Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Черняева
1 Подготовка к экзамену Сжатое изложение (теория и практика подготовки)
2 ЦЕЛЬ Подробное изложение Сжатое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
3 Сжатое изложение как форма информационной обработки текста I. Содержательная обработка текста, воспринимаемого на слух. II. Языковая обработка текста в процессе написания сжатого изложения.
4 I. Содержательная обработка текста, воспринимаемого на слух. Чему учимся? Адекватному восприятию текста (адекватному – соответствующему основному содержанию текста). Как учимся? Воспринимать содержание текста на слух структурированной.
5 Структурированное восприятие содержания текста Чему учимся? 1. Определять функционально-содержательные особенности текста – тип речи. Всегда рассуждение, то есть определять тезис (-ы), аргументы, вывод. 2. Определять структурно-композиционные особенности текста: виды композиции текста рассуждения. Виды композиции текста-рассуждения: Тезис–– аргумент(-ы) –– вывод.
6 Структурированное восприятие содержания текста Как учимся? 3. Членить текст на смысловые части – микротемы. Как минимум – их 3 (структура рассуждения). Но аргументов может быть несколько – увеличивается количество микротем. Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений, связанных одной мыслью. 4. Определять главную информацию каждой микротемы на основе разделения информации на главную и второстепенную и отсечения второстепенной информации.
7 Критерии оценивания ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла) ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла) ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения (0- 2 балла) Максимальное количество баллов по критериям ИК1-ИК3 – 7.
8 Приемы определения главной информации Главная информация – информация, без которой неясен основной смысл текста, поэтому главная информация определяется на основе восприятия его основного содержания. Первый прием - определение темы, проблемы, идеи (авторская позиция): о чем текст? (тема); какой вопрос главный? (проблема); зачем создан текст? (идея). Тема – (от греч. thema - то, что положено в основу) – предмет изображения в тексте: круг жизненных явлений и событий, о которых пишет автор.
9 Проблема (греч. problema - задача, задание) – вопрос, возникающий на каком-либо противоречии социально- общественной, культурной или духовной жизни. Текст создается автором с целью осмыслить эту проблему и выразить свое отношение к ней, предложить свою точку зрения на ее решение. Какое возникает противоречие при изложении темы, какой формулируется вопрос? Идея – (от греч. idea - идея, понятие, первообраз, представление) - главная мысль, лежащая в основе текста.
10 Приемы определения главной информации Второй прием - определение ключевых слов каждой микротемы и установление связей между ними. (ФИПИ «Определение в тексте так называемых смысловых маркёров – слов и выражений, отмечающих ключевые моменты содержания и передающих главную информацию».) Схема структурно-смысловых связей ключевых слов каждой микротемы: уровень фактологии: кто? что? (где? когда?); уровень оценивания: что об этом говорится? что во всем этом главное?
11 Ключевые слова абзаца Микротема абзаца Вариант сжатого изложения абзаца Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. (42 слова) Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно. (27 слов) В тексте должно остаться содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.
12 ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
13 ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур
14 Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.
15 Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов
16 Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения
17 Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) протекала в творческой атмосфере. Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.
18 Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
19 . Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)
20 Как писать сжатое изложение 1. Выделите в тексте важные (существенные, необходимые) мысли (микротемы). 2. Найдите среди них главную мысль. 3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. 4. Составьте план, озаглавив каждую микротему. 5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. 6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? 7. Обдумайте средства связи между частями. 8. Переведите отобранную информацию на « свой » язык. Как проверить написанное 1. После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2. Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: Передано ли основное содержание исходного текста? Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3. Второй раз читай с целью корректировки текста. Ответь на вопросы: *Можно ли текст назвать связным? *Правильно ли выделены абзацы? *Нет ли грамматических ошибок? *Нет ли речевых ошибок? *Выразительна ли речь? 4. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5. После переписывания текста на чистовик также проверь чистовой вариант. ПАМЯТКА
21 - Что должно быть отражено в сжатом изложении? – Какие способы сжатия текста вы знаете? – По каким критериям оценивается сжатое изложение? - Прочитайте свой алгоритм успешного написания сжатого изложения. Повторим
22 Василь Быков Повесть «Сотников»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.