Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.centrobrrostov.ru
1 Научно-методическое сопровождение преподавания курса «Основы духовно- нравственной культуры народов России»
2 Роль образования в духовно-нравственной консолидации российского общества Общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества; Отношение к школе как единственному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства; Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному и духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию; Недостатки развития и воспитания в этот период трудно восполнить в последующие годы; Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью
3 ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 19-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов: - основы православной культуры, - основы исламской культуры, - основы буддийской культуры, - основы иудейской культуры, - основы мировых религиозных культур - основы светской этики для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей) 2 августа 2009 г. Пр-2009.
4 Распоряжение Правительства РФ от 29.X р Утвердить прилагаемые: план мероприятий по апробации в годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики", включающего - основы православной культуры, - основы исламской культуры, - основы буддийской культуры, - основы иудейской культуры, - основы мировых религиозных культур и основы светской этики (далее - план);
5 5 Межведомственный координационный совет Состав совета утвержден приказом Минобрнауки России. В него вошли представители: 1. Религиозных организаций 2. Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и аппаратов Полпредств 3. Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России 4. РАН и РАО 5. ФИРО и АПКиППРО 6. Координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса
6 Комплексный учебный курс"Основы религиозных культур и светской этики» (4-5 кл.) М., «Просвещение»,2010. "
7 Цель комплексного курса формирование у обучающегося (младшего подростка) мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, формирование у школьников способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
8 Структура учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Курс будет состоять из 4-х блоков, причем 1 и 4 блоки, посвященные патриотическим ценностям, межкультурному и межконфессиональному диалогу как фактору общественного согласия, будут проводиться для всего класса вместе.
9 Совместные уроки Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества ( 1ч.): Урок 1. Россия – наша Родина. Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России.(5ч.) Урок 30. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Урок 31 Урок 32 Проектная деятельность учащихся Урок 33 Урок 34 Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» ( народное творчество, стихи, песни, кухня народов Росси и т.д.)
10 Модуль 5 «Основы мировых религиозных культур» Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур В учебном пособии с учётом возрастных особенностей учащихся 4-5 классов даются элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставили задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
11 Поурочное планирование модуля «Основы мировых религиозных культур» (4 кл.) Урок 1. Россия - наша Родина Урок 2-3. Культура и религия Урок 4. Возникновение религий Урок 5. Возникновение религий. Религии мира и их основатели Урок 6-7. Священные книги религий мира Урок 8. Хранители предания в религиях мира Урок Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния Урок 11. Человек в религиозных традициях мира Урок Священные сооружения Урок Искусство в религиозной культуре Урок Творческие работы учащихся
12 Методические рекомендации межведомственного координационного совета по введению учебного курса ОРКиСЭ Механизм введения курса в образовательный процесс ОУ. Организация учебного процесса Оценивание результатов обучения (воспитания) Подготовка учителей
13 Механизм введения курса в образовательный процесс ОУ Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка. Наряду с организацией в школах коллективного ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций, может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации. Порядок такой работы может быть определён школьным советом (органом самоуправления в школе) с участием родительского сообщества.
14 Закон РФ «Об образовании» Ст. 14. п. 5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно
15 Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся образовательных учреждений Ростовской области» от ЗС. Ст.3. Формы реализации духовно-нравственного воспитания и развития п.3: Введение в учебные планы образовательных учреждений учебных курсов по основам мировых религиозных культур и светской этики.(ОРКиСЭ) Ст.4.Полномочия образовательного учреждения по введению в учебный процесс учебных курсов по ОРКиСЭ пп.1,2.: Решение о введении в учебный план учебных курсов (ОРКиСЭ) принимается образовательным учреждением самостоятельно. Один из курсов изучается обучающимися с их согласия и по выбору их родителей (законных представителей).
16 Областной закон Ростовской области «О духовно-нравственном воспитании и развитии обучающихся образовательных учреждений Ростовской области» от ЗС. Ст.5.Полномочия органа исполнительной власти Ростовской области, осуществляющего управление в сфере образования по реализации учебных курсов по ОРКиСЭ:... определение перечня учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе…подлежащего применению до включения соответствующих учебников в Федеральные перечни..
17 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. 373 Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
18 «Портрет выпускника начальной школы» по ФГОСу: любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
19 Из приказа Минобрнауки России 1241 от «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. 373» ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ: ВОСПИТАНИЕ СПОСОБНОСТИ К ДУХОВНОМУ РАЗВИТИЮ, НРАВСТВЕННОМУ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ; ФОРМИРОВАНИЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ, ОБ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИЯХ, ИХ РОЛИ В КУЛЬТУРЕ, ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ
20 Содержательные линии предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни.
