – основной фактор инвестиций Основным фактором, определяющим величину инвестиционных расходов, является не уровень ставки процента, а ожидаемая внутренняя норма отдачи от инвестиций IRR, которую Кейнс называл предельной эффективностью капитала, понимая под ней субъективную оценку инвестором будущей доходности инвестиционного проекта, основанную на « природном чутье », интуиции инвестора, « предчувствием » относительно будущих доходов 66
67 Принятие решения инвестором Принимая решение, инвестор сравнивает величину IRR со ставкой процента (R), по которой он берет кредит Если IRR > R, т. е. инвестор оптимистично оценивает будущее, он будет финансировать инвестиционный проект независимо от абсолютной величины ставки процента Если в экономике кризис, то инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов и инвестиционные расходы будут сокращаться даже при низкой ставке процента 67
68 Фактор, определяющий сбережения Основным фактором, определяющим величину сбережений, Кейнс считал величину располагаемого дохода Сбережения не зависят от ставки ( если доход человека низкий, то он не сможет делать сбережения, какой бы высокой ни была ставка процента ) « Эффект Саргана » (XIX в.) - между сбережениями и ставкой процента может существовать обратная зависимость, если человек хочет накопить фиксированную сумму к определенному сроку 68
69 Инвестиции и сбережения в кейнсианской модели Поскольку сбережения не зависят от ставки процента, то их график представлен вертикальной линией Инвестиции слабо зависят от ставки, поэтому изображены линией, имеющей небольшой отрицательный наклон Если сбережения увеличиваются до S 2, то равновесную ставку процента определить невозможно 69
70 Денежный рынок По мнению Кейнса, равновесную ставку процента (R e ) следует искать на денежном рынке по соотношению спроса на деньги М D и предложения денег M S 70
71 Жесткость цен на рынке труда Жесткость цен ведет к тому, что равновесие на рынках устанавливается, но не на уровне полной занятости ресурсов На рынке труда номинальная ставка заработной платы " залипает " на уровне W 1, при которой фирмы предъявят спрос на количество рабочих L 2 ( точка В ) Причиной безработицы является не отказ рабочих работать за номинальную ставку W 1, а жесткость этой ставки. Безработица из добровольной превращается в вынужденную. Рабочие согласны были бы работать и по более низкой ставке, например W 2, но снизить ее предприниматели не имеют права. Безработица становится серьезной экономической проблемой 71
72 Жесткость цен на товарном рынке На товарном рынке цены жестко устанавливаются уровне Р 1 Снижение AD в результате уменьшения доходов из - за наличия безработных ( и поэтому уменьшения потребительских расходов ), ведет к невозможности продать всю произведенную продукцию (Y 2 < Y*), порождая спад производства Спад в экономике влияет на ожидания инвесторов относительно IRR, обусловливает пессимизм в их настроении, что ведет к снижению инвестиционных расходов. Совокупный спрос сокращается в еще большей степени 72
73 Необходимость государственного регулирования экономики Так как C и I не в состоянии обеспечить величину совокупного спроса, достаточную для того, чтобы потребить потенциальный объем выпуска У *, то в экономике должен появиться макроэкономический агент, либо предъявляющий собственный спрос на товары и услуги и дополняющий недостаточный спрос частного сектора, либо стимулирующий спрос частного сектора и таким образом увеличивающий совокупный спрос Этим агентом должно стать государство ( так Кейнс обосновывал необходимость государственного вмешательства и государственного регулирования экономики ) 73
74 Проблема совокупного спроса Основной экономической проблемой в условиях неполной занятости ресурсов становится проблема совокупного спроса, а не совокупного предложения, так как фирмы готовы произвести столько товаров, сколько у них захотят купить Главным рынком становится товарный рынок Кейнсианская модель - это модель, изучающая экономику со стороны совокупного спроса 74
75 Кейнсианская модель Поскольку стабилизационная политика государства, прежде всего политика по регулированию AD, воздействует на экономику в краткосрочном периоде и жесткость цен существует относительно недолго, то кейнсианская модель представляет собой модель, описывающую поведение экономики в краткосрочном периоде Кейнс признавал вертикальный вид кривой AS в долгосрочном периоде Теория Кейнса была направлена на разработку мер, которые помогли бы экономике достичь потенциального уровня выпуска и обеспечить уровень полной занятости ресурсов, чего может не наблюдаться в краткосрочном периоде 75
76 Кривая SRAS Так как, по мнению Кейнса, в краткосрочном периоде все цены ( номинальная заработная плата и цены на товары ) жесткие, что соответствует ситуации, когда в экономике имеется большое количество безработных, кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет горизонтальный вид : 76
77 Первостепенность совокупного спроса В условиях высокой безработицы фирмы могут нанимать дополнительных рабочих, не повышая номинальную ставку заработной платы ( издержки не меняются, и нет предпосылок изменять цены ) Цены на товары остаются на постоянном уровне, при котором фирмы готовы произвести любое количество продукции, которое они смогут продать Объем выпуска определяется только тем, сколько товаров захотят приобрести покупатели Главным фактором, определяющим величину AS, по мнению Кейнса, является AD, т. е. совокупные расходы. Чем больше AD, т. е. чем больше товаров готовы купить экономические агенты, тем больше продукции захотят произвести фирмы 77
78 3. Совокупное предложение в долгосрочном и краткосрочном периодах и его факторы 78 ?
