Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюбовь Салова
1 П СИХОЛОГИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ Методическая разработка педагога-психолога Легостиной Е.С.
2 Данная разработка будет полезна как для учителей начальной школы, родителей будущих первоклассников, так и для школьных психологов. В разработке освещены ключевые психологические аспекты на проблему готовности к обучению детей в школе, готовности к эффективному взаимодействию родителей будущих первоклассников – учителя начальной школы – психолога.
3 Цели : 1. Информировать слушателей о понятии «психологическая готовность к обучению в школе». 2. Формировать у слушателей представление о проблемах психологической готовности к обучению в школе и путях их решения. 3. Активизировать интерес родителей будущих первоклассников на сотрудничество со школой при решении проблем эффективной адаптации будущих первоклассников к обучению в школе. Задача : выработка стратегии по преодолению проблем психологической готовности детей к обучению в школе.
4 Готовность к школе психологическая «Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зрелость) комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе.
5 Включает следующие составляющие: 1. мотивационную готовность положительное отношение к школе и желание учиться; 2. умственную или познавательную готовность достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений; 3. волевую готовность достаточно высокий уровень развития произвольного поведения; 4. коммуникативную готовность способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю». Е.О. Смирнова
6 П СИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ 1. Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе Личностная и социально-психологическая готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. 2. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
7 Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль. В ситуации урока исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя говорить на посторонние темы (вопросы). Надо задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, адекватно ведут себя на занятиях.
8 Ребенок должен уметь вступать в общение и с учителем и со сверстниками.
9 Отношение к сверстникам. Должны быть развиты такие качества личности, которые помогли бы общаться и взаимодействовать со сверстниками, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Каждый ребенок должен уметь быть членом детского общества и совместно действовать с другими детьми.
10 Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.
11 Готов ли ваш ребенок к обучению в школе? Специальные исследования старших дошкольников свидетельствуют о большом желании многих детей идти в школу. Принадлежит ли ваш ребенок к такому большинству? Побеседуйте с ребенком о его отношении к школе. Хотел бы он идти в школу? Чем его школа привлекает или огорчает? Почему так важно беседовать с ребенком о школе? Даже при наличии у ребенка необходимого запаса знаний, навыков, умений, уровня интеллектуального, волевого развития ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовности к социальной позиции школьника.
12 Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые компоненты, стремление занять новое социальное положение - стать школьником, не только понять, но и принять важность школьного обучения, уважения учителя, товарищей по школе. Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Важно знать уровень положительного отношения ребенка к школе для определения пути дальнейшего формирования интереса к ней.
13 Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит. Например, рассказывая о своих любимых учителях, читая художественную литературу, просматривая кинофильмы, надо активизировать как сознание ребенка, так и его чувства. Экскурсии в школу, встречи с учителями помогают создавать у ребенка положительную установку на учебу в школе.
14 Родителям важно знать как их ребенок готов к принятию новой социальной позиции - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего особое положение в обществе, отличающее его от дошкольника. Выясните, как ребенок относится: а) к школе, б) учебной деятельности, в) учителям, г) к самому себе.
15 Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница. Побеседуйте о школе с ребенком и его друзьями. Задавайте косвенные вопросы типа "Если бы можно было учиться в детском саду или дома, то пошел бы ты в школу? "
16 Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью - учением; например, желание писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа. Быть школьником - это уже осознаваемая ребенком ступень вверх, к взрослости, да и учеба в школе воспринимается ребенком как ответственное дело.
17 Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе. Такие ученики ведут себя в школе "по-детски", учатся неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата.
18 Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание. Все мероприятия, организуемые в семье, должны включать ребенка в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства. Здесь уместны совместное чтения художественной литературы, просмотр фильмов о школе, телепередач о школьной жизни с последующим обсуждением; показ фотографий, грамот, связанных со школьными годами родителей, игры в школу; организация семейных торжеств по поводу школьных успехов старших детей. Разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.
19 Совет родителям: Не запугивать ребенка школой! На возникновение негативного отношения к школе могут оказать влияние не только взрослые, но и старшие дети. Чтобы изменить отношение ребенка к школе, вселить веру в собственные силы, потребуется много внимания, времени и терпения. Помните, что и самому ребенку его первые шаги в школе будут не легки. Намного разумнее сразу формировать верные представления о школе, положительное отношение к ней, учителю, книге, к самому себе.
20 Рекомендованная литература: Б.С. Волков и Н.В. Волкова "Как подготовить ребенка к школе ? " Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской). Тест "Мотивационная готовность", диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д. Марцинковской).
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.