21 Разделы основной образовательной программы начального общего образования пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
22 Концепция учебников по основам религиозных культур базируется на следующих принципах: Расположение учебного материала в порядке, соответствующем роли и месту той или иной религии в истории и культуре народов России. Комплексное освещение исторических, культурологических, и нравственных аспектов каждой религии. Раскрытие нравственного идеала каждой из традиционных религий России через демонстрацию общности для них представлений о добре и зле; Общеобразовательный, светский характер курса.
23 Из «Федерального перечня учебников для общеобразовательных учреждений на 2012/2013 уч. год» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА Основы духовно-нравственной культуры народов России 369 Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлёва И.И. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Светская этика 4Баласс 370 Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4ВЕНТАНА-ГРАФ 371 Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4Ассоциация ХХI век 372 Гогиберидзе Г.М. Основы духовно- нравственной культуры народов России 4Мнемозина
24 373 Костюкова Т.А., Воскресенский О.В., Савченко К.В. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Дрофа 374 Амиров Р.Б., Насртдинова Ю.А., Савченко К.В. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Дрофа 375 Китинов Б.У., Савченко К.В., Якушкина М.С. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы будийской культуры 4-5Дрофа 376 Пропирный Н.Г., Савченко К.В., Бурмина Т.Ю. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Дрофа 377 Амиров Р.Б., Воскресенский О.В., Горбачева Т.М. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Дрофа 378 Шемшурин А.А., Брунчукова Н.М., Демин Р.Н. и др. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Дрофа
25 379 Кураев А.В. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5Просвещение 380 Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы исламской культуры 4-5Просвещение 381 Чимитдоржиев В.Л. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы буддийской культуры 4-5Просвещение 382 Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы иудейской культуры 4-5Просвещение 383 Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур 4-5Просвещение 384 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4-5Просвещение
26 385 Николаева Е.И., Петрова Е.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4 Издательский дом «Федоров» 386 Саплина Е.В., Саплин А.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России 4Астрель 387 Сахаров А.Н., Кочегаров К.А. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 4Русское слово 388 Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики 4Русское слово
27 1199 Бунеев Р.Н., Данилов Д.Д., Кремлева И.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика 5Баласс 1200 Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5Ассоциация ХХI век 1201 Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России 5ВЕНТАНА-ГРАФ 1202 Гогиберидзе Г.М. Основы духовно- нравственной культуры народов России 5Мнемозина 1203 Сахаров А.Н., Кочегаров К.А., Мухаметшин Р.М. / Под ред. Сахарова А.Н. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России 5Русское слово 1204 Студеникин М.Т. Основы духовно- нравственной культуры народов России. Основы светской этики 5Русское слово
28 Вентана - Граф Основы духовно-нравственной культуры народов России
29 Основные разделы 1. Россия - многонациональная держава 2. Многообразие культур народов России культура каждого народа неповторима культура, рождённая религией народные и религиозные праздники 3.Что объединяет разные народы
30 Россия – многонациональная держава 1. Как всё начиналось. 2. Древняя Русь. 3. Как всё начиналось. 4. Народы Поволжья. 5. Как всё начиналось. 6. Народы Северного Кавказа 7. Как всё начиналось. 8. Народы Сибири Русский язык – государственный язык России. Когда люди объединяются
31 Многообразие культур народов России Культура каждого народа неповторима 1.Что нам стоит дом построить 2. Заглянем в бабушкин сундук 3. Приглашаем к праздничному столу Культура, рождённая религией 1.Традиционные религии народов России 2. Войдём в Православный храм 3. Войдём в буддийский храм 4. Войдём в мечеть 5. Войдём в синагогу
32 Народные и религиозные праздники 1. Цаган Сар – калмыцкий праздник весны 2. Навруз – день встречи Нового года и праздник весны 3. Это весёлый праздник Новый год 4. Рождество 5. Пасха 6. Курбан – байрам 7. День рождения Пророка 8. Шаббат – священная Суббота 9. Пурим 10. Праздник Весак
33 Что объединяет разные народы Какие ценности есть у человечества 1. Как возникли правила 2. Будь милосерден и добр 3. Почитай родителей 4. Будь щедрым, довольствуйся малым 5. Не завидуй 6. Не предавай 7. Будь терпим, умей прощать 8. Будь честным
34 Оценивание результатов обучения (воспитания) В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению материала, новизна его для них, численность групп и другое). Предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников. Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматриваются.
35 Электронные ресурсы Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - Электронная гуманитарная библиотека Государственный музей истории религии -
36 Информация о религиозных организациях размещена на следующих Интернет-ресурсах Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ; Совет муфтиев России; Российская ассоциация буддистов; Федерация еврейских общин России. сайт Общественной палаты - сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации -
37 Сайт методического центра образования города Ростова-на-Дону http//centrobrrostov.ru
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.