79 Вид кривой совокупного предложения Предложение товаров и услуг в экономике обеспечивают фирмы Поскольку цель экономической деятельности фирмы - максимизация прибыли, то желание фирм производить товары определяется соотношением между выручкой и издержками Поэтому вид кривой совокупного предложения зависит от соотношения скорости изменения цен на товары ( что определяет выручку фирм ) и цен на ресурсы ( что определяет издержки фирм ) и скорости уравновешивания рынков 79
80 Факторы LRAS В долгосрочном периоде меняются и цены на товары, и цены на ресурсы, все цены совершенно гибкие и изменяются пропорционально друг другу, и все рынки приходят во взаимное равновесие Поэтому величина совокупного предложения не зависит от уровня цен При любом уровне цен фирмы могут произвести ровно столько продукции, сколько позволяют имеющиеся в экономике ресурсы Кривая долгосрочного совокупного предложения LRAS имеет вертикальный вид, как в классической модели 80
81 Потенциальный объем выпуска Ресурсы используются на уровне полной занятости, и реальный выпуск всегда находится на своем потенциальном уровне Y* Потенциальный объем выпуска это такой объем выпуска, который может быть произведен при использовании всех имеющихся в экономике ресурсов ( труда и капитала ) и существующей технологии 81
82 Взаимное уравновешивание рынков Привлечение дополнительных ресурсов в условиях их полной занятости требует роста цен на ресурсы, что увеличивает издержки фирм и приводит к росту цен на товары В долгосрочном периоде происходит взаимная адаптация и пропорциональное изменение всех цен в экономике и взаимное уравновешивание всех рынков, меняются ожидания экономических агентов, и экономика возвращается к потенциальному объему производства Y* 82
83 Ценовые факторы ( изменение общего уровня цен ) Не влияют на величину AS ( движение вдоль вертикальной кривой из точки А в точку В ) Величина выпуска остается на своем потенциальном уровне У *, но уровень цен растет от Р 1 до Р 2 Таким образом, величина AS в долгосрочном периоде абсолютно неэластична к уровню цен 83
84 Неценовые факторы Неценовым фактором, который воздействует на само совокупное предложение в долгосрочном периоде и обусловливает сдвиг кривой LRAS, является изменение количества и ( или ) качества ресурсов ( труда L, физического капитала К, человеческого капитала H, природных ресурсов N, технологических знаний τ ), что лежит в основе изменения производственного потенциала экономики – изменения потенциального объема выпуска ( от Y * 1 до Y * 2 ) при каждом уровне цен 84
85 85
86 Движение кривой LRAS Увеличение количества и ( или ) совершенствование качества экономических ресурсов сдвигает кривую вправо от LRAS 1 до LRAS 2, что означает экономический рост Уменьшение количества и ( или ) ухудшение качества ресурсов обусловливает сокращение производственного потенциала экономики и уменьшение величины потенциального объема выпуска ( сдвиг кривой LRAS влево ) 86
87 Функция долгосрочного совокупного предложения 87
88 Цены на товары в краткосрочном периоде : либо не меняются либо меняются быстрее, чем цены на ресурсы Если все цены жесткие ( фиксированная заработная плата и фиксированные цены на товары ) и не меняются, что соответствует краткосрочному периоду и ситуации, когда в экономике имеется большое количество незанятых ресурсов ( высокий уровень безработицы ), то величина совокупного предложения не зависит от уровня цен 88
89 Поскольку ресурсы не ограничены, цены на них не меняются ( не меняются издержки, и нет предпосылок для изменения цен на товары ) Поэтому рост объема выпуска происходит при неизменном уровне цен, и кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет горизонтальный вид, как в кейнсианской модели 89
90 Крайний кейнсианский случай 90
91 Крайний кейнсианский случай Так как производители могут произвести любое количество продукции при имеющемся уровне цен, то величина AS определяется не уровнем цен, а желанием покупателей приобрести произведенные товары, т. е. совокупным спросом (AD) Если AD установится на уровне, соответствующем точке А, объем выпуска составит Y 1, а если на уровне, соответствующем точке В, т. е. фирмы будут уверены, что они смогут продать количество продукции, равное Y 2, они обеспечат именно такой объем выпуска Однако ситуация жестких цен на товары и очень высокой безработицы в реальной экономике встречается достаточно редко, поэтому она получила название " крайний кейнсианский случай " 91
92 Ситуация в условиях гибких цен на товары Если цены на товары гибкие, а цены на ресурсы жесткие ( не меняются ), то величина совокупного предложения находится в прямой зависимости от уровня цен Это характерно для краткосрочного периода в условиях современной экономики, имеющей инфляционный характер, в которой рост цен на товары обгоняет рост цен на ресурсы ( заработной платы ) и все большее значение приобретают ожидания экономических агентов относительно изменения уровня цен в будущем ( инфляционные ожидания ) 92
93 Кривая SRAS По сути является кривой средних издержек Поскольку целевой функцией фирмы выступает максимизация прибыли П, которая на единицу продукции равна разнице между ценой товара Р и издержками на его производство АТС : П = Р - АТС При прочих равных условиях ( при неизменных средних издержках ) чем выше уровень цен ( Р 1 > Р 2 ), тем больше товаров и услуг готовы предложить на рынок производители, т. е. тем больше величина совокупного предложения (Y 1 > Y 2 ) Кривая краткосрочного совокупного предложения SRAS имеет положительный наклон 93
94 Ценовые факторы т. е. изменение общего уровня цен - влияют при прочих равных условиях ( неизменных издержках ) на величину совокупного предложения в краткосрочном периоде и объясняют движение вдоль кривой SRAS ( из точки А в точку В на рис. в ). 94
95 Современный вид кривой SRAS ( воздействие ценовых факторов ) 95
96 Неценовые факторы воздействуют на само совокупное предложение в краткосрочном периоде, и сдвигают кривую AS – это все факторы, изменяющие издержки на единицу продукции ( средние издержки ) при каждом уровне цен, т. е. изменение прочих равных условий Если издержки растут, AS сокращается, и кривая AS сдвигается вверх ( рис. б ) или влево - вверх ( рис. г ) от SRAS 1 до SRAS 3 Если издержки снижаются, то AS увеличивается и кривая AS сдвигается вниз ( рис. 6) или вправо - вниз ( рис. г ) от SRAS 1 до SRAS 2 96
97 Современный вид кривой SRAS ( воздействие неценовых факторов ) 97
98 Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде цены на ресурсы ( Р ресурсов ) - чем выше цены на ресурсы, тем больше издержки и тем меньше совокупное предложение Основные компоненты издержек : цены на сырье и материалы ; ставка заработной платы цена труда ; ставка процента цена аренды капитала или цена заемных средств ( таким образом, ставка процента является неценовым фактором и AD и AS) 98
99 На величину цен на ресурсы влияют : количество ресурсов чем большими запасами ресурсов обладает страна, тем ниже цены на ресурсы цены на импортные ресурсы - их рост, особенно для ресурсоимпортирующих стран, увеличивает издержки и сокращает совокупное предложение, и наоборот степень монополизма на рынке сырьевых ресурсов чем выше степень монополизации на ресурсных рынках, тем выше цены на ресурсы, а поэтому издержки, и тем меньше совокупное предложение степень юнионизации рынка труда чем больше сила профсоюзов и чем большее количество рабочих охвачено ими, тем выше ставка заработной платы и выше издержки фирм 99
100 Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде количество ресурсов (Q) чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем при прочих равных условиях больше совокупный выпуск, т. е. совокупное предложение. производительность ресурсов ( η ), представляющая собой отношение общего объема производства к затратам, т. е. это величина, обратная издержкам на единицу продукции. Чем выше η, тем меньше издержки и больше совокупное предложение. Главной причиной роста производительности является технологический прогресс. 100
101 Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде технологический прогресс ( τ ) обеспечивает появление и использование более совершенных технологий, более производительного оборудования и требует роста уровня квалификации и профессиональной подготовки рабочих, что снижает издержки на единицу продукции и увеличивает совокупное предложение. Технологический прогресс ведет к росту производственного потенциала страны и поэтому влияет на совокупное предложение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде и воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос 101
102 Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде налоги на бизнес ( Тх ) фирмы рассматривают налоги на предпринимательство, особенно косвенные, как часть издержек, поэтому рост налогов на бизнес ведет к сокращению совокупного предложения трансферты ( субсидии ) фирмам ( Т r) их можно рассматривать как антиналоги, поэтому воздействие трансфертов на совокупное предложение положительное 102
103 Неценовые факторы совокупного предложения в краткосрочном периоде государственное регулирование экономики (G management ) чем больше государство вмешивается в экономику, чем большее число регулирующих экономику учреждений оно создает и чем выше степень бюрократизма, тем больше бремя содержания аппарата чиновников и, следовательно, тем больше средств уходит из производственного сектора экономики, что ведет к сокращению совокупного предложения 103
104 Функция совокупного предложения в краткосрочном периоде 104
